В первой
половине XVII века фактическим правителем Франции был хитрый и умный политик
Арман де Ришелье. Он видел свою миссию в расширении и укреплении Французского
королевства. Религиозную политику Ришелье стремился проводить в соответствии со
своими политическими устремлениями. Так, во время Тридцатилетней войны он выступал
на стороне протестантов, желая ослабить Германию. Во Франции он придерживался
иной религиозной политики.
Ришелье
волновали не религиозные убеждения гугенотов, которым предоставлялась свобода
вероисповедания и богослужения, а то, что Нантским эдиктом 1598 года французский
король Генрих IV даровал им укрепленные города и крепости, где могли созревать
заговоры против государства.
Главной
твердыней гугенотов был прекрасно укрепленный город Ла-Рошель. Отборные части
французской армии по приказу короля и Ришелье осадили город. Гугеноты
самоотверженно защищали свою цитадель. Осада длилась год. Защитники Ла-Рошеля
умирали от голода и болезней. В конце концов они вынуждены были капитулировать.
Из 25 000 в живых осталось только полторы тысячи человек. Ришелье приказал
снести городские стены. Узнав о падении Ла-Рошеля, несколько других
протестантских городов выступили против короля, но сопротивление их было
подавлено королевскими войсками.
Ришелье
признавал, что протестанты во Франции имеют серьезное политическое влияние. В
1629 году, после захвата их городов, он издал эдикт о терпимости по отношению к
гугенотам — они теперь не представляли угрозы государству.
После
смерти Ришелье управлять государственными делами при малолетнем короле Людовике
XIV стал кардинал Джулио Мазарини. При нем гугеноты во Франции жили довольно
спокойно, и число их на территории королевства стало расти. Возрастало и влияние
гугенотов на французское общество.
После
смерти Мазарини Людовик XIV не стал искать себе советника. Он хотел абсолютной
власти, вследствие чего у него даже был конфликт с папой, который пытался вмешиваться
в государственные дела Франции. Провозгласив приоритет галликанской церкви
(Галлия — древнее название Франции), король занялся искоренением
протестантизма, назвав эту акцию «воссоединением» протестантов и католиков.
Сначала с гугенотами обращались достаточно мягко, пытаясь их уговорить
произнести формулу обращения к католичеству: «Я воссоединяюсь». Потом за
«воссоединение» взялась королевская армия, и протестантов стали обращать в
католичество в принудительном порядке.
В
1685 году Людовик XIV отменил Нантский эдикт и поставил протестантов вне закона.
Множество французских гугенотов эмигрировали в Германию, Швейцарию,
Нидерланды, Англию и Северную Америку. Официально во Французском королевстве
гугенотов не осталось. Но фактически силой обращенные в католичество
протестанты продолжали держаться своей веры. У них не было церквей, но они
собирались на службу в пустынных местах в строгой тайне. Случалось, что к
местам их собраний подтягивались войска. Мужчин отправляли на каторгу, женщин
сажали в тюрьму, детей отдавали в чужие семьи на воспитание католикам, а
пасторов казнили.
Вскоре
протестантское движение разделилось на два направления — мистиков и радикалов.
Мистики предавались апокалиптическим мечтаниям, переживали различные видения,
верили в скорейший конец света, который произойдет в 1689 году. Под влиянием
пророчества о приближении конца света протестанты стали действовать открыто.
Одни выступали как предсказатели, другие объявляли, что слышат голоса, третьи
видели видения,
четвертые
вещали, находясь в трансе. В них пробудилась смелость и готовность умереть за
свою веру. Правительственным агентам не приходилось теперь выискивать гугенотов
в глухих лесах и пустынях: они проповедовали у всех на виду. Их заключали в
тюрьмы, подвергали жестоким пыткам, чтобы вырвать согласие на отречение от
протестантской веры и заставить произнести формулу: «Я воссоединяюсь». Эти
мистические настроения протестантов вылились в крестьянские войны. Крестьяне,
продолжая обрабатывать поля и пасти скот, объединялись в отряды и нападали на
королевские войска. Крестьянские восстания охватили множество поселений,
которые королевские войска буквально стирали с лица земли. Но число повстанцев
росло, поскольку к ним присоединялись те, кто остался без крова. В протестантских
странах борьбу крестьян горячо приветствовали, но ни одна из этих стран так и
не предоставила им помощь. Восстание было подавлено в 1709 году, вожди движения
схвачены и казнены.
Представители
радикального направления протестантов в это время призывали повиноваться
гражданским властям во всем, что не противоречит Священному Писанию. В 1715 году
состоялся первый синод Французской реформатской церкви. После смерти Людовика
XIV французскую корону унаследовал его внук Людовик XV, при котором религиозная
политика предыдущего короля продолжалась. В1726 году в швейцарском городе
Лозанне открылась семинария, где готовили к службе реформатских проповедников.
Выпускники семинарии возвращались на родину и тайно осуществляли свое
служение.
Конец
гонениям на протестантов положил Людовик XVI, который в 1787 году провозгласил
политику веротерпимости.
Противостояние католиков и протестантов породило у многих недоверие к догмам и ортодоксальным учениям. Вольтер поддерживал
протестантов не из-за симпатии к их убеждениям, а потому что считал нетерпимость
аморальной. В эти годы борьбы с протестантами умонастроение французского
народа подготовило почву для Великой французской революции.
|