В
протестантской среде в начале XVI века формируются новые учения, которые извращают
христианство больше, чем сделали это лютеранство и кальвинизм. Протестантство
не признало эти учения, и их последователи образовали протестантские секты.
Анабаптисты
учили, что каждым верующим руководит Дух Божий и крещение детей не имеет
библейских оснований. Анабаптисты (перекрещенцы) вступающих в свое общество,
которое они именовали церковью святых, крестили заново. Они отвергали церковную
иерархию, осуждали богатство, призывали к введению общности имущества,
участвовали в крестьянских восстаниях.
Анабаптистское
сектантское движение XVI века распространилось в Германии, Швейцарии,
Нидерландах.
Секта
меннонитов, основанная в 30—40-е годы XVI века голландцем Менно Симонсом,
унаследовала многие взгляды анабаптистов. Менно установил в ней строгую
дисциплину и ввел нравственные правила. Меннониты проповедовали смирение,
отказ от насилия, считали необходимым удаляться от военной и гражданской
службы, проводя замкнутую жизнь. Они тоже отрицали крещение детей и считали
себя обществом святых.
Движение
квакеров возникло в Англии в середине XVII века. Основатель секты в юности
услышал голос, призвавший его оставить все и начать странническую жизнь. Свои
религиозные мечтания он стал воспринимать как откровения Божественного Духа,
утверждая, что над внешним словом стоит внутреннее слово Святого Духа,
которое и есть высший авторитет. Вокруг него собрались единомышленники и
организовали «Общество друзей», проповедовавших пацифизм и
благотворительность. Они не признавали никакого церковного устройства,
канонического порядка праздников, обрядов, песнопений, а практиковали крайне
возбужденные спонтанные речи, вследствие чего часто впадали в исступление.
Отсюда и название секты: квакеры (по-английски значит «трясущиеся»).
Секта
методистов возникла вследствие глубокого нравственного упадка в Англии XVIII
века, развития рационализма среди интеллигенции и моральной испорченности
духовенства. В конце XVII века стали появляться домашние кружки по изучению
Библии. Один из таких кружков возник в доме пылкого и благочестивого юноши
Джона Весли. Учась в Оксфорде, он с друзьями организовал общество ревнителей
благочестивой жизни. Члены его предавались разным благочестивым упражнениям по
своему методу, что дало повод назвать их методистами. Их проповеди приводили к
покаянию тысячи людей, которые меняли свою жизнь и оставляли пьянство —
главный порок англичан того
времени.
В1732 году к Весли присоединился Георг Витфилд, проповедник-кальвинист. Он проповедовал
на улице для простых людей. Большая часть его служения прошла в Америке. Весли
же организовал методистские общины, которые достигли огромных размеров. Методисты
оказали большое влияние на общество Англии своими проповедями против спиртных
напитков, рабовладения и войны, оказывали помощь больным и бедным.
Религиозное
движение — баптизм — является в настоящее время наиболее известным и
влиятельным среди так называемых свободных церквей. Создатели секты отбросили
частицу «ана», желая доказать, что они не перекрещивают, а крестят, не
признавая крещения младенцев. Секта возникла независимо от анабаптистов, но
под их влиянием. Первая баптистская община образовалась в Англии в 30-е годы XVII
века.
В середине XVIII века они создали «Проповеднический союз», который
активно действовал в Северной Америке, в основном, среди негров, в Японии,
Китае, Индии, Германии, откуда баптисты перебрались в Россию.
|