В
конце XVIII века христианство переживало глубокий упадок, который прежде всего
коснулся католической церкви. Но с начала XIX века начался подъем
протестантизма, в котором главную роль сыграло миссионерское движение.
Оживление христианства и образование миссионерских обществ началось с Америки.
Предтечами добровольных миссионерских общин были англиканские Общества распространения
христианского знания и распространения Евангелия, проводившие работу среди английских
эмигрантов. Члены обществ желали любой ценой нести свет Евангелия людям.
Отцом
современного миссионерства справедливо считают Уильяма Кэри, организовавшего
в 1792 году
Баптистское миссионерское общество. Именно он поставил миссионерское служение на
профессиональную основу. Уильям Кэри в молодости был сапожником, но,
обратившись к Христу, стал пастором. Не имея никакой миссионерской поддержки,
он вместе с семьей отправился в Индию. Его горячее желание окрестить местных
жителей было встречено индийскими властями без энтузиазма, а представители
Ост-Индской компании, контролирующей экономику в стране, хотели даже
депортировать Кэри на родину. Но он не отступил от своего намерения, перебрался
в глубь страны, устроился там на фабрику и занялся переводом Библии и проповедью
Евангелия среди местных жителей, бенгальцев.
Через
три года к нему присоединилось несколько англичан и возникла первая баптистская
церковь, вокруг которой собралось много местных бенгальцев. В 1800 году Кэри с
семьей переехал в датскую колонию Серампур, куда вскоре перебрались еще две
миссионерские семьи. Серампур стал центром миссионерской работы в Индии,
энтузиасты-миссионеры организовали школы, типографии, наладили дело проповеди.
Кэри перевел Библию на три языка — бенгальский, санскрит и маратхский, чтобы
местные жители могли слышать Благую Весть на родном языке.
За
восемнадцать лет служения миссионерской общине удалось окрестить шестьсот индийцев.
Несколько тысяч человек посещали богослужения. Между тем деятельность общины
возбуждала враждебное отношение английских чиновников. Ей отказывали в поддержке
и молодые миссионеры, не желавшие жить общинной жизнью и стремившиеся европеизировать
индийцев, тогда как Кэри хотел построить местную церковь, основанную на
местных традициях. Ко всем этим неприятностям и конфликтам добавилась еще одна
беда: при пожаре сгорел огромный словарь, составленный Кэри, две грамматики и
перевод Библии со всеми исходными материалами. Но это несчастье не сломило
Кэри: он счел его за Божье попущение и начал весь труд сначала.
В
1795 году по примеру Кэри методисты и пресвитериане основали Лондонское миссионерское
общество,
объединившее разные протестантские группы. Вскоре миссионерские общества
появились в Нидерландах, Швейцарии, Дании, Германии и некоторых других
странах. Появилась Базельская школа для подготовки миссионеров, первое Американское
общество зарубежных миссий.
Американский
совет представителей зарубежных миссий помог баптисту Адонираму Джадсону
организовать баптистское общество в Бирме. Он перевел Библию на бирманский язык
и организовал сеть миссионерских обществ в этой стране. Местные власти обвинили
Джадсона в шпионаже и бросили его в тюрьму. Более полутора лет он сидел его в
камере смертников, постоянно подвергаясь жестоким пыткам. Выпущенный на
свободу, он продолжил свое самоотверженное служение.
Англичанин
Моррисон вел миссионерскую деятельность в Китае. Он работал в Ост-Индской
компании, сотрудникам которой запрещалось вести просветительскую работу среди
местного населения. Запрет на миссионерство налагали и китайские власти. Выучив
китайский язык, Моррисон стал переводить Библию. Помогали ему в этом два
обращенные в христианство китайца. Они делали это тайно. Если бы обнаружилось,
что они оказывают помощь иностранцу в переводе Библии, китайцам грозили бы
пытки и смерть, поэтому они всегда носили с собой склянку с ядом. В 1815 году
вышел в свет Новый Завет в переводе Моррисона. Узнав об этом, Ост-Индская
компания уволила его и предписала покинуть Китай. Но Моррисону удалось
остаться. Он и умер в 1834 году в Китае.
Еще
одним замечательным миссионером был Карл Гутцлафф. Первые годы своего служения
он провел в Таиланде, а потом стал странствовать вдоль китайского побережья.
Моррисон снабжал его религиозной литературой, которую Гутцлафф распространял
среди местного населения, проповедуя Евангелие. Он хотел благовествовать
повсюду и с этой целью подготовил множество китайских проповедников. За
двадцать лет его стараний в Китае появилось евангелизационное общество, организовавшее серьезную
миссионерскую деятельность в этой стране. С китайского евангелизационного
общества начал свой труд Хадсон Тейлор. В 1854 году он прибыл в Шанхай, где
было довольно много англоязычных миссионеров. Выучив китайский язык, Тейлор
отправился в глубь страны, куда еще не ступала нога европейца. Его миссионерская
работа проходила в невероятно тяжелых условиях.
В
1900 году император подписал указ, согласно которому христианство подлежало
искоренению как чуждая китайцам религия. С миссионерами стали расправляться с
необыкновенной жестокостью.
В
конце XIX века в миссионерских движениях активное участие принимали женщины.
Лотти Мун работала в Китае преподавателем и за годы своей работы сумела
организовать там церковь. Журнал американских Южных баптистов присвоил ей
звание «лучшего мужчины среди миссионеров». Ида Скаддер, миссионер-медик,
построила в Индии систему медицинских клиник и колледжей и возглавила
медицинскую ассоциацию Индии.
Миссионерское
дело в Африке начал Роберт Моффат. В 1816 году он поехал в Кейптаун, а оттуда
вместе с женой двинулся в глубь страны. Он основал миссионерский поселок
Куруман, выучил язык племени бечуанов и перевел на него Библию. Английские и
датские чиновники препятствовали его деятельности, но несмотря на это Моффат с
успехом проводил евангелизацию местного населения. Более полувека провел он в
Африке, после чего отправился в путешествие по Британии с рассказами о «тысяче
африканских деревушек, в которых не было ни одного миссионера». Его рассказы
поразили юного Дэвида Ливингстона, и он отправился в глубь Африки, трудясь как
ученый и проповедник. Африканцы так полюбили Ливингстона, что после смерти в
1873 году мумифицировали его тело и препроводили на родину.
Миссионер
В
1888 году к африканскому племени окойонгов отправилась отважная женщина Мэри
Слессор. Она поселилась в глиняной хижине, кишащей тараканами, крысами и муравьями,
и провела в этих условиях десять лет. За это время Мэри завоевала столь большой
авторитет у африканских племен, проживавших на территории Западной Африки, что
ее приглашали разбирать самые трудные уголовные дела и имущественные споры.
С
конца XVIII века протестантские миссионеры стали проповедовать в Океании. Жители
островов придерживались языческих взглядов, считая, что мир населен злыми и
добрыми духами, которых надо уметь задобрить. По их мнению, приход
чужестранцев вызывал проклятие духов, поэтому они часто убивали миссионеров и
готовили из них ритуальную пищу. Но находились героические личности, которые
ради проповеди Спасителя готовы были пожертвовать своей жизнью. Их усилия
увенчались успехом. Так, на маленьком острове Анейтьюм, где трудился миссионер
Джон Гедди с женой, на здании созданной им церкви была установлена табличка:
«Когда Гедди прибыл сюда в 1848 году, здесь не было ни одного христианина;
когда он уехал в 1872 году, здесь не осталось ни одного язычника».
В
конце XIX века миссионеры перенесли свою деятельность в Латинскую Америку, где
много местного населения приняло христианство.
|