Для
Соединенных Штатов Америки участие в Первой мировой войне не имело таких катастрофических
последствий, как для стран Европы. Общественность этой страны долгое время
выступала против участия в войне, особенно традиционно пацифистские конфессии.
Только когда правительство США на последнем этапе войны (в 1917 г.) объявило,
что будет принимать в ней участие, общественное мнение переменилось на прямо
противоположное, и даже церковь, до этой поры выступавшая за мир, поддержала
намерение правительства.
В
послевоенные годы США вступили в период изоляционизма и подавления инакомыслия.
На общественные настроения оказала влияние расистская террористическая организация ку-клус-клан, активизировавшаяся в 20-е годы
XX столетия. Ввиду «красной опасности» некоторые религиозные лидеры и церкви
поддерживали ку-клус-клановцев, утверждая, что христианская вера — единственная
сила, способная дать отпор «радикалам».
Христиане,
принадлежащие к традиционным церквам, пытались противостоять этой тенденции.
Начался раскол между либерально настроенным церковным руководством и рядовыми
членами церкви, считавшими, что конфессиональные лидеры неправильно выражают
их позицию.
Особенно
этот конфликт обострился в послевоенные годы. Во время так называемого
«обезьяньего процесса», когда фундаменталисты настойчиво добивались запрета на
преподавание в школах теории эволюции, мнения остальных конфессий разделились,
что привело к открытому расколу. Тем не менее, общественное настроение после
войны в США в целом было оптимистическое, много говорилось о прогрессе и о
грядущем процветании страны. Но все эти надежды рухнули в одночасье в
преддверии экономического кризиса.
Наступило
время распространения менее оптимистических богословских концепций, с которыми
выступили братья-богословы Рейнхольд и Ричард Нибуры. Один из них делал
вывод, что христианство, «уступающее лидерство националистическим и
экономическим силам общества, не может предложить никакой надежды разделенному
миру». Другой также считал, что капитализм без границ являет собой
разрушительную силу. В 1930 году приходской священник Рейнхольд создал
Содружество христиан-социалистов, желая вернуть осознавших грех верующих к
нравственной жизни.
Перед
началом второй мировой войны лидеры большинства традиционных конфессий пришли
к выводу о необходимости создания системы социального обеспечения с пособиями
для бедных.
Президент
Франклин Рузвельт (1933— 1945) пытался облегчить положение бедных и принял
некоторые меры к социальной защите трудящихся. Ему удалось остановить экономический
спад. К 1939 году положение в США стабилизировалось. Но когда речь пошла об
участии Соединенных Штатов в надвигающейся войне с фашизмом, страна вновь
раскололась.
Христиане
чувствовали угрызения совести за проявление воинственного и националистического
духа в первой мировой войне. Многие сочувствовали фашизму, видя в нем силу, способную
противостоять «красной опасности». Американцы немецкого и итальянского происхождения
сочувственно относились к земле своих предков. Изоляционисты ратовали за то,
чтобы предоставить остальной мир его собственным проблемам. Расисты и
антисемиты считали, что США не должны препятствовать осуществлению программы
фашизма. Разнообразию этих настроений положило конец нападение японцев на
Пирл-Харбор в декабре 1941 года.
В
конце войны американцы сбросили ядерные бомбы на два японских города, положив
начало ядерному веку. Сразу после этого для Америки наступил период
процветания, которого она достигла благодаря росту промышленного производства
за военные годы. Открылись большие возможности для материального обогащения.
Многие люди в поисках этих возможностей устремились в новые места, в
пригородные районы, где открылось много церквей. Это движение совпало с «холодной
войной», с «охотой» на коммунистов и социалистов. Тогда отсутствие связи с церковью
рассматривалось как склонность к антиамериканской деятельности.
Церкви
в пригородах умножались и росли.
Традиционное
христианство приспосабливалось к культурным условиям пригородов, зато утратило
связь с населением городов и сельских районов. В то время популярным стало
понимание христианства как средства достижения внутренней гармонии. Это
движение происходило на фоне оживления деятельности национальной ассоциации
содействия развитию цветного населения. Чернокожие пытались противостоять направленным
против них законам и после волнений в перенаселенных гетто в Нью-Йорке и
Лос-Анджелесе стали ратовать за «черную власть». Один из лидеров чернокожих,
доктор Мартин Лютер Кинг, создал несколько христианских ненасильственных
организаций. Движение Кинга занималось не только расовыми вопросами, но и
борьбой со всеми проявлениями несправедливости в американском обществе, в
которой должны принять участие все бедные, независимо от цвета кожи. В 1968
году во время возглавленного им «похода бедняков» он был убит.
В то
же время набирало силу феминистское движение. Женщины участвовали в кампании за
отмену рабства, работали в Женском христианском обществе трезвости, боролись
за избирательные права. В середине XX века движение сделалось сплоченным и
стало приобретать влияние как в церкви, так и в обществе. К середине 80-х
годов феминистки добились того, что большинство крупных протестантских конфессий
стало рукополагать женщин. В это же время возникла так называемая «электронная
церковь». Евангелисты-проповедники стали работать на радио и телевидении,
напоминая народу об утрате традиционных ценностей и как следствие этого —
упадке общества в целом. Сейчас некоторые телепроповодники возглавляют
крупные корпорации, которые поддерживают проводимую ими работу.
|