Во
второй половине XVI века Речью Посполитой (Польшей и Литвой) правил великий
князь Литовский и король Польский Сигизмунд II. Он был католиком, но
интересовался протестантизмом, состоя в переписке с Лютером и Кальвином. Зная
о его взглядах, в Речь Посполитую бежали все гонимые за веру.
В
Речи Посполитой уживалось много национальностей, исповедавших свою веру. Немцы
были лютеранами, литовцы, белорусы и украинцы — православными, хотя некоторые
из них, особенно знать, исповедовали кальвинизм (братья Николай Радзивилл
Черный и Николай Радзивилл Рыжий). Они открыли несколько типографий, где
печатали протестантскую литературу, и напечатали в одной из них Библию на
польском языке, после чего в кальвинизм обратилось множество шляхетских семей.
Своих крепостных новообращенные паны-кальвинисты не заставляли перейти в
протестантскую веру, но организовали среди них проповедь и вели
просветительскую работу.
Среди
русского народа немало на пользу протестантизма потрудился пастор Симон
Будный. Будучи православным, он поступил в Краковский университет, где ознакомился
с кальвинизмом. Протестантское учение увлекло его, и он переменил веру. Симон
Будный подготовил к изданию кальвинистский катехизис, а также трактат «Об
оправдании», где говорилось, что грешники оправдываются верой по благодати
Божьей. Позже он был осужден за это сочинение кальвинистским собором как
еретик.
На
Украине и в Польше получил распространение анабаптизм. Когда сюда убежал из России
самобытный русский протестант, в прошлом монах одного из заволжских монастырей,
Феодосий Косой, он соприкоснулся с этим учением и оно увлекло его. Другой русский
протестант, поп Фома, стал пастором в Полоцке. Во время Ливонской войны царь
Иван Грозный взял этот город, отыскал Фому и приказал утопить его в Двине.
Православное
духовенство не смогло в этих краях отстоять свою веру, и эту миссию взяли на
себя миряне. Городские мещане объединились
в братства, члены которых старались на
своих землях возродить православие. Они строили храмы, школы, занимались просветительской
деятельностью. Контролировал епископов православных братств Константинопольский
патриарх.
|