Христианский
храм всегда имеет в плане крест — знак спасения, крест Христа. На Западе храмы
строили в виде латинского — удлиненного — креста, что организует динамичное
пространство, вытянутое по оси восток-запад, устремленное в сторону алтаря,
туда, где на престоле находятся Святые Дары. Это движение подчеркивают ряды
колонн, напоминающие торжественное шествие, увлекающее входящего. В западной
части Римской империи развивалось христианство социально-активное,
миссионерское, что и обусловило выбор соответствующих архитектурных форм, стремительный
взлет готических башен и колоколен, словно штурмующих небо. Форма шпиля, как
завершение базилики, полностью вытесняет купол, который так любили на востоке.
В
восточной части Римской империи развивалось христианство иного типа — созерцательное,
молитвенно-углубленное, стремящееся к внутреннему преображению человека. Здесь
и храмы приобретали другие формы. Чаще всего в основе восточнохристианского
храма лежит греческий равноконечный крест, благодаря чему храмовое пространство
статично, центрировано, собрано под купол, который, подобно покрову, осеняет
молящихся. Здесь главное не динамика движения, а покой созерцания,
обращенность внутрь и ощущение присутствия Божия. Базилика преображается здесь
в крестово-купольный храм. Разработанная в Византии, эта форма была перенята
Русью, где получила широкое распространение.
Так
в формах храмовой архитектуры выразилось единство и разнообразие двух традиций
— западной, католической и восточной, православной. Христианская базилика, как
и Иерусалимский
Храм, имеет трехчастную структуру: алтарь в восточной части, неф (наос) — в
центральной, притвор — в западной. Алтарь напоминает ветхозаветное Святое Святых,
туда во время богослужения входят только священнослужители. В православной традиции
алтарь отделяется от наоса завесой, что также
вызывает аналогии с Иерусалимским храмом. Алтарная преграда на Руси трансформировалась
в иконостас.
Храм
— это космос, вмещающий всех живших, живущих и тех, кто будет жить — все они
сосуществуют в замысле Божием о мире. Своды храма поддерживают мощные столбы,
на которых изображены фигуры святых — это мученики, воины, те, кого принято
называть «столпами церкви». Своим духовным подвигом они держат духовное здание
церкви, так же, как здание храма покоится на столбах. В откосах окон
изображены святые монахи. Древнерусские храмы строились с толстыми стенами,
поэтому здесь образовывались довольно значительные плоскости, позволявшие
располагать изображения. Здесь обычно изображают преподобных — пустынников,
основателей монастырей, учителей духовности. Окна в храме подобны глазам — они
источник света, через них храм смотрит на мир. Преподобные — это «глаза церкви»
— они смотрят на мир и видят то незримое, что невидимо для других. В апсиде
часто изображена Богородица-Оранта, молящаяся. Ниже, во втором ярусе обычно
изображается Евхаристия — сцена причащения апостолов, где Христос является
священником.
Самый нижний ярус алтарных росписей занимают фигуры отцов церкви —
богословы, творцы литургии, создатели догматов, учителя — те, кого можно
назвать интеллектуальным фундаментом церкви. Среди них — святители Иоанн
Златоуст, Василий Великий, Григорий Богослов, Николай Мирликийский. Фигуры
святых писали и на стенах храмов, помещая их почти вровень со стоящими во
храме людьми. Этим подчеркивалось, что в богослужении принимают участие и
святые, незримо присутствующие среди нас.
|