Миссионерская
деятельность восточного христианства сводится прежде всего к русским
подвижникам. И высшие церковные иерархи, и безызвестные монахи благовествовали среди языческих народов, чаще всего в одиночку, и добивались обращения
многих и многих язычников.
Преподобный
Герман Аляскинский принял постриг на Валааме, а в 1793 году уехал на Алеутские
острова вместе с христианской миссией.
Просветители
поселились на острове Кадьяк и построили там храм. Судьба их сложилась
по-разному: одни погибли от рук дикарей, другие вернулись в Россию.
Преподобный Герман остался один. Алеуты любили его за доброту и безотказность.
Во время тяжелой эпидемии он ухаживал за больными, молился с ними, приготовляя
своих подопечных к переходу в вечность.
Митрополит
Иннокентий в 1823 году с семьей отправился за 6000 километров от родного
Иркутска на остров к алеутам. Там он выучил алеутский язык и занялся переводом
Священного Писания. Вокруг него собралась христианская община; выучив якутский
язык, Иннокентий перевел Евангелие. Горячее желание проповедовать православную
веру привело его на Амур, в город Благовещенск, названный так в честь
престольного праздника его первой церкви.
В 1867
году Иннокентий организовал Православное миссионерское общество, которое после его смерти
открыло несколько отделений в Сибири.
Большую
миссионерскую работу выполняли православные проповедники в Китае, на Кавказе и
в Японии, которая в первой половине XIX века оставалась страной, закрытой для
контактов с другими государствами. В 1861 году в Японию прибыл иеромонах
Николай, которого православная церковь вспоминает как Николая Японского. По дороге
к месту своего служения молодой иеромонах представлял, что «Япония ждет как
невеста» его прихода и что «пронесется в ее тьме весть о Христе, и все
обновится». Но на деле все оказалось иначе. О проповеди и речи идти не могло,
поскольку японцы смотрели на иностранцев как на зверей, а на христианство как
на страшную секту, к которой могут принадлежать только злые люди и чародеи.
В
течение восьми лет отец Николай занимался изучением разговорного и книжного
японского языка, японской философии, истории и литературы. Чем больше он
знакомился с этой страной, тем больше крепла в нем надежда на просвещение
Японии Евангельской проповедью.
Первым
обращенным в православие стал бывший самурай, жрец синтоистской кумирни в
Хакодате Такума Савабе. Он состоял членом тайного общества, имевшего цель
изгнать всех иностранцев из Японии. Позже Савабе был рукоположен во священника.
В
1872 году в Японии начались гонения на христиан, но через год вышел указ,
отменяющий антихристианские законы. Тогда отец Николай на средства частных
жертвователей построил здание миссии в Хакодате с домовой церковью и школу, где
изучались арифметика, японский и русский языки, японская и всеобщая история.
Тогда же была учреждена семинария, в которой отец Николай преподавал
догматическое богословие и всеобщую гражданскую историю.
В
1860 году отца Николая рукоположили во епископа. Тогда же японская миссия стала
издавать различные религиозные журналы, брошюры и книги — епископ Николай обязательно
просматривал все рукописи. В миссии появилась духовно-музыкальная школа и хор.
Епископ Николай не щадил себя. Ему удалось организовать православные общины по
всей Японии, и, когда мог, он объезжал их. Он перевел на японский язык
Священное Писание и богослужебные книги. Когда началась война Японии с Россией
и в Японию стали прибывать русские пленные, епископ Николай с согласия
японского правительства образовал Общество духовного утешения военнопленных. Для покровительства пленным он
отобрал пять священников, владевших русским языком.