Некоторые
специфические образования, возникшие в XIX—XX веках, рассматривают свою
деятельность как возвращение к неискаженным первоисточникам христианства.
Представители более древних христианских групп считают их сектами —
религиозными группами, существующими независимо от основных конфессий.
Пятидесятничество
появилось в конце XIX века в Соединенных Штатах. Целью этого движения является
попытка вернуть верующим раннехристианскую силу Святого Духа. Некоторые свои
идеи пятидесятники почерпнули из учения баптистов, указывающих на
необходимость обновления духовной жизни как дополнительного переживания после
покаяния и водного крещения. Это мистическое переживание, которое, как они
считали, совершенно изменяло их духовную жизнь, они называли «крещение Духом
Святым».
Пятидесятничество
возникло в американской студенческой среде, изучавшей действие Святого Духа по
книге «Деяний святых апостолов». Одна студентка попросила методистского
пастора возложить на нее руки, чтобы получить крещение Святым Духом. После
этого она заговорила на невнятном языке. Такое же явление произошло с самим
пастором и другими его учениками.
Глоссолалии — произнесение бессмысленных
сочетаний звуков, сохраняющих некоторые признаки связной речи, — стали
характерной чертой нового движения. Один из учеников пастора отправился в
Лос-Анджелес с проповедью о том, что кто не говорит на языках, тот еще не
крещен Святым Духом. У него появилось множество приверженцев. Однажды после
продолжительной молитвы все присутствующие стали говорить на незнакомых
языках, исцелять друг друга и творить разные чудеса. Известие о «новой
пятидесятнице» облетело весь город, и к концу года в нем образовалось девять
«пятидесятнических» общин.
Появление
глоссолалии в методистских и баптистских церквах было воспринято критически.
Служители этих церквей уверяли, что говорение на невнятном языке, наблюдавшееся у пятидесятников, не
согласуется с духом Нового Завета. Некоторые богословы вообще сомневались в
божественной природе глоссолалии. Это привело к выходу сторонников глоссолалии
из церквей и организации собственных групп и союзов. В 1914 году было основано
крупнейшее пятидесятничеекое объединение — Ассамблея Бога.
В
1919 году в одном из американских городов была создана пятидесятническая церковь
из русских эмигрантов, потом ее создатель вернулся в Россию и там организовал
пятидесятническое движение. Пятидесятники придавали большое значение чудесам и
пророчествам, их проповеди производили огромное впечатление на людей, мало
знакомых с настоящей духовной жизнью. В 1926 году в Одессе зарегистрировали
первый пятидесятнический союз, официальным органом которого стал журнал
«Евангелист». По данным этого журнала, в союз входило 350 общин общей
численностью до 17 тысяч человек.
Аналогичные
группы появились в Западной Украине, Белоруссии и Литве, которые вскоре
объединились в союз, насчитывающий до 18 тысяч членов.
Во
второй половине XX века появилось новое религиозное учение — харизматизм. Оно
состоит в том, чтобы каждый верующий на личном
опыте познал действие Духа Святого или получил какой-либо божественный дар —
харизму. При этом к верующим не предъявляются нравственные требования. Самым важным
считаются некоторые физические проявления «Духа Святого» — неконтролируемые внезапные
падения, «святой смех», «святой лай», то, что у православных слывет признаками
беснования. Сами харизматы определяют свое движение как «оживление веры в различных
христианских церквах и традициях».
|