Оправившись
от первого удара Реформации, католичество перешло в контрнаступление,
стараясь отвоевать потерянные территории и народы. Эффективным орудием против
протестантов стали ордена. Одни были реформированы по старому образцу, другие
создавались заново. Новые ордена пытались решить две задачи: приспособить к
условиям нового времени и возродить строгое соблюдение монашеских обетов.
Весьма
важное значение в борьбе Римской церкви за католичество приобрел орден нищенствующих
—
босоногих кармелиток. Основательницей его стала дочь обращенного еврея Тереза. Желая проводить монашеский
образ жизни, она поступила в монастырь, где любимым ее занятием сделалось
чтение. Когда инквизиция опубликовала список запрещенных книг, Тереза с
огорчением увидела, что это ее самые любимые книги. Но тут ей в видении явился
Иисус и сказал: «Не бойся. Я буду для тебя как открытая книга». С этого времени
видения не оставляли ее. Тереза не могла понять, от Бога они или от лукавого.
Многочисленные духовники, которым она рассказывала про видения, ничего не
могли ей ответить, в конце концов истинные монахи объявили, что видения
посланы ей Богом.
Вскоре
в видении Терезе было предложено переселиться в более строгий монастырь, который
она должна основать сама. С течением времени она основала подобные монастыри
по всей Испании. Королевская семья сочувственно относилась к трудам Терезы. Ее
монахини ходили в сандалиях, поэтому их прозвали босоногими кармелитками.
Созданный Терезой орден привлек внимание монаха по имени Хуан де ла Крус. Он
помог ей организовать мужское ответвление босоногих кармелитов. Реформа Терезы
была направлена на преобразование монашеской жизни.
Игнатий
Лойола основал орден иезуитов. Задача этого ордена — миссионерская деятельность,
понимаемая как борьба с ересями и распространение католичества на новых
территориях.
Лойола
происходил из древнего аристократического рода. Он собирался сделать военную
карьеру, но в одном из боев получил тяжелую рану и оказался прикованным к
постели. Спасаясь от мучительной боли, он стал читать религиозные книги.
Однажды в видении он увидел образ Божьей Матери со святым Младенцем на руках;
видение так поразило его, что Лойола с тех пор стал испытывать отвращение к
прежней жизни. Он отправился в пустынное место в Монсеррате, где совершил
обряд, посвятив себя служению Деве Марии. Лойола хотел жить отшельником, но
чувство глубокой греховности не давало ему покоя и он отбыл в Иерусалим, а
потом — в Париж, чтобы как следует изучить богословие. Мысль об обращении
неверных глубоко запала ему в душу. Лойола образовал из своих товарищей
маленькое общество; в 1534 году они дали в церкви обет нищеты и целомудрия и
поклялись посвятить себя обращению неверных.
Через
три года Лойола принял священнический сан и вместе со своими единомышленниками
сделался странствующим проповедником. В Риме к нему присоединилось так много
людей, что Лойоле пришла мысль основать орден.
В
1534 году в Париже он основал орден, который стал называться «Общество Иисуса»
(иезуиты). По уставу надо было безоговорочно повиноваться старшим, а в
генерале (главе) ордена видеть Самого Христа. «Будь послушен, как труп», —
вспоминалась в уставе иезуитов древняя римская поговорка. Орден настолько
требовал от своих членов повиновения, что если нечто выглядит белым, а
церковь назвала это черным, то надо считать это черным. В 1540 году папа Павел
III утвердил устав ордена, и с тех пор папы неизменно покровительствовали ему.
Устройство
ордена отличалось строгой централизацией и делением на классы. По мере
распространения ордена в разных странах он стал разделяться на провинции, во
главе которых стояли провинциалы. Дисциплина в ордене поддерживалась строгой
иерархией и хорошо поставленной системой шпионажа. Одни члены ордена наблюдали
за другими и доносили друг на друга. О всех действиях провинциалов генералу
ордена доносили их ассистенты. За генералом наблюдали четыре ассистента и один
духовник. Если они замечали, что генерал уклоняется от задач ордена, то
созывали конгрегацию для суда над ним.
Иезуиты
выработали особые нравственные правила, суть которых сводится к формуле «цель
оправдывает средства», им разрешалось давать ложные клятвы и совершать другие
безнравственные поступки, имея в уме оговорку отрицания этих действий.
Убийство во имя святой цели считалось для них нормой. Благодаря сильной
организации, уму и ловкости своих членов, иезуиты проникли в государственные
структуры всех стран Европы и заняли ключевые должности в королевских дворах
всех стран. Устраивая больницы и приюты, они завоевали симпатию низших классов.
Учредив школы и коллегии, прибрали к рукам образование, чтобы воспитывать молодежь в католическом
духе.
Деятельность
иезуитов способствовала восстановлению католичества в Литве и отчасти в
Польше, где их проповеди, бесплатные школы и больницы, пышные религиозные
процессии, публичные диспуты и широкая благотворительность привлекла к ним массу народа. Орден достиг
наибольшего расцвета в XVIII веке, собрав колоссальные богатства и имея
огромное влияние во всех странах мира.
В
1525 году в Италии возник католический монашеский орден капуцинов, которые
восстановили устав Франциска Ассизского и ввели у себя строгий нищенский образ
жизни.
Все
ордена, появившиеся в странах Западной Европы, способствовали обновлению церковной
жизни.
|