Флорентийская
уния, подписанная в целях соединения восточной и западной церкви, была скорее
актом общественно-политическим, чем религиозным. Большинство православных
стран ее, как известно, не приняли. Но в некоторых странах она все же была реализована,
и там появились церкви с восточно-византийским обрядом, но подчиненные папе римскому.
От
древних восточных патриархатов отошла Армянская униатская церковь. Она объединила
многие армянские общины, которые прежде проживали на территории Османской
империи. Во время жесточайшего геноцида армян, организованного турецкой властью
после первой мировой войны, погибло множество служителей этой церкви и мирян. С тех пор армяне-униаты проживают
в Ливане и Сирии.
Коптская
униатская церковь возникла в начале XIX века в Египте. Резиденция ее патриархата находится в Каире.
Крупная
униатская церковь появилась в конце XIX века в Эфиопии и в Сирии. Существуют униатские церкви и
в других восточных странах. Большинство из них сохранили свою литургическую
традицию, но отделились от греко-православной церкви.
История Украинской греко-католической церкви восходит к унии, подписанной 5
октября 1596 года в Бресте, когда возникла церковь по обычаям и формам
православная,
но с
подчинением папе римскому. Король Сигизмунд III эдиктом поставил православие
вне закона в Речи Посполитой, но православие продолжало существовать
полулегально, хотя и претерпевало гонения. Поэтому в 1623 году официальная
власть признала параллельное существование православной и униатской иерархии.
После
окончания русско-польской войны (1654—1667) был подписан мир с Речью Посполитой,
по условиям которого левобережная Украина воссоединялась с Россией, а все
православные приходы и иерархи остались под юрисдикцией Киева.
В
1685 году православный Киевский митрополит Иосиф перешел в униатство и покинул
Киевскую митрополию. В это же время в Киев из Речи Посполитой бежал Луцкий епископ
Гедеон, которого Москва, не ожидая решения Вселенского патриарха, поставила на
кафедру в Киеве вместо Иосифа. Это означало, что православие Украины выходит
из-под юрисдикции Константинопольского патриархата и становится в подчинение
Московского патриарха. Этому решению пытались воспротивиться православные
Западной Украины, проявив своеобразную верность старой привычной форме. Униатство в народном сознании Западной
Украины стало восприниматься как национальная вера.
Греко-католическая
церковь на Украине испытывала двойное давление: православные иерархи прилагали
все усилия, чтобы вернуть Западную Украину в православие; католические власти
пытались обратить ее население в католицизм. Такое положение сохранялось до
времен царствования Александра I. Свободомыслящий царь разрешил униатам
восстановить свою митрополию и основать резиденцию митрополита в
Санкт-Петербурге.
При
царе Николае I была ликвидирована уния в Белоруссии, а на бывшей польской территории
Западной Украины греко-католиков стали силой обращать в православие. Это насильственное
воссоединение не могло существовать долго. Когда в 1905 году вышел манифест о
религиозной терпимости, 300 тысяч украинцев вышли из православия.
На
территории России греко-католичество существовало нелегально. Зато униатство
процветало в Галиции (современной Западной Украине). В 1939 году эта
территория была присоединена к Советскому Союзу. Положение греко-католической
церкви сразу изменилось. Униатов обвиняли в пособничестве Ватикану и в
национализме. Начались аресты и ссылки.
В
1946 году во Львове под председательством епископов, рукоположенных в Москве,
состоялся собор по присоединению к православию. Формально греко-католики были
возвращены в лоно православной церкви.
В
80-е годы XX века из лагерей стали возвращаться униатские епископы. Они тайно
совершали служения в пустынных местах. В 1988 году митрополит Украины Филарет
заявил, что униатской церкви больше не существует, но в этом же году Совет по
делам религии в УССР узаконил греко-католическую церковь. С этого времени
греко-католики стали требовать, чтобы отобранные у них храмы были им
возвращены. Их поддержали националистически настроенные местные власти.
Православные считали требования греко-католиков безосновательными, так как их
численность была гораздо больше, чем униатов. Начался захват храмов,
сопровождавшийся актами насилия.
В
мае 1992 года во Львове собрался синод греко-католических епископов. В Западной
Украине было открыто четыре новые епархии, а для Восточной и Центральной —
Киевский экзархат.
В
конце XX века начался процесс восстановления греко-католической церкви в
Румынии и других регионах Западной Европы.
|