Понятие
«экуменизм» означает попытку организовать сотрудничество и объединение христиан
всего мира. Экуменическое движение и экуменические организации — это не одно и то же. Многие церкви и христианские
группы участвуют в экуменическом движении, но не входят ни в одну из
экуменических организаций.
В
начале XIX века христианские церкви возникли почти во всех странах света. Они
применяли христианство к своим конкретным условиям и начинали развивать
самостоятельную деятельность. Так появилось экуменическое движение,
пытающееся охватить «весь обитаемый мир» — таков смысл греческого слова
«ойкумена».
Его
возникновение было неизбежно в Соединенных Штатах, где члены разных христианских
конфессий жили бок о бок. Им приходилось решать конкретные задачи, связанные
со всякого рода дискриминацией прав, фундаментализмом, либерализмом и прочие,
которые выходили за рамки конфессионной принадлежности.
Неизбежным
было и сотрудничество в зарубежных миссиях. Переводы Библии, сделанные
миссионерами одной конфессии, использовались и другими. Средства, которые
имела в своем распоряжении миссия, были весьма ограничены, поэтому координация
усилий казалась плодотворной и даже необходимой. Кроме того, на огромных
территориях, еще не просвещенных Благой Вестью, приходилось договариваться,
какая церковь или миссия поведет просветительную работу в том или ином районе.
Но главная проблема заключалась в том, что трудно было нести евангельское слово
к людям, раньше его не знавшим, если им предлагались различные истолкования
Евангелия, каждое из которых претендовало на истинность. Поэтому миссионеры,
горячо желая распространения христианства во всем мире, пришли к выводу, что
христиане разных конфессий должны работать координировано.
В
1910 году в Эдинбурге (Шотландия) была созвана Всемирная миссионерская конференция.
На ней собрались делегаты миссионерских обществ. Было предложено заниматься
рассмотрением вопросов, связанных с евангелизацией нехристиан. Вдохновителем
конференции стал Джон Мотт — руководитель Всемирного студенческого движения.
Организаторы конференции приняли решение не обсуждать вопросы «веры и порядка», понимая, что в этом случае
дискуссиям не будет конца. Перед конференцией стояла другая цель — обмен
информацией и ознакомление с планами на будущее. Конференция назначила
Постоянный комитет, продемонстрировав тем самым, что движение имеет все
предпосылки к развитию, и образовала Международный совет миссионеров.
После
конференции в Эдинбурге началась подготовка к созданию экуменической организации.
Между тем нарастала международная напряженность, и христиане чувствовали
необходимость собираться не только для обсуждения церковных вопросов, но и для
поиска путей сохранения мира. В августе 1914 года в Констанце была создана
Всемирная церковная организация защиты мира. В это время началась первая
мировая война.
В
1920 году Константинопольский патриарх призвал все христианские церкви к
большему сотрудничеству. Весомое значение в этой деятельности имело движение
«Вера и порядок», основанное на исключенных из
повестки дня пунктах Эдинбургской конференции, и еще несколько движений.
Несколько конференций, заседавших в Лозанне (1927), в Оксфорде (1937), в
Стокгольме (1925), привели к созданию Всемирного совета церквей (ВСЦ). Однако учредительный
форум новой организации собрался только после второй мировой войны, в Амстердаме.
На нем присутствовал 351 делегат от 147 христианских церквей из 44 стран мира.
Руководящий орган экуменического движения создан в 1948 году.
На
амстердамской ассамблее утвердили конституцию ВСЦ, в которой записано: «ВСЦ —
это содружество церквей, исповедующих Иисуса Богом и Спасителем в соответствии
с Писанием и стремящихся к совместному исполнению общего призвания во славу
единого Бога Отца, Сына и Святого Духа». Резиденция ВСЦ расположилась в
Женеве.
Большинство
членов ВСЦ, согласно конституции совета церквей, видят предназначение этой
структуры в обеспечении совместной деятельности. Меньшинство считает ВСЦ инструментом
для объединения всех христианских организаций под управлением некой всемирной,
единой христианской церкви.
В
конце XX века во Всемирный совет церквей входило более 330 церквей и различных
христианских групп из почти 100 стран мира, объединяющих более 400 миллионов
христиан. Консервативные протестантские и евангельские церкви и большая часть
православных церквей не принимает участия в работе ВСЦ, не желая создавать
единую всемирную церковь.
В
1950 году образовался Национальный Совет церквей Америки. В него вошло 29 американских
христианских движений. Но этот совет оказался слишком либеральным. Консервативные
группы объединились в Американский Совет церквей и Национальную Евангельскую
Ассоциацию.
В
1959 году в Дании была основана Конференция Европейских церквей (КЕЦ). В нее
вошли 114 церквей из 26 стран. Действует подобное объединение и на территории
Украины.
Как
говорилось, православные, в своем большинстве, против объединения. Кто-то из
христиан должен сохранить чистоту веры. На последней странице Библии в
Откровении Иоанна Богослова, сказано: «И я также свидетельствую всякому
слышащему слова пророчества книги сей: если кто приложит что к ним, на того
наложит Бог язвы, о которых написано в книге сей; и если кто отнимет что от
слов пророчества сего, у того отнимет Бог участие в книге жизни и в святом
городе и в том, что написано в книге сей».