Распад
Османской империи больше всего затронул Константинопольский патриархат. После
провозглашения независимости Греции в 1838 году возникла автокефальная Греческая
(Элладская) церковь, привлекшая к себе значительную часть паствы
Константинопольского патриарха.
Первая мировая война и антигреческие
выступления в Стамбуле привели к массовому исходу греков из Турции. В конце XX
века греческое население Турции, находящееся под властью Константинопольского
патриарха, составляло около пяти тысяч человек. Несколько регионов в самой
Греции также находятся под властью Вселенского патриарха. В его же ведении —
монашеская республика на Святой горе Афон, где проживают до полутора тысяч
человек.
Бедствия
постигли Александрийский патриархат еще в VI веке, когда египтяне-копты,
образовав монофизитскую общину, отпали от Церкви. Под властью Александрийского
патриарха остались проживавшие в Египте греки и немного арабов. С
установлением османского ига патриархат Александрии еще больше сократился в
своих пределах. К началу XX столетия в нем насчитывалось от 14 до 20 тысяч человек,
для которых в Каире и Александрии были восемь церквей и два монастыря. Первым
патриархом, которого признало египетское правительство, стал Мелентий II (1926— 1935). Он распространил
свою власть на всю Африку и стал именоваться патриархом «Всея Африки».
Численность патриархата за счет коренных африканцев стремительно выросла. К
концу XX века она составила 250 тысяч человек.
Антиохийский
патриархат пережил такую же судьбу, как Александрийский. В V—VII веках от Церкви отпали
несториане и другие еретические общества. После VII века недолгое господство
мусульман в Сирии сменилось игом латинян-крестоносцев, что сократило пределы
патриархата и привело к уменьшению паствы. В XIII веке резиденция патриарха
переместилась из Антиохии в Дамаск, но антиохийские архиереи находились под
сильным влиянием Вселенского патриарха. Долгое время иерархия состояла из
греков, духовенство — в основном из арабов. В XIII веке антиохийским
патриархам приходилось отстаивать православие от сильной католической
пропаганды в Сирии, где действовали иезуиты, завершившейся Сирийской унией.
Униатская община в Сирии заложила основу Мелькитской униатской церкви, которая
быстро окрепла. В XIX столетии началось возвращение многих униатов в
православную церковь. С 1940 года ведется восстановление
единства Антиохийского патриархата. К концу XX века приходы Антиохийского
патриархата появились во всем западном мире, в Южной Америке и Австралии.
Для
Иерусалимского патриархата тяжелые времена наступили также после завоевания мусульманами
Палестины. Власть крестоносцев и попытки насаждения латинской веры усиливали
бедствия Иерусалимской церкви. К началу XX столетия в патриархате насчитывалось
около 25 тысяч человек, преимущественно туземцев-арабов. Церквей и монастырей
было 130. Предстоятели избирались из иерусалимской монашеской общины «Братство
гроба Господня», которая в основном состоит из греков. В то же время низшее
духовенство и почти все миряне Иерусалимского патриархата — арабы. До середины
XIX века иерусалимские патриархи находились в Стамбуле и подчинялись патриархам
константинопольским. Это положение изменилось лишь в 1845 году, когда патриарх
Кирилл II переехал в Иерусалим. При нем было произведено благоустройство
патриархата. Он возобновил церкви в своем патриаршем округе, отстроил заново
несколько разрушенных древних храмов, основал богословское училище, построил
госпиталь, открыл типографию.
В
конце XX века появилось движение за арабизацию высших иерархов, для чего был
создан Арабский православный комитет.
|