В
1846 году папский престол занял Пий IX. Он родился в Синигалье в 1792 году в
графской семье; состоял в монашеском ордене францисканцев, занимался
миссионерской деятельностью в Чили. В папстве существовали две конкурирующие
между собой партии кардиналов — ретроградов, ратовавших за старые обычаи, и либералов, сторонников уступок духу
времени. Папа Пий IX принадлежал к партии ретроградов, но кандидатура его
устраивала и либералов, которые считали его достаточно безвольным и
подверженным веянию новых идей в светских вопросах. Желая укрепить свою
светскую власть, Пий IX решил установить в церкви новый догмат — о
непогрешимости папы, обязательный для всей римско-католической церкви.
Впервые
о непогрешимости папы в Римской церкви заговорили в средние века, когда
римские первосвященники пользовались высоким авторитетом. Но между латинскими
богословами тогда единства по этому важному вопросу не было. Одни считали папу
не только непогрешимым, но и безгрешным, другие эту мысль решительно
отвергали. Знаменитый богослов, писатель и преподаватель университетов в
Риме, Неаполе и Париже Фома Аквинский, к чьему мнению прислушивалась Римская
церковь, был в числе тех, кто признавал непогрешимость папы. Но сами папы смотрели
на этот вопрос по-разному. Например, Адриан VI (1521—1523) утверждал, что папа
может некоторыми своими постановлениями даже распространять ересь. На Тридентском
соборе, продолжавшемся с 1545 по 1563 год, иезуиты высказались за установление
непогрешимости пап, но в целом собор ограничился тем, что рекомендовал
изучение трудов Фомы Аквинского, положив их в основу богословской системы
католической церкви, и вопрос о непогрешимости оставил открытым.
Принять
новый догмат мог только Вселенский собор, и папа стал тщательно готовиться к
нему. Пий IX знал позицию итальянских и испанских епископов, которые в вопросе
непогрешимости папы были полностью на его стороне, поэтому разослал
приглашения на собор многим из них. Напротив, мнения епископов Германии,
Франции и Португалии расходились с желанием Пия IX, поэтому приглашенных из
этих стран оказалось немного.
Кроме
того, около трехсот епископов папа взял на свое личное содержание, чтобы щедрыми
субсидиями склонить их на свою сторону, И последнее — соборные заседания решено
было вести на латинском языке, которым далеко не все епископы свободно владели,
и вести заседания были назначены лица, преданные папе.
Вселенский
собор проходил в 1869—1870 годах в Ватиканском дворце. На первых совещаниях в
Ватикане обсуждались различные церковные вопросы, а тем временем доверенные
папе епископы пытались разведать, как отнесутся католики к обсуждению догмата
о непогрешимости. Известия приходили неутешительные. Тогда Пий IX приказал
своим епископам составить петицию к собору об утверждении догмата о
непогрешимости. Петиция собрала много подписей, и декрет о непогрешимости
папы был принят.
Многие
католические богословы в разных странах Европы, особенно в Германии и
Швейцарии, не приняли новый догмат о папской непогрешимости. Они утверждали,
что с IX века папская теократия вызвала разделение церквей и исказила
каноническое устройство церкви, произвела раскол в Западной Европе,
выразившийся в образовании англиканской, лютеранской и реформатской церквей,
что безграничное властолюбие пап повлекло за собой многие оппозиционные
движения.
Первыми
на принятие нового догмата отреагировали профессора богословских наук в
университетах Мюнхена, Бонна, организовав протест, вылившийся в образование
старокатолического движения, отвергавшего верховную власть римского папы, догмат
о его непогрешимости.
В
1874 году образовалась первая община старокатоликов, не признавших постановления
Ватиканского собора. Старокатолические общины вскоре появились и в других городах.
Ученые
богословы пытались привлечь к протесту и немецких епископов, которые на
Ватиканском соборе не подписали петицию о принятии догмата непогрешимости, но
те отказались от разрыва с папой. Новое движение, однако, пользовалось
сочувствием разных социальных классов в Германии и Швейцарии, Старокатолическое
движение постепенно оформилось в вероучение, на основе которого организовало в
Германии и Швейцарии старокатолические церкви, получившие права религиозных
корпораций. Руководители старокатолического движения стремились очистить
церковь не только от вновь утвержденного догмата, но и от всех наслоений,
появившихся в римско-католической церкви из-за властолюбия пап, а также
восстановить древнецерковное каноническое устройство и догматические истины
церкви первых девяти веков. Они вели курс на воссоединение с православными
церквами и некоторыми другими, существующими на западе Европы.
Сущность
учения старо католиков изложена в документе под названием «Утрехтское объявление». В нем отвергались ложные учения
пап и провозглашалось истинным старое, без поздних наслоений католичество,
которое представляет церковь времен Вселенских соборов, когда существовало
единение между Востоком и Западом.
Старокатолики
неоднократно пытались восстановить общение с православной восточной церковью и
с западными церквами, признающими церковные начала времен Вселенских соборов.
Но церковного единения с православными богословами, в том числе из России, а
также с представителями англиканской и протестантской церквей достигнуть не
удалось.
Движение
старокатоликов большого успеха так и не добилось. Во-первых, его цели были
расплывчаты: отделившись от папизма, оно не примкнуло к православию, сохранившему
начала древней Вселенской Церкви. Во-вторых, католики благодаря своим духовным
руководителям сохранили верность папской церкви. В-третьих, их движение
началось в то время, когда многие стали безразлично относиться к вопросам
веры.
|