С
падением Византийской империи на ее обломках образовалось турецкое государство.
В течение IV—XV веков православная церковь господствовала на Востоке. Теперь ее
место заняло мусульманство. Положение христиан на территории Османской империи,
возникшей в результате завоевательных войн в XIV—XVI веках, было очень тяжелым.
Греко-православная церковь должна была научиться существовать в нехристианском
государстве. Но несмотря на тяжелое положение христиан, сокращение их численности,
Восточная Церковь сохранила православное учение.
Турецкий
султан Мехмед II
решил, что для покорения Византийской империи необходимо подчинить ее земли,
где исповедовали Христа. В 1453 году он захватил Константинополь и сделал его
столицей Османской империи. Византия прекратила свое существование.
Мехмед
II понимал, какое огромное значение имеет вера в государственной жизни христиан,
и провозгласил принцип веротерпимости. После этого многие греки, бежавшие из
Константинополя, вернулись на родину. Мехмед II позволил христианам избрать
умного и благочестивого патриарха Геннадия Схолария, который до взятия турками
Константинополя занимал должность главного начальника и профессора
Константинопольской школы.
Геннадий
Схоларий принялся за восстановление расстроенных дел патриархии и церкви.
Храмы, в большинстве, стояли в руинах, патриархия, бывшая при Софийском
соборе, попала в руки турок. Схоларий искал средства, восстанавливал церкви,
ободрял упавших духом христиан. Мехмед II дал ему фирман (указ), освобождавший
служителей церкви от всяких налогов, кроме хараджа — не слишком обременительной
поголовной подати. Патриарх получил титул паши, что означает глава нации. С
этого момента он обладал правом гражданской власти над христианами, мог независимо
от турецких властей разбирать их гражданские дела и иметь собственную охрану.
Более того, Мехмед II дал Геннадию Схоларию право заседать в высшем правительственном
месте Турецкой империи — диване. Свое расположение к паше Мехмед II подтверждал
частыми встречами, любил приходить к Геннадию в патриархию и беседовать о
вере. Но едва Геннадий Схоларий стал нала-
живать
церковные дела, как его постигли разные огорчения. У него отобрали храм Святых
Апостолов, где он только начал устраивать патриархию. Монахи и клирики
интриговали против него, когда он попытался истребить коррупцию.
Преемники
Мехмеда II угнетали и преследовали христиан. Турки были убеждены, что
магометанство — единственная истинная религия. Народы, исповедующие другую
веру, они называли неверными, гяурами. Турки вели войну с персами и победили
их, завоевали Сирию и Египет, считая, что во всем этом помог им аллах,
которого султан желал отблагодарить насильным обращением христиан в
магометанство. Того, кто отказывался, ожидали зверские пытки и казнь. И все же
даже жестокосердный султан понимал, что зверствами можно отвратить от себя
покоренные народы. Поэтому он благоволил к Иерусалимскому патриарху Дорофею,
который получил преимущества перед представителями других вероисповеданий,
освободив духовенство от поголовной подати. В 20—60-х годах XVI века при
Сулеймане Великолепном Османская империя достигла высшего могущества.
По
мере усиления империи и увеличения турецкого населения христианам становилось
все хуже и хуже. Турецкий султан пытался исламизировать христиан, что сделалось
массовым явлением. Он успешно воевал в Европе, Азии, Африке. Сулейман
Великолепный был фанатичным мусульманином. Он собирался разрушить все
православные храмы в Константинополе. С помощью огромных денег христианам
удалось предотвратить эту угрозу. Сулейман отбирал у церквей имущество, в
Иерусалиме за вход в храм установил плату, усилил так называемую десятину
детей. До него один раз в пять лет красивые и здоровые мальчики отбирались в
школу янычар; при Сулеймане отбор стал проводиться раз в два года. Подати
возрастали с каждым годом. Для решения любого вопроса требовался большой дар
(бакшиш). Сами турки не платили податей, казна пополнялась за счет
христианских поступлений.
В
конце XVI века турецкие правители также проводили жестокую политику по отношению
к христианам. В 1570 году, когда по случаю прибытия в Иерусалим нового паши монахи
лавры Саввы Освященного пришли с подарками поздравить его, паша подарки принял,
но множество людей приказал тут же умертвить.
Большим
гонениям подверглись христиане при султане Мураде III. За два года до того, как он стал правителем
Османской империи, патриархом был избран Иеремия II по прозванию Светлый. Он отличался мудростью в
управлении и благочестивой жизнью. Иеремия боролся с корыстолюбивыми
клириками, заботился о поднятии духовного просвещения, о благе церкви и
ревностно оберегал православие от пропаганды католиков и протестантов. Он великолепно
украсил храм Всеблаженной, где обосновалась патриархия. По доносу одного
грека-отступника Иеремия был сослан на остров Родос, но архиереи и клирики
добились его освобождения. В 1588 году Иеремия II побывал в России, откуда
вернулся с богатыми пожертвованиями на устройство патриархии при храме
Богородицы Утешительницы. В 1593 году при участии патриарха Александрии Иеремия
созвал в Константинополе собор, на котором было постановлено рукополагавшихся
за деньги лишать сана. После смерти патриарха Иеремии патриаршьи престолы
покупались за очень большие суммы. Чтобы вернуть затраченные деньги, патриархи
вынуждены были брать деньги за право назначать епископов, те — за занятие
должностей священников и дьяконов. Тех, кто противился такому положению дел,
отправляли в заточение или умерщвляли. Насильственной смертью умерли и
некоторые патриархи.
С
1622 по 1700 год на патриаршем престоле сменилось 48 патриархов, хотя
некоторые из них возводились на престол по нескольку раз. Султаны и их министры
ожидали богатых подарков за возведение в патриарший сан, но и греческий
епископат часто давал повод для турецкого сребролюбия своим аморальным
поведением и бесконечными доносами друг на друга. Турецкое правительство стало
обращаться с патриархами деспотически, унижая их достоинство: патриарх играл
роль чиновника, назначаемого и увольняемого великим визирем.
Гражданские
права христиан в XVII и XVIII веках ущемлялись все больше и больше. Был издан
закон, по которому свидетельские показания христиан против мусульман не
принимались на суде. Любой мусульманин мог обвинить христианина в чем угодно,
возвести на него поклеп, и тот никак не мог оправдаться, если только не
удавалось вовремя подкупить судью (кадия). Допускались и абсурдные притеснения
православных: например, они не имели права носить чалму белого или зеленого
цвета, совершать публичные обряды, приближаться к мечети.
Христианам
приходилось платить высокие подати. Сборщики налогов, которыми чаще всего
были евреи, старались получить не только то, что требовал закон, но и взять с
христиан дополнительные деньги в свою пользу. На христиан смотрели, как на
рабов. Служить им разрешалось только во флоте при условии хорошего знания ими
морского дела. Правда, с конца XVII века греков из знатных семей приглашали ко
двору султана на должность управляющих делами по сношениям с иностранными
державами.
Но
самым тяжелым испытанием для православных была политика султанов, направленная
на исламизацию населения, для чего использовались два закона. Первый —
освобождал христианина от любого наказания, вплоть до смертной казни, если он
согласится принять ислам. Второй — наказывал смертной казнью того, кто
похулит мусульманство. Эти законы давали широкие возможности для давления на
христиан. Первый закон использовали с помощью возведения поклепа на
христианина и ставили его перед выбором: принять ислам или умереть. Второй —
позволял приводить христианина в суд с обвинением, что он хулил Магомета,
избавиться от наказания он мог лишь принятием ислама. Во время одного
праздника в Константинополе в 1680 году турки для развлечения надели на христиан
чалмы. На другой день они схватили одного христианина, надевшего белую чалму,
что означало желание принять ислам;
после
отказа стать мусульманином его жестоко пытали и казнили.
Бесправное
положение, невозможность занимать военные или гражданские должности в
государстве, угрозы со стороны турок заставляли многих православных обратиться
в мусульманство. Массовые обращения проходили на Балканах. Опустевшие районы,
такие как Косово, заселялись мусульманами. Но многие христиане претерпевали
притеснения и гонения, сохраняя православную веру.
Печальное
состояние патриархии привело к некоторой реформе церковного управления,
проведенной в конце XVIII века. Священный синод получил право избрания и
низложения патриархов.
Были
предприняты серьезные шаги к тому, чтобы Вселенский патриарх в Константинополе стал реальным главой православной церкви.
В
XIX веке в турецкой империи наметился упадок. Корпус янычар обладал в государстве
гораздо большей властью, чем султаны.
Янычары
возводили султанов на престол и свергали с него. Попытка справиться с янычарами
потерпела неудачу. В 20—30-е годы XIX века проведено ряд реформ по
преобразованию государственного устройства, в том числе по уничтожению корпуса
янычар. Но христиане от этих реформ ничего не выиграли.
В
середине XIX века положение империи было очень трудным из-за начавшихся смут в Египте.
Европейская дипломатия спасла империю от распада. Желая большего сближения с
европейскими государствами, турецкий султан составил государственный акт.
Согласно ему был установлен закон, заключавшийся в том, что султан обещал всем
без исключения своим подданным безопасность жизни, чести и имущества,
правильное распределение податей, определение рекрутского набора и срока
военной службы. Были отменены все унижающие достоинства христиан законы. В
конце концов особым постановлением христиане получили равные с мусульманами
права.
Но
все эти законы остались таковыми только на бумаге. На самом деле они пробудили
негодование в мусульманских фанатиках, которые возглавили движения против
христиан, на что турецкие власти смотрели сквозь пальцы. Страшное истребление
христиан произошло в Албании, в Дамаске и Ливане. И все же положение христиан
немного облегчилось, но причиной тому были не турецкие законы, а заступничество
европейских держав.
Еще
печальнее сложилась судьба Болгарской церкви. В конце XIV века Болгарию захватили
османские турки и уничтожили патриархат, находившийся в Тернове. Патриарха
Евфимия заточили в тюрьму, соборная церковь была превращена в мечеть, а все
епархии Терновского патриархата стали подчиняться Константинополю. Греки,
страдая от турок, заставляли страдать и болгар, стараясь уничтожить их
независимость. Испытывая двойной гнет и не имея своего объединяющего
национального центра, болгары за четыреста с лишним лет рабства стали
утрачивать свое национальное сознание. Многие принимали ислам. В некоторых
городах греческий язык вытеснил болгарский. Епископские кафедры и ключевые
посты в школах занимали греки. Болгарская письменность пребывала в упадке.
В
XIX веке при содействии России народности, подвластные Турции, стали приобретать
независимость. Болгары после отказа Константинопольской патриархии разрешить им
выбрать архиереев-болгар решили отделиться от греческого патриархата и в I860
году в первый день Пасхи при богослужении на болгарском подворье в
Константинополе не произнесли возношения Константинопольскому патриарху.
В
1870 году турецкое правительство издало указ об устройстве экзархата, пользующегося
определенной самостоятельностью, для всех болгарских епархий. Патриархия этого
указа не приняла. Болгары с разрешения турецкого правительства в 1872 году
провозгласили независимость Болгарской церкви от Константинопольского патриархата.
После окончания русско-турецкой войны 1877—1878 годов Болгария и народы Балканского
полуострова освободились от османского ига.
Таким
же было положение Сербской церкви. С 1375 года Сербия платила дань туркам, а в
1459 превратилась в турецкую провинцию. Последний правитель Сербии перед
смертью завещал свое государство как земельное владение папе со всеми
вытекающими из этого повинностями, рассчитывая тем самым спасти государство от
турецкого ига. Однако бояре и сановники предпочли турок сторонникам папы.
Сербское патриаршество в Ипеке существовало еще долго и играло для сербов роль
объединяющего начала.
Восстание
сербов против турок, длившееся с 1804 по 1815 год, стало началом их независимости.
При содействии России после успешного окончания русско-турецкой войны Сербия
обрела полную независимость.
Босния
до конца X века находилась в зависимости от сербского княжества, позже — от
хорватов и венгров, принадлежащих к Римской церкви. Католическое исповедание
здесь, как и в Герцеговине, в прошлом также православной, стало
господствующим. В XV веке турки завоевали Боснию и Герцеговину. Многие приняли
магометанство. Православные имели там трех митрополитов, которые подчинялись
Константинопольскому патриархату. С оккупацией Боснии и Герцеговины австрийцами
в 1878 году здесь очень усилилось католичество.
Черногорское
княжество до второй половины XIV века составляло часть Сербского государства,
с конца XV века было в составе Османской империи. В результате русско-турецкой
войны 1877—1878 годов признана полная независимость Черногории. Отстояв свою
независимость в борьбе с османами, черногорцы выбрали себе митрополита. С тех
пор черногорские митрополиты имели тесную связь с Русской церковью и даже
принимали рукоположение от русских архиереев.
|