Адвентизм
— новое религиозное движение, отколовшееся от евангельского протестантизма в.
середине XIX века.
Его
основал баптистский проповедник Уильям Миллир. Он родился в верующей семье, но
в молодые годы поддался скептицизму и утратил веру, а в 1816 году снова
обратился ко Христу и занялся изучением Библии. Особенно сильное впечатление
на него произвело пророчество Даниила о 2300 днях из Ветхого Завета (Дан.
8.14), которое он расценил как указание срока «второго пришествия Христа».
Если вести счет от 457 года до Рождества Христова, когда Даниил изрек
пророчество, и считать день за год, то получалось, что дата второго пришествия
приходится на 1843 год.
Вывод
этот поразил Миллира, и спустя тринадцать лет он стал публично проповедовать
скорое возвращение Христа на землю. У него появилось много приверженцев,
которых стали называть адвентистами (от латинского слова «adventus» —
пришествие). Миллир в это время занимался уточнением своих расчетов и пришел в
выводу, что Иисус придет на землю между 21 марта 1843 года и 21 марта 1844
года. Более радикально настроенные его последователи называли и другие даты, ссылаясь
на то, что сам Господь открыл им время второго пришествия. Когда прошли все
указанные сроки, адвентисты занялись пересчетом по еврейскому календарю, но и
они ничего не дали. Разочарованный Миллир сделал публичное опровержение
доктрины, признав свою ошибку. Многие его последователи считали, что Христос
придет на землю 22 октября 1844 года, но когда после этого ничего подобного не
случилось, наступило «великое разочарование» и многие утратили веру.
Тогда
движение при помощи сторонников Миллира видоизменило идею адвентизма. 23
октября 1844 года он сделал заявление, согласно которому после 2300 дней,
указанных пророком Даниилом, Христос явится не на землю, а войдет во вторую
часть небесного святилища, во святая святых, чтобы очистить его от человеческого
греха, т. е. «изгладить грехи умерших». Надежды адвентистов оживились. Они
стали исповедовать новое учение о том, что с 1844 года Христос проводит
«судебное следствие», исследуя добрые и злые дела каждого, записанного в книге
Откровений. Во время следствия отвергаются имена тех, кто не раскаялся в
грехах и не принял искупительную жертву Иисуса, а принимаются те, кто это
сделал. Адвентистские богословы подвели под это учение основание — новую
доктрину, которая отрицала полное спасение, совершенное Иисусом на кресте.
Верность
адвентистских выводов подтвердила Елена Уайт, которая утверждала, что получила
много видений и откровений, на основе которых она написала несколько книг. Адвентисты
признали ее труды «духом пророчества», хотя формально не решились поставить их
на один уровень с Библией. Критическое отношение к книгам Уайт не допускается,
несбывшиеся пророчества не берутся в расчет, внутренняя противоречивость ее
построений не замечается.
В
Россию адвентизм попал во второй половине XIX века из среды немецких
колонистов. В 1890 году в Крыму и Ставрополе появились первые русские общины
адвентистов.
С
50-х годов XX века адвентисты пытаются контактировать с другими евангельскими
группами. Диалог с протестантами у них пока не налаживается, так как последних
смущают отдельные положения адвентистской доктрины, например, о том, что душа
человека после смерти не отделяется от тела, а спит вместе с ним, и об
отсутствии вечного наказания для грешников.
В XX
веке возникло много других так называемых религиозных движений.
В
русском православии в конце 80-х годов XX века возникло движение «Богородичный центр». Основатель его утверждает, что
в 1994 году он пережил откровение, данное ему Девой Марией, которая с тех пор
является к нему, диктует свои откровения, а он записывает их и издает под
названием «Белое Евангелие». Эта церковь близка к некоторым католическим
церквам, хотя и считается ее членами православной. В этой организации
практикуется строгая дисциплина и психологическая обработка ее членов.
|