Важную роль в обучении детей правилам дорожного движения играет школа.
Ребята должны понять, что дорога несет потенциальную опасность и
требует особо строгой дисциплины и сосредоточенности от всех участников
движения. Необходимо формировать у них комплекс знаний и прививать
навыки безопасного поведения.
От несчастных случаев на дороге не застрахован никто, а тем более
ребенок, который в силу своих психофизиологических особенностей не
придает значения сложной дорожной ситуации. Именно это подтверждает
статистика ГИБДД - более половины дорожно-транспортных
происшествий происходит по вине детей, нарушающих правила поведения на
улицах и дорогах. Сегодня несчастные случаи все чаще происходят не на
больших транспортных магистралях, а на маленьких дорогах, рядом с
остановками, а иногда и во дворе дома. Это как раз те места, где чаще
всего гуляют и играют дети, и именно здесь пролегает путь в школу, по
которому дети с 7 до 17 лет ходят ежедневно.
Практически в каждом образовательном учреждении проводятся стандартные занятия
по изучению правил дорожного движения, всевозможные мероприятия:
викторины, конкурсы, соревнования, игры. Но далеко не везде уделяется
достаточное внимание наглядной агитации, а ведь именно ярко и красиво
оформленные уголки безопасности дорожного движения привлекают внимание
детей и помогают в изучении правил дорожного движения. Более того, на
наш взгляд, в образовательном учреждении следует иметь не один, а
несколько уголков. Все они должны располагаться в удобном месте, быть
достаточно содержательными и функциональными.
Первый уголок - официальный. Его место в вестибюле школы, поскольку предлагаемая информация
должна быть доступна большому количеству людей: учащимся школы,
родителям, педагогам и всем людям, которые приходят на всевозможные
мероприятия в данное учебное учреждение.
Содержание данного уголка должно быть следующим:
выписка из приказа директора школы о назначении ответственного за
работу по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма;
информация о ДТП, произошедших с участием детей школы, и краткий разбор причин;
статистические данные ГИБДД о детском дорожно-транспортном травматизме в городе, округе, стране;
общешкольный план работы по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма;
список состава школьного отряда юных инспекторов движения;
информация о школьных мероприятиях, связанных с изучением правил
дорожного движения: играх, конкурсах, соревнованиях - как о
проведенных, так и о готовящихся.
Второй уголок нужно разместить в начальной школе - в непосредственной
близости от кабинетов, в которых занимаются учащиеся 1-4-х классов. Это
может быть как коридор, так и рекреация.
Содержание данного уголка должно соответствовать возрасту детей. Здесь
уместны веселые сказочные и мультипликационные герои, которые будут
учить правильно переходить улицу, знакомить с дорожными знаками,
разметкой и светофором. Они могут это делать и в стихотворной форме.
Также вполне уместны загадки, ребусы, викторины по правилам дорожного
движения.
Основные разделы должны быть следующими:
правила дорожного движения для пешеходов (разрешенные для
пешеходов места перехода проезжей части, правила поведения во дворах и
т. п.);
правила для пассажиров (поведение в салоне транспорта, действия при входе и выходе из автобуса и троллейбуса);
опасные участки дороги по пути в школу, желательно с фотографиями
этих мест, причем достаточно большого формата, с объяснением
опасностей и конкретными рекомендациями;
схема движения к школе с указанием пешеходных переходов, перекрестков, остановок общественного транспорта;
основные причины дорожно-транспортных происшествий с участием детей;
рисунки детей, подготовленные для школьных и городских конкурсов;
фотоотчеты о проведенных в школе мероприятиях.
Кроме уголка один из кабинетов начальной школы хорошо бы оформить для
изучения правил дорожного движения. В нем можно проводить встречи с
инспекторами ГИБДД, отрядом юных инспекторов движения и организовывать
занятия по изучению правил. В кабинете может быть размещена красочная
информация, которая дополнит ту, что находится в коридоре. Центральное
место должна занять схема микрорайона школы - большого масштаба. С ее
помощью можно разрабатывать безопасный путь в школу для ребят, живущих в
разных местах микрорайона. Кабинет позволит разместить и поделки
ребят. Это могут быть и транспортные средства, и светофоры, и многое
другое. А еще в кабинете можно представить схему устройства велосипеда и
информацию о местах, в которых разрешено передвигаться на этом виде
транспорта до достижения детьми 14 лет.
Третий уголок располагается в основной школе. Он несет более серьезную
информацию, т. к. рассчитан на учащихся 5-11-х классов. Содержание этого
уголка должно быть следующим:
общие положения о правилах дорожного движения в России;
правила дорожного движения для пешеходов (правила и места
перехода дороги, обход стоящего транспорта, движение пеших групп,
средства регулирования движения, знаки для пешеходов);
правила дорожного движения для велосипедистов (техническое
состояние велосипеда, движение групп велосипедистов, разметка дорожной
части для велосипедистов, виды велосипедов, знаки для велосипедистов);
дорожные знаки и их группы. Значение отдельных знаков;
опасные места на улицах города;
история развития правил дорожного движения в России и мире;
фотоотчеты о мероприятиях, проведенных отрядом юных инспекторов движения в школе и городе;
информация об основных службах экстренной помощи (с указанием номеров телефонов);
правила оказания первой доврачебной помощи при ДТП.
Все уголки должны привлекать внимание, быть интересными, красочно
оформленными и легко читаемыми. Необходимо подобрать шрифт, цвет,
высоту размещения стендов, освещение. Информация в уголках должна быть
сменной и актуальной. Так она может дополняться в зависимости от
времени года, дорожной обстановки в городе, изменений в правилах
дорожного движения.
А если позволяют помещения школы, то можно выделить отдельный
небольшой кабинет для отряда юных инспекторов движения. Ведь им самим
нужно изучать правила, основы медицинских знаний, страхования,
устройства велосипеда и многое другое. В этом кабинете надо разместить
все знаки, сигналы регулировщика, здесь же может храниться необходимая
литература, учебные фильмы, программы, инвентарь.
Что касается уголков, то время, проводимое учащимися в коридорах
школы, будет использовано с большей пользой при наличии такой наглядной
агитации. Красочно оформленные уголки всегда привлекают учащихся,
размещенная информация может быть использована детьми для
самоподготовки к школьным викторинам, играм и конкурсам по правилам
дорожного движения.