По наблюдениям педагогов наибольшее количество детских и
подростковых травм приходится на весну. Авторы статьи предлагают цикл
занятий с элементами двигательной активности и тренинга, направленных на
профилактику детского травматизма.
Врачи-травматологи, психологи и другие специалисты выделяют четыре основных вида детского травматизма: школьный, бытовой, уличный и спортивный.
Факторами риска возникновения травматизма у
детей являются: недисциплинированность, неумение распознавать
травмоопасную ситуацию, отсутствие необходимых навыков, недооценка
степени опасности внезапно возникшей ситуации, физическая слабость,
определенные особенности развития.
Наиболее подвержены травматизму учащиеся в возрасте 6–12 лет,
что связано с их повышенной эмоциональностью и недостаточно развитой
способностью к самоконтролю.
Следует отметить, что чаще всего травмируются гиперактивные
дети и дети, воспитывающиеся в условиях гипер- или гипоопеки. Кроме
того, частые травмы получают дети с нарушением функции программирования и
контроля собственного поведения, а также со сниженным интеллектом.
Более развитые в умственном отношении дети лучше осознают опасность и
избегают ее. В структуре интеллекта наиболее важной представляется такая
особенность мышления, как способность к анализу, синтезу, обобщению,
что связано с умением прогнозировать последствия поступков. Более
половины детей, часто получающих травмы, винят в этом либо других людей,
либо обстоятельства. Как правило, такие дети несамокритичны и склонны
переоценивать свои способности и возможности.
В 15% случаев основной предпосылкой получения травм детьми
являются их индивидуально-психологические особенности: усталость,
нервозность, преобладание возбуждения над торможением, импульсивность, с
одной стороны, и, наоборот, преобладание торможения над возбуждением,
инертность нервных процессов, с другой.
Несчастным случаям больше всего подвержены дети с низкими
показателями внимания (концентрация, распределение, переключение),
недостаточной сенсомоторной координацией, а также неосмотрительные дети,
те, кто обладает низкой выносливостью, боязливые или, наоборот, слишком
склонные к риску.
Для 60% школьников характерна слабость нервных процессов, что
отражается на общей работоспособности и связано с эмоциональной
неустойчивостью.
Эмоционально неустойчивые, импульсивные дети более подвержены
травмам, нежели спокойные и уравновешенные. Большинство таких детей по
физкультуре имели оценку "три".
В последние годы (особенно в крупных городах) серьезной
проблемой для школьников, обучающихся в условиях повышенной
интеллектуальной нагрузки в гимназиях и лицеях, становится гипокинезия.
От ее последствий (нарушения осанки и зрения, повышения артериального
давления, избыточного веса и т. д.) страдает до 70% учащихся. Такие дети
часто травмируются из-за плохой координации и слабой ориентации в
пространстве.
Спешка – еще одно эмоциональное состояние, которое может
дезорганизовать деятельность. В основном травмы в связи со спешкой
регистрируются в возрасте 11–14 лет, когда начинает сказываться
занятость подростков (большая учебная нагрузка, кружки, спортивные
секции, обязанности по дому и т. д.). В то же время усиливается
соревновательный мотив не только в игре, но и в повседневной жизни
(стремление первым попасть на завтрак в школе, в раздевалку, на улицу во
время перемены и т. д.).
Итак, среди всех случаев получения травмы из-за поведения
пострадавшего наибольшее количество связано с его психофизиологическим,
эмоциональным состоянием, влияющим на успешность деятельности, особенно
с состоянием игрового ража. С возрастом частота травм по вине самих
пострадавших увеличивается, так как развитие ребенка расширяет сферу его
самостоятельной деятельности.
Вторая группа причин детских травм, составляющая треть от
всех случаев, зависит от действий окружающих ребенка сверстников.
Сверстники часто травмируют друг друга во время игры либо
непреднамеренно вне игры – как правило, не заметив один другого
(например, сталкиваются, бегая).
Особое внимание должны привлечь случаи, связанные с поведением,
которое содержит элемент физического насилия по отношению к окружающим.
Следует отметить тревожную тенденцию увеличения количества травм,
полученных подростками в результате драк.
Количество травм в группе, связанной с действиями взрослых, в
т. ч. родителей, приводящих к возникновению травмоопасной ситуации, а
затем и к травме ребенка, составляет около 25%. Более половины травм
дети получают в результате недосмотра родителей, отсутствия контроля за
их поведением. Необеспечение безопасной среды – еще одна частая ошибка
родителей, приводящая к травме детей (25% от общего количества травм
данной группы).
В образовательных учреждениях необходимо проводить
профилактическую работу, организованную с учетом связи между
возникновением травм у школьников и их индивидуально-психологическими
особенностями. При этом весьма эффективно использовать такие активные
формы обучения, как тренинговые занятия.
Авторы статьи представляют цикл занятий с элементами
двигательной активности и тренинга, направленных на профилактику
детского травматизма в начальной школе. Занятия могут проводиться
учителем физической культуры, а также психологом (с заменой некоторых
упражнений, требующих большого пространства). Занятия и их элементы
можно использовать при проведении классных часов и уроков здоровья. Они
также могут быть интересны инструкторам и воспитателям в лагерях отдыха. |