Подростковое курение стремительно молодеет. Поэтому на
родительском собрании, посвященном проблеме развития никотиновой
зависимости у детей, предлагаем говорить не только о вреде курения, но и
о том, как родители могут помочь своему ребенку противостоять этому
коварному соблазну.
Собрание по профилактике детского табакокурения на тему "Вы
можете помочь своему ребенку" проводится с родителями учащихся 7-х
классов.
Родительское собрание "Профилактика подросткового табакокурения"
Эпиграфы собрания:
"Новорожденные везде плачут одинаково. Когда же они
вырастают, у них оказываются неодинаковые привычки. Это результат
воспитания".
(Сюнь-цзы)
"Я намерен сегодня говорить о табаке как о прихоти и несчастии человека."
(И.М. Догель)
В ходе собрания родители смогут:
- осознать ответственность за формирование у детей способности противостоять отрицательному влиянию социального окружения;
- сформулировать главные принципы поддержки детей в борьбе с табакокурением;
- выработать рекомендации семейной профилактики табакокурения подростков.
Вопросы, обсуждаемые на собрании:
- Что значит быть "ответственными родителями"?
- Какова роль родителей в формировании у детей ответственности за свое здоровье?
- На каких принципах должна строиться система поддержки детей в борьбе с табакокурением?
- Как родители могут помочь ребенку в противостоянии коварному соблазну?
- Структура собрания представлена в табл. 1.
Таблица 1
Этап и его содержание
|
Формы и методы работы
|
Продолжительность, мин
|
Ожидаемые результаты
|
1. Мотивация к работе
|
Игра "Кто больше?"
Статистическая информация о табакокурении
|
3
|
Родители определяют вместе с педагогом цели и задачи собрания
|
2. Работа с понятиями
|
Работа в группах
|
7
|
Осмысление родителями понятий "курение активное и пассивное", "соблазн", "ответственность", "выбор", "помощь"
|
3. Обсуждение основной проблемы
|
Работа в группах. Упражнение-активатор. Ролевые игры:
- "Ситуации";
- «Сумей сказать "нет"»
|
35
|
Родители:
- анализируют предложенные ситуации, представляют вариант их завершения в виде сценки;
- самостоятельно делают выводы об основных целях воспитания, о формировании у детей ответственности за свою жизнь и здоровье;
- вырабатывают принципы поддержки и определяют конструктивные шаги в профилактике табакокурения среди подростков
|
4. Подведение итогов
|
Рефлексия: "Закончи фразу"
|
5
|
Родители самостоятельно формулируют выводы о результативности занятия, выполняют домашнюю работу (заполняют анкету)
|
Ход собрания
1-й этап. Мотивация родителей к работе.
В начале собрания педагог проводит игру "Кто больше?". Суть
игры – назвать как можно больше марок известных сигарет. Побеждает тот,
кто меньше всего назвал марок сигарет или не знает их совсем. Это
значит, что человек не курит, и проблема курения в его семье стоит не
так остро.
О том, что тема разговора актуальна, свидетельствуют результаты опроса учащихся и официальная статистика:
- более 80% курящих приобрели эту привычку в возрасте до 18 лет;
- по данным Всемирной организации здравоохранения, 80% регулярно курящих детей продолжают курить, став взрослыми;
- если подросток выкурил хотя бы две сигареты, то в 70% случаев он будет курить всю жизнь;
- согласно опросам медиков и социологов к 12 годам сигареты
пробовали 30% россиян, к 14 годам – 55%, а к 15 – уже 65%. Каждый 10-й
курильщик в 15 лет уже страдает никотиновой зависимостью.
Учитель может привести также данные, полученные на основе анкетирования учащихся своего класса, школы.
1. Как ты учишься?
- Отлично.
- Хорошо.
- Средне (удовлетворительно).
- Неудовлетворительно.
2. Курят ли твои родители, родные?
Отец:
Мать:
Брат:
Сестра:
Дедушка:
Бабушка:
3. Куришь ли ты?
- Да.
- Нет.
- Изредка.
- В школе.
- В компании.
4. Почему, по-твоему, чаще всего начинают курить подростки?
- От нечего делать.
- За компанию.
- Хочется быть взрослым.
- Любопытно, баловство.
- Модно.
- Успокаивает, поднимает настроение.
- По примеру близких.
5. В некоторых семьях курят родители. Как ты к этому относишься?
- Хорошо.
- Плохо.
- Мне все равно.
6. Хорошо ли курить?
Если в западноевропейских странах здоровый образ жизни
является нормой – это модно и престижно, то в России проблема детского
курения достигла критической точки. Подростковое курение стремительно
молодеет. Таким образом, из всего вышеизложенного очевидно, что с
наступлением подросткового возраста риск начала курения резко
возрастает. Кроме того, если в младшем школьном возрасте свыше 95%
учеников отрицательно относятся к курению вообще, то в подростковой
среде картина резко меняется: курение становится привлекательным,
влияние взрослых снижается, и все большую значимость приобретают мнение и
пример сверстников.
Поэтому сегодня пойдет речь не только о вреде курения, но и о
том, как родители могут помочь своему ребенку в борьбе с этим коварным
соблазном.
2-й этап. Работа с понятиями.
Для достаточно глубокого осознания темы разговора разберемся в ключевых понятиях, которыми будем оперировать:
- "курение активное";
- "курение пассивное";
- "ответственность";
- "соблазн";
- "выбор";
- "помощь".
Родители делятся на 3 группы, каждая из которых получает карточку с заданием, представленным в табл. 2, и выполняет его.
Таблица 2
Задания для групп
|
Ожидаемый результат
|
Группа 1. Сформулируйте определения понятий
"активное курение" и "пассивное курение", заполнив пропуски подходящими
по смыслу словами, приведенными в скобках.
Активное курение – это вредная привычка,
связанная с … табачного … и способствующая развитию различных … легких,
сердца, сосудов, желудка.
(Заболевание, дым, вдыхание.)
Пассивное курение – это пребывание человека в накуренном … или рядом с … и … табачного дыма помимо его …
(Воля, курящий, вдыхание, помещение.)
|
Активное курение – это вредная привычка,
связанная с вдыханием табачного дыма и способствующая развитию различных
заболеваний легких, сердца, сосудов, желудка.
Пассивное курение – это пребывание человека в накуренном помещении или рядом с курящим и вдыхание табачного дыма помимо его воли
|
Группа 2. Сформулируйте определения понятий
"ответственность " и "соблазн", заполнив пропуски подходящими по смыслу
словами, приведенными в скобках.
Ответственность – необходимость, … давать … о своих действиях, поступках, … за их последствия.
(Отчет, обязанность, отвечать.)
Соблазн – влечение, искушение, вызывающее желание у … что-нибудь … самому, испытать новые… (Человек, сделать, ощущение.)
|
Ответственность – необходимость, обязанность давать отчет о своих действиях, поступках, отвечать за их последствия.
Соблазн – влечение, искушение, вызывающее желание у человека что-нибудь сделать самому, испытать новые ощущения
|
Группа 3. Сформулируйте определения понятий
"выбор" и "помощь", заполнив пропуски подходящими по смыслу словами,
приведенными в скобках.
Выбор – это предпочтение кого-либо или чего-либо, система …, образующая психологическую … предпочтительности. (Мотивы, основа.)
Помощь – поддержка, содействие в чем-либо, в какой-нибудь …, дающей желаемый …, избавляющий от …, … (Деятельность, результат, трудности, проблемы.)
|
Выбор – это предпочтение кого-либо или чего-либо, система мотивов, образующая психологическую основу предпочтительности.
Помощь – поддержка, содействие в чем либо, в
какой-нибудь деятельности, дающей желаемый результат, избавляющий от
трудностей, проблем
|
3-й этап. Обсуждение основной проблемы.
Разобравшись в смысле понятий, родители переходят к работе над
проблемой. Педагог предлагает рассмотреть основную и высшую цель
воспитания как передачу ребенку ответственности за собственную жизнь. В
ходе обсуждения родители должны прийти к мысли о том, что:
- самая высшая ценность человеческого бытия – это сама жизнь;
- собственная жизнь человека (ее продолжительность,
качество, содержательность) во многом зависит от самого человека, его
образа жизни, привычек;
- главное в воспитании – научить ребенка быть ответственным
за свою жизнь, т. е. уметь отвечать за свои поступки и их последствия.
Необходимо подвести родителей к тому, что конечной целью
воспитания ребенка является формирование человека, способного
самостоятельно принимать в отношении себя ответственные решения.
Затем участники собрания выполняют упражнение-активатор, в процессе которого им следует продолжить следующие предложения:
- "Быть ответственным по отношению к ребенку для меня означает… "
- "Свою ответственность по отношению к ребенку я проявляю через…"
- "Я несу ответственность за…"
Высказывания родителей фиксируются на доске.
Воспитать ответственного человека могут только ответственные родители.
Задание группам – сформулировать определение понятия "ответственные родители".
Ожидаемый результат. В ходе обсуждения
родители должны прийти к выводу о том, что ответственные родители
передают ответственность своему ребенку за его поступки и собственное
поведение, учат ребенка предвидеть последствия своих действий и
определять совместимость поступков с собственными ценностями.
Чтобы глубже осознать проблему, предлагаем провести ролевую игру "Ситуации".
Задания для родителей:
- прочитайте ситуации, приведенные ниже, коллективно проанализируйте их;
- представьте вариант завершения ситуации в виде сценки.
1-я группа: Вы возвращаетесь домой
после тяжелого трудового дня. А ваш ребенок сидит в своей комнате с
одноклассником, и оттуда пахнет сигаретным дымом. Ваши действия?
2-я группа: Однажды, наводя порядок
на столе своего ребенка, вы обнаружили несколько сигарет и решили
поговорить с ним об этом. Как вы будете это делать?
3-я группа: Ребенок вернулся домой, от него пахнет сигаретным дымом. Когда вы говорите ему об этом, он отрицает, что курил. Ваши действия?
Рефлексия ролевой игры. Родителям предлагается ответить на вопросы:
- Было ли вам комфортно играть роль подростка?
- Что вы чувствовали при этом?
- Знакомы ли вам проигрываемые ситуации?
Ожидаемый результат. Ролевая игра даст
возможность родителям почувствовать себя на месте подростка, осознать
реальную возможность возникновения проблемы курения в каждой семье и
необходимость особого психологического подхода при общении с ребенком по
поводу курения.
Далее учитель предлагает каждому подумать и ответить на вопросы:
- Какие меры борьбы с табакокурением могут быть использованы родителями?
- Как можно помочь ребенку не поддаться этому соблазну?
Работа организуется по методу "мозгового штурма". Результаты фиксируются на доске.
Ожидаемый результат.
Предлагаются следующие меры профилактики табакокурения и
способы противостояния негативному влиянию со стороны социального
окружения:
- организация свободного времени детей, привлечение их к занятиям спортом, творчеством (кружки, секции, туризм, семейные хобби);
- личный пример (не курить, постоянно демонстрировать свое негативное отношение к курению, бросить курить);
- профилактические беседы о вреде курения;
- использование положительного примера известных личностей, звезд эстрады, кино;
- поддержка ребенка в его начинаниях, уважение его взглядов;
- организация семейного досуга (выезд на природу, дачу; участие в городских праздниках);
- контроль учебы, поведения, изучение круга друзей ребенка;
- введение ограничений, контроль расходования ребенком карманных денег;
- обучение ребенка умению отказываться от предложения закурить.
Эффективность предложенных форм и методов профилактической
работы зависит от соблюдения принципов семейной профилактики
табакокурения. (Педагог заранее готовит наглядный материал на доске или
на листе ватмана.)
Принципы семейной профилактики табакокурения:
- Системность.
- Гибкий контроль.
- Терпение и деликатность.
- Индивидуальный подход.
- Поддержка.
- Наглядность.
Далее педагог организует работу в группах, предлагая обсудить формы профилактики табакокурения и объяснить:
- Почему именно этой форме отдали предпочтение?
- Какие задачи она решает?
- Перед каким выбором стоит ребенок?
- Какой выбор ставят перед собой родители?
- Какие принципы должны быть использованы для обеспечения эффективности выбранной формы профилактики?
- Каков предполагаемый результат?
Ожидаемый результат.
Чтобы помочь ребенку избежать привычки курения, родителям нужно приложить немало усилий. Но самое главное – любить своего ребенка, понимать его и быть готовым всегда прийти на помощь. Только тогда все предложенные формы и методы будут действенны и эффективны.
Психологи советуют ребенку построить отказ от курения по схеме:
отказ + аргумент + встречное предложение.
Педагог предлагает родителям разбиться на пары и провести ролевую игру «Сумей сказать "нет"».
Возможные аргументы для отказа от предложения покурить:
- слабое здоровье ("Нет, спасибо. У меня на табачный дым аллергия. Может, лучше покатаемся на велосипеде?");
- желание сохранить голову светлой ("Я не буду. У меня завтра контрольная. Ты уже все уроки сделал?");
- уже существующий отрицательный опыт ("Я пробовал. Мне не понравилось. А ты можешь подтянуться на турнике 7 раз?");
- желание отодвинуть этот эксперимент на неопределенный срок ("Нет, спасибо. Не сегодня и не сейчас, я очень спешу, срочные дела. Давай встретимся завтра.");
- ссылка на уже имеющиеся проблемы ("Нет, не буду. У меня и так вагон неприятностей. Ты не хочешь сходить в спортивный зал?");
- стремление казаться "крутым" ("Эта дрянь не для меня. Есть увлечения покруче. Приходи, посидим за компьютером: у меня есть новая игра.");
- встречное предложение
(переводит разговор на другую тему и исключает насмешки, возможные в
случае отказа закурить. Таким образом, ваш ребенок достойно выходит из
данной ситуации).
4-й этап. Подведение итогов.
Для того чтобы участники собрания оценили свою работу, попросите их продолжить фразы:
- "Сегодня я понял(а), что…"
- "После этого разговора мне стало ясно…"
- "Это собрание помогло мне разобраться…"
Затем следует обратиться к эпиграфам собрания. Действительно,
курение это прихоть и несчастье человека, но каждый делает свой выбор
сам. Воспитывая наших детей, мы можем помочь им избежать дурных
привычек.
По мнению ученых, каждый ребенок обладает большими защитными
возможностями психического и физического здоровья. Эти защитные
возможности называют защитными факторами, благодаря
которым ребенок сможет противостоять формированию привычки курения, быть
здоровым полноценным человеком и настоящим гражданином, невзирая ни на
какие неблагоприятные обстоятельства.
Защитные факторы подразделяют на внешние, которые поддерживают ребенка в жизни, ставят его в необходимые рамки, очерчивают границы приемлемого поведения, и внутренние, связанные с его личностными качествами, определяющими стиль поведения ребенка.
Внешние защитные факторы
|
Внутренние защитные качества
|
- Поддержка семьи
- Родители, которые являются образцом социальных связей.
- Общение с родителями.
- Общение с другими взрослыми.
- Участие родителей в жизни школы.
- Положительный школьный микроклимат.
- Воспитание ребенка по единым правилам обоими родителями.
- Контроль со стороны родителей.
- Организация домашнего досуга.
- Хорошие друзья.
- Занятия музыкой.
- Дополнительное образование.
- Участие в общественной жизни по месту жительства
|
- Стремление к успеху.
- Стремление к учению.
- Хорошая успеваемость в школе.
- Выполнение работы по дому.
- Стремление помогать людям.
- Умение сопереживать людям.
- Сексуальная сдержанность.
- Навыки умеренного отстаивания своего мнения.
- Навыки принятия решений.
- Умение находить друзей.
- Навыки планирования.
- Реалистичная самооценка.
- Оптимизм
|
Вы спросите: "Сколько же защитных факторов у моего сына или
дочери?" Ответ прост. Обычно дети располагают примерно 16 защитными
факторами. Найдите время и вместе с детьми прочитайте и обсудите их.
Таким образом вы узнаете, какими защитными качествами уже обладает ваш
ребенок и какие защитные ресурсы ему необходимы. Помогите ему в этом! |