В последнее время увеличилось употребление наркотиков в детской среде,
возрастная планка наркоманов снизилась. Подростки порой проявляют
легкомысленное отношение к наркотикам и наркотической субкультуре.
Поэтому проект, направленный на борьбу с наркотиками необходим в каждой
школе.
Как отвлечь подростков и детей от интереса к наркотикам, научить говорить твердое «НЕТ», как развенчать мифы о наркотиках?
Причины приобщения подростка к наркотикам, которые выделяют исследователи проблемы:
экономическое либо социальное неблагополучие семьи; семейная предрасположенность
неблагоприятное окружение подростков; общение с употребляющими наркотики сверстниками;
доступность наркотиков; попытка демонстрации «взрослого» поведения
трудности, жизненные проблемы в подростковом возрасте;
любопытство подростков или от скуки
"слишком активная профилактика"
Необходимо вести работу по этим направлениям на искоренение причин и не допускать ошибки в работе.
1.Семья играет очень важную роль на всех этапах развития личности и
профилактики наркомании. Наличие в проблемных и нестабильных семьях
хронических родительско-детских конфликтов, обостренных эмоциональных
реакций, обид и оскорблений приводят к тому, что семья может выступать
как фактор формирования преднаркотической личности, фиксации
психологической зависимости от наркотиков. Организация работы с родителями
является одним из основных направлений в рамках создания системы
профилактической помощи и поддержки подростков. Родителей надо
проинформировать о том, на что обращать особое внимание, как формировать
отношение к психоактивным веществам у своего ребенка, как научить
сказать "нет" в опасной ситуации.
2. Наиболее опасным фактором учёные считается наличие у подростков
друзей, употребляющих наркотики, и общение с такими сверстниками.
3.Большая опасность кроется еще и в том, что принятие наркотика в
некотором смысле повышает ранг молодого человека среди своих товарищей.
Употребление наркотиков в молодежных кругах нередко становится чем-то
вроде попытки числиться взрослым человеком. Эта причина является
доминирующей в становлении наркомании среди молодежи.
4.Неспособность справляться с жизненным и трудностями, можно окрестить
также одним из факторов молодежной наркомании. Наркотик временно снимает
душевное напряжение, что дает подростку возможность отодвинуть
неприятности и получить необходимую разрядку. Важно помнить, что успех в
борьбе с распространением наркомании среди молодежи зависит не только
от врачей, но и от всех нас, от того, как мы относимся к своим детям, к
ровесникам, к окружающим, какие жизненные условия им создаем.
5. Существенным обстоятельством зарождения наркомании
в молодежной среде является любопытство подростков. От него не
застрахован никто. Причем, в зоне риска оказываются также не только дети
из неблагополучных семей, но и дети состоятельных родителей. Поскольку
на их покупку нужны деньги, и немалые. Как-бы своеобразное проявление
роскоши: "я это могу себе позволить". Может причина и в большом объеме
карманных денег у ряда подростков. Особый риск возникает именно тогда,
когда наркотик, употребленный из любопытства или от скуки, начинает
вызывать приятные ощущения. Вследствие чего, у подростка возникает
стремление вторично испытать те же ощущения. Результатом этого и
является психическая зависимость подростка от наркотика.
6.Иногда активная профилактика, конкурсы a-la нарисуй ужасы про
наркотики или выслушай лекцию врача, где «случайно» найдётся место для
разъяснений о видах психоактивных веществ и способах их употребления,
может способствовать привлечению лишнего внимания к наркотикам…Поэтому ,
в профилактической работе необходимо соблюдать такт и мастерство подачи
информации, не провоцировать интерес к наркотикам. Необходимо
рекламировать здоровый образ жизни.
Творчество и занятость могут
решить многое. Но иногда дети находят в наркотиках расслабление от
чрезмерной занятости. Необходимо отдавать максимум внимания детям. Порой
им нужно кому-то выговориться, посоветоваться, отвлечься, переключить
внимание на какое-то дело, увлечь игрой, беседой, заинтересовать
чем-либо.
Внимание и ответственность родителей и педагогов – вот пути решения проблемы
Цель и задачи проекта:
пропаганда здорового образа жизни;
формирование ценностного отношения к своему здоровью;
формирование активной гражданской позиции в сфере профилактики наркомании;
определение значимых личностных ценностей;
повышение самооценки детей;
развитие навыков коммуникации, налаживания социальных контактов,
развитие навыков принятия решений;
развитие умения отстаивания своей позиции;
формирование способности справляться со стрессом;
развитие творчества детей
Целевая группа проекта: учащиеся 5-9 классов, родители, педагоги
Механизм реализации проекта:
Классные руководители, учитель ОБЖ, психологи, учителя русского языка и
литературы в соответствии с воспитательным планом школы, класса и
планом проекта осуществляют мероприятия в учебном году.
Каждый месяц детям предлагается для изучения, рассмотрения притча,
направление здорового образа жизни. Тема месяца отражается в классных
газетах(5-6кл.), информационных бюллетенях (6-7кл), презентациях(8-9
кл), фотовыставках ("Мой веселый выходной (класс)", "Любимые уголки
родного края (страны, мира)", "Мои друзья", "Моя семья" и т.п.)
Классные руководители – классные часы о ЗОЖ, работа с семьей;
Учителя – словесники – сочинения о ЗОЖ, на предложенные темы;
Учителя изобразительного искусства – конкурсы рисунков, плакатов и т.п.
Психологи – тестирование, тренинги на повышение самооценки, умение избегать стрессов и т.п.
Учителя ОБЖ – викторины о ЗОЖ, интернет уроки, создание агитбригад
Руководителем проекта может быть может быть преподаватель-организатор
ОБЖ или учитель ОБЖ. Он проекта координирует действия классных
руководителей, педагогов, агитбригады. Привлекает специалистов
(психологов, врачей, полицию) для встреч и бесед с детьми, средства
массовой информации для освещения работы школы по реализации проекта.
Обоснование эффективности и общественной значимости проекта.
Проблема наркомании - не только частная проблема конкретного человека,
она имеет как медицинский, так и социальный аспекты. Борьба с
наркоманией продиктована стремлением государства предотвратить
наступление социальной, физической и психической неполноценности,
неблагополучной демографической ситуации, а также преждевременной смерти
своих граждан от потребления и передозировки наркотиков, от гепатитов,
поражения внутренних органов и мозга, от СПИДа.
В борьбе с проблемами наркомании необходимо единение и консолидация
усилий всех заинтересованных в решении этой проблемы, государственных и
общественных организаций, средств массовой информации, работников культуры, сотрудников правоохранительных органов, учителей и врачей. Вот почему проблемы профилактики
наркомании, создание идеологии направленной на предупреждение
употребления наркотиков имеют такое большое значение для общества.
Наш проект сочетает в себе традиционные формы работы по пропаганде здорового образа жизни с изучением философских притч.
На первый взгляд притчи простые рассказы, на самом деле они могут
совершить чудесное превращение в каждом, кто вдумчиво их читает. Притчи
наводят на размышления, учат находить правильные решения в трудных
проблемных ситуациях, дают детям возможность посмотреть на жизненную
ситуацию с другой стороны, увидеть и понять свою проблему немного
отстраненно, порассуждать сравнить свою проблему с проблемой другого
человека , которому намного труднее. Такая философская отстранённость
позволяет разобраться в ситуации и найти компромиссное решение. Тем
самым формируются навыки сопереживания, принятия решений, развиваются
умения отстаивания своей позиции, формируются способности справляться со
стрессом
Сочетание профилактической работы с изучением притчи – мудрости веков дает хороший результат.
Предполагаемые результаты проекта: формирование и сохранение здоровой личности.
Календарный план реализации проекта.
Проект реализуется в течение учебного года в соответствии с
воспитательными планами школы и класса. Выделяются четыре основных
мероприятия:
1. ЗОЖ
Смысл жизни. Классые часы, агитбригада. 2-я неделя октября
2. Имею право знать!
Интернет - уроки. 2-я неделя декабря - 3 неделя января.