Четверг, 25.04.2024, 08:36                                                                    ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ    ПОРТАЛ
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

З  В  О  Н  О  К   НА   У  Р  О  К

Было бы желание - найдешь на сайте знания!

Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | 

НАГЛЯДНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ОФОРМЛЕНИЯ СТЕНДОВ  РАБОТА С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ
МЕНЮ САЙТА

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРА В ШКОЛЕ

ЕГЭ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

ВЕЛИКИЕ ПИСАТЕЛИ

ИЗУЧЕНИЕ ТВОРЧЕСТВА
   ГОГОЛЯ


50 КНИГ ИЗМЕНИВШИХ
   ЛИТЕРАТУРУ


ТРЕНИНГИ "ТВОРЧЕСКАЯ
   ЛАБОРАТОРИЯ УЧИТЕЛЯ
    ЛИТЕРАТУРЫ"


ТЕМАТИЧЕСКОЕ
   ОЦЕНИВАНИЕ ПО
   ЛИТЕРАТУРЕ В 11 КЛАССЕ


ОЛИМПИАДА ПО
   ЛИТЕРАТУРЕ. 10 КЛАСС


ЛИТЕРАТУРНЫЕ РЕБУСЫ
   ПО ТВОРЧЕСТВУ ПОЭТОВ
   СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА


ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ

ТЕМАТИЧЕСКИЕ КАРТОЧКИ
   ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


КАК УЧИТЬ АНГЛИЙСКИЕ
   СЛОВА ЭФФЕКТИВНО


АНГЛИЙСКИЕ ВРЕМЕНА В
   ТЕКСТАХ И УПРАЖНЕНИЯХ


РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ
   ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


200 АНГЛИЙСКИЙ ВЫРАЖЕНИЙ.
   ТЕХНИКА ЗАПОМИНАНИЯ


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ В
   ФОРМАТЕ ЕГЭ ПО
   АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ТИПОВЫЕ ВАРИАНТЫ
   ЗАДАНИЙ ЕГЭ ПО
   АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ГРАММАТИКА
   ИСПАНСКОГО ЯЗЫКА


ФРАНЦУЗСКИЙ ЯЗЫК

ФРАНЦУЗСКИЕ СЛОВА.
   ВИЗУАЛЬНОЕ
   ЗАПОМИНАНИЕ


ГРАММАТИКА
   ФРАНЦУЗСКОГО ЯЗЫКА


ВНУТРИШКОЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ
   ПО ФРАНЦУЗСКОМУ ЯЗЫКУ


ИСТОРИЯ В ШКОЛЕ

БИОЛОГИЯ В ШКОЛЕ

МАТЕМАТИКА В ШКОЛЕ

ФИЗИКА В ШКОЛЕ

ХИМИЯ В ШКОЛЕ

Категории раздела
Я УЧИТЕЛЬ ОБЖ [45]
Я УЧИТЕЛЬ ФИЗКУЛЬТУРЫ [17]

Статистика

Онлайн всего: 8
Гостей: 8
Пользователей: 0
Форма входа


Главная » Файлы » Я УЧИТЕЛЬ » Я УЧИТЕЛЬ ОБЖ

НАВОДНЕНИЯ
29.05.2012, 15:23
Наводнения относятся к стихийным бедствиям. В некоторых местностях наводнения происходят чаще, чем в других. В основном это населенные пункты, расположенные на берегах водоемов.

Человек с давних пор селился у воды. Это было удобно и жизненно необходимо. Реки и озера давали пищу, снабжали водой, приводили человека к морям. Веками длилась дружба человека с рекой и морем. Но иногда происходили наводнения, которые затапливали большие участки территории, приводили к жертвам.

Наводнения – грозные и опасные природные явления, которые иногда происходят в таких грандиозных размерах и на таких больших пространствах, что принимают характер общенациональных бедствий. Наводнения оставляют без жилья тысячи и даже сотни тысяч людей. О некоторых опустошающих наводнениях складывались легенды и сказания. Большие разливы люди называли потопами.

Наиболее известна история о Всемирном потопе, которая изложена в Библии. О том, такой ли был потоп, как там рассказывается, дискуссии ведутся на протяжении веков.

Известный австралийский геолог Э.Зюсс пришел к выводу: под Всемирным потопом нужно подразумевать случившееся в низовьях Евфрата опустошительное наводнение, захватившее Месопотамскую низменность. Главная причина бедствия – цунами. Исследователи, работавшие после Зюсса, уточнили эту версию: вероятнее всего, грандиозная катастрофа произошла в результате сильнейших ливней и ветра, дующего навстречу течению рек. В то время жители Месопотамии считали, что их страна – это и есть весь мир, поэтому стали называть потоп Всемирным.

Со слов Платона человечество узнало о существовании и внезапной гибели в морских волнах могущественной Атлантиды в Средиземноморье (точнее в Эгейском море). Атлантида была процветающим государством с очень высокой для того времени культурой. Люди имели свою письменность, законы, деньги, строили многоэтажные дома, имели огромный морской флот, создавали замечательные изделия из глины, золота, олова, меди. И эта удивительная цивилизация внезапно погибла.

Произошло это из-за извержения вулкана Санторин, сопровождавшегося взрывом и мгновенным опусканием вниз значительных участков суши. При этом произошло сильное землетрясение, возникли гигантские морские волны-цунами, выпал пепел. Атлантида частично провалилась в море, частично была смыта гигантскими волнами, частично засыпана толстым слоем пепла.

"Всемирный потоп" и гибель Атлантиды – наиболее крупные проявления силы морской стихии, воздействующие на сушу, которые породили легенды, дожили до наших дней.

Можно выделить несколько видов классификаций наводнений.

  • Природные

1) во время половодья
2) во время паводка
3) вызванные цунами
4) ливневые
5) естественные колебания уровня озер
6) вызванные бурями, циклонами.

  • Вызванные антропогенными факторами

1) разрушение дамб
2) разрушение плотин и других гидротехнических сооружений

  • Кроме этого, наводнения можно разделить на:

1) кратковременные (от одних до нескольких суток, но могут быть и в течение всего лишь нескольких часов);
2) долговременные (1–2 недели и более).

Гидрологи все наводнения разделили на 4 типа.

  • Низкие – наблюдаются на равнинных реках и бывают раз в 5–10 лет. Они практически не нарушают ритм жизни при некоторой подготовке к ним.

  • Высокие – заливают довольно большие участки речных долин и иногда существенно нарушают привычный быт, даже требуют эвакуации и случаются раз в 20–25 лет.

  • Выдающиеся наводнения (раз в 50–100 лет) затапливают не менее 50% сельскохозяйственных площадей и требуют массовой эвакуации населения. Начинается затопление городов и населенных пунктов.

  • Катастрофические – случаются раз в 100–200 лет: затапливается несколько речных систем, полностью меняется уклад жизни. Говорят, примерно так выглядел Всемирный потоп.

Одно из первых наводнений, которое было официально зарегистрировано, произошло на реке Темза (в Англии) в 48 году нашей эры. Вызванный ливнями разлив реки привел к гибели 10 тыс. человек.

Абсолютный рекорд по величине последствий наводнений принадлежит китайским рекам Хуанхе и Янцзы.

На реке Хуанхе катастрофические наводнения зарегистрированы в 1642, 1782, 1791 гг. В 1887 году вода в реке поднялась от 3 м до 20 м и затопила тысячи населенных пунктов. Погибло около 1 млн. человек, пострадало свыше 7 млн. человек. В 1933 году река затопила 3 тыс. селений, пострадало около 4 млн. человек. В 1950 году остались без крова миллионы людей, погибли 500 тыс. человек.

В 1974 году ливни и обильные снегопады в западных районах Белоруссии вызвали продолжительное наводнение. Только в Брестской области в воде оказались 500 населенных пунктов.

Итальянская река Арно в среднем течении протекает у города Флоренция. Утром 4 ноября 1966 года вода в реке поднялась выше всех когда-либо достигавшихся ею отметок, залила улицы Флоренции и текла по ним, словно по перекатам, волоча вместо валунов припаркованные автомобили. Глубина ее на некоторых улицах достигала 6 м. За два дня в бассейне реки выпала полугодовая норма осадков – 600 мм, затопленными оказались 750 населенных пунктов.

7 октября 1737 года в устье реки Хугли (Индия), впадающей в Бенгальский залив, во время прохождения циклона образовалась нагонная волна высотой 12 м. Она затопила низменные районы берега. В водах Бенгальского залива погибли 300 тыс. человек.

31 января 1953 года из-за ураганного ветра с Атлантики в Северное море его уровень поднялся у берегов Голландии почти на 4 м. Из-за разрушения дамб и разлива воды пришлось эвакуировать около 100 тыс. человек. Несмотря на это, только в юго-западной части Голландии погибли 1500 человек.

В 1995 году в Северной Корее наводнение нанесло стране материальный ущерб в размере 20 млрд. долларов. Была уничтожена большая часть сельскохозяйственных посевов, что поставило население страны на грань голодной смерти.

В Соединенных Штатах Америки 40% территории обводняет река Миссисипи, текущая в основном по низменной равнине. В 1973 году при самом крупном паводке она затопила территорию в 50 тыс. км2 (сравните площадь Швейцарии – 44 тыс. км2).

Если учитель начальных классов рассказывает детям о печальных результатах наводнений, желательно использовать карты мира и России. Отмечая условными значками места наводнений, можно очень наглядно показать, что от этого стихийного бедствия страдает огромное количество стран и территорий нашего государства.

Что можно сказать о чрезвычайных ситуациях в нашей стране?

На территории России циклоны Северной Атлантики воздействуют на Баренцево и Белое моря. Беломорские штормы сопровождаются значительными изменениями уровня моря. Сохранились сведения о необычайном его повышении в 1635 году в районе Соловецких островов, когда были затоплены все нижние этажи монастырских строений. В Архангельском областном архиве имеются сведения о большом штормовом нагоне в Мезенской губе 20 сентября 1808 года. В этот день сильный северо-западный ветер поднял уровень моря у города Мезени на 4 м выше среднего. Городу и прилегающим к нему территориям был нанесен огромный ущерб.

В ночь с 12 на 13 марта 1914 года на Азовском море разразился сильный ураган. Высокая волна обрушилась на побережье, подхватила людей, унесла их в море. Погибли около 1500 человек.

В 1989 году в Хабаровском и Приморском краях прошли сильные ливневые дожди. Уровень воды в реках поднялся на 8 м. Было затоплено более 140 населенных пунктов, погибли и пропали без вести 11 человек.

15 мая 2001 года в результате образования ледяного затора протяженностью 80 км ниже по течению от города Ленска произошел подъем воды в реке Лена до 1740 см. 98% площади города были подтоплены, 90% населения эвакуировали.

Для ликвидации последствий паводка были привлечены 558 специалистов МЧС и 148 единиц техники.

12 сентября 2001 года в результате прохождения циклона на Сахалинскую область выпало большое количество осадков, в реках поднялся уровень воды. На островах Кунашир и Шикотан были частично подтоплены 20 домов, размыто 500 м дорожного полотна, нарушено электроснабжение.

6 октября 2002 года из-за сильных дождей в Новороссийске Краснодарского края было подтоплено 12 жилых домов. В поселке Геленджикского района Краснодарского края было подтоплено 250 жилых домов.

11 ноября 2002 года в Горячеключевском районе Краснодарского края из-за ливневых дождей оказались подтоплены 10 домов; в станице Саратовской – 198.

25 октября 2003 года в республике Адыгея из-за ливневых дождей поднялся уровень воды в реке Белая. В Майкопе и четырех населенных пунктах района были подтоплены 28 домов.

Самое крупное в мире наводнение пресной воды произошло около 18 тыс. лет назад в Алтайских горах в Сибири, когда разрушилась ледниковая запруда озера длиной 120 км. Основной поток по некоторым оценкам имел глубину 490 м и перемещался со скоростью 160 км/ч.

Как видим, наводнения представляют собой грозную и коварную стихию. По данным ЮНЕСКО, за последнее столетие от них погибли 9 млн. человек. Колоссален и причиняемый ими материальный ущерб. Естественно стремление людей уберечься от подобного бедствия. Для этого надо знать причины возникновения наводнений и правила поведения во время таких чрезвычайных ситуаций.

Как уже говорилось ранее, наводнения могут возникать от разливов рек, ливней, заторов льда, ветровых нагонов морских волн в устья рек, прорывов плотин или валов.

Одно время считали, что наводнения на Неве происходят от того, что в ее устье приходит вода из Финского залива, которую нагоняют сильные западные и юго-западные ветры. Но были случаи, когда Нева выходила их берегов в тихую погоду. Позже выяснилось, что причина – циклоны, часто проходящие над Балтикой осенью. Циклоны нарушают устойчивость водных масс Балтийского моря и вызывают возникновение длинных волн. Приближаясь к берегу, волны достигают высоты 2–2,5 м и затопляют город.

С момента основания Санкт-Петербурга (1703 г.) в устье Невы было зарегистрировано около 300 наводнений. Вот как об этом явлении сказал очевидец:

...Но силой ветров от залива
Перегражденная Нева
Обратно шла, гневна, бурлива,
И затопляла острова.
Погода пуще свирепела,
Нева вздувалась и ревела,
Котлом клокоча и клубясь.
И вдруг, как зверь остервенясь,
На город кинулась...

Во время половодий и паводков реки выходят из берегов и затапливают долину рек.

Половодье – высокий и длинный подъем уровня воды в реке, повторяется в одно и то же время года. На равнинных реках обычно бывает весной во время снеготаянья. На реках, берущих начало в высоких горах, половодье случается летом и связано с таянием снега и льда.

Паводок – значительный, но кратковременный подъем уровня воды в реке.
Он может наблюдаться в любое время года в результате обильных дождей или быстрого таяния снега и льда. Такое часто бывает в Свердловской, Кировской, Читинской областях, Приморском и Хабаровском краях.
Рассказывая младшим школьникам о половодье и паводке, можно опираться на известные детям литературные и художественные произведения. Например, на отрывок Некрасова "Дед Мазай и зайцы", картины "Весна", "Большая вода".
В нашей стране затоплениям подвергаются свыше 400 км2 суши. Обычно заранее известно о половодье. Сложнее прогнозировать паводок. Еще сложнее – подъем уровня в реках из-за нагонов воды с моря или водохранилища, и уж тем более – наводнение из-за прорыва плотин или цунами.
Однако большинство наводнений удается предсказать и тем самым уменьшить потери, причиненные ими. Защита от наводнений может быть активной или пассивной.

Активная защита – сооружение дамб, плотин, отводных каналов, водохранилищ.

Пассивная защита – оповещение и эвакуация людей, использование мест, которые наверняка не будут затоплены.

Очень важно заранее знать, когда начнется подъем воды в реках определенного района и какой силы можно ожидать наводнения. Сегодня наука может ответить на эти вопросы.
Гидрологи учитывают запасы снега, выпавшего в зимний период. Если они превышают среднюю величину, значит, можно ожидать выхода рек из русел. Тогда даются предупреждения о принятии мер защиты.
Сложнее обстоит дело с наводнениями от сильных дождей и ливней. Здесь метеорологи следят за движением атмосферных вихрей, составляют карты погоды, используя наблюдения со спутников. В случаях наступления угрожающего положения даются своевременные предупреждения.
Постепенно изучая характер водной стихии, люди совершенствуют способы защиты и принимают меры к тому, чтобы предотвратить или ослабить ее вредные действия.
Что делать при прогнозе наводнения?
Обычно прогноз содержит информацию об ожидаемом времени и границах затопления, и одновременно рекомендации жителям или порядок эвакуации.

Если ваш дом попадает в объявленный регион затопления, нужно:

– отключить газ, воду и электричество;
– погасить огонь в печах;
– перенести на верхние этажи и чердаки ценные вещи;
– закрыть окна и двери, при необходимости – забить окна и двери первых этажей досками или фанерой.

Если получено предупреждение об эвакуации:

– подготовить теплую удобную одежду, сапоги, одеяла, деньги и ценности;
– собрать трехдневный запас питания;
– подготовить аптечку первой помощи и лекарства, которыми вы обычно пользуетесь;
– завернуть в непромокаемый пакет паспорт и другие документы;
– взять с собой туалетные принадлежности и постельное белье.

Будет объявлено, куда и как следует направляться из опасной зоны. В конечном пункте эвакуации необходимо зарегистрироваться.

В первую очередь эвакуируются дети, детские учреждения и больницы.

Половодье обычно стоит дней семь. Внезапные наводнения бывают и более длительными.

Что делать, если вода резко поднимается? Нужно как можно быстрее занять безопасное место и запастись любыми предметами, которые могут помочь для самоэвакуации. Кроме лодок, плотов и надувных матрасов подойдут бочки, бревна, щиты, двери, обломки деревянных заборов, автомобильные камеры.

До прибытия спасателей или спада воды надо оставаться на верхних этажах и крышах, на деревьях или других возвышениях. Чтобы спасатели могли быстрее найти потерпевших, нужно в светлое время суток вывешивать на высокое место белое или цветное полотно, а в темноте подавать световые сигналы.

Когда подошли спасатели, переходить в лодку надо по одному, не создавая паники.

Самостоятельно выбираться из затопленного района можно лишь в безвыходных ситуациях: когда одному из пострадавших нужна медицинская помощь, когда вода все поднимается и нет надежды на спасателей.

После того как вода сошла, надо осторожно входить в здания, предварительно убедившись, что конструкции не пострадали. Пользоваться газом, электричеством, водопроводом и канализацией можно только после разрешения специалистов. Нельзя есть продукты питания, подмоченные паводковыми водами. Нельзя пить воду без санитарной проверки. Затопленные колодцы необходимо сначала осушить, а затем откачивать воду до тех пор, пока она не станет пригодной для питья (это решают работники СЭС).

Информацию о надвигающемся стихийном бедствии сообщают по радио, телевидению, компьютерной сети, факсам. Кроме этого население оповещают через громкоговорители машин милиции и скорой помощи. Важно, чтобы люди знали, что делать в такой чрезвычайной ситуации. Поэтому учеников начальных классов целесообразно познакомить с правилами поведения во время наводнений.

Чтобы проверка знаний детей по данной теме не была скучной и однообразной, учитель может предложить ученикам разгадать ребусы и кроссворды, ответить на вопросы теста, сыграть в "Поле чудес", рассказать о событиях, пользуясь рисунками в пособиях.

Иллюстрации для работы можно взять в "Рабочей тетради по курсу ОБЖ" Е.И. Верховского на с. 34 или в альбоме-задачнике "Жизнь без опасностей. Учись быть самостоятельным", 3 кл. (1–4), на с. 16 и 17.

Категория: Я УЧИТЕЛЬ ОБЖ | Добавил: admin | Теги: конспект урока ОБЖ, правила безопасности, открытый урок ОБЖ, учителю ОБЖ, урок ОБЖ, ОБЖ в школе, зож, поурочные планы уроков ОБЖ
Просмотров: 3085 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 3.0/2
Поиск

ИНФОРМАТИКА В ШКОЛЕ

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   ПРОФЕССОРА ФОРТРАНА


ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   ШКОЛЬНИКА "КОМПЬЮТЕР"


ПРАКТИКУМ ПО
   МОДЕЛИРОВАНИЮ.
   7-9 КЛАССЫ


РЕШЕНИЕ ТИПОВЫХ ЗАДАЧ
   ПО ПРОГРАММИРОВАНИЮ
   НА ЯЗЫКЕ PASCAL


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ
   ПО ИНФОРМАТИКЕ


ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ
   РАБОТЫ ПО
   ИНФОРМАТИКЕ. 11 КЛАСС


ГЕОГРАФИЯ В ШКОЛЕ

ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ
   ЭНЦИКЛОПЕДИЯ


ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
   ГЕОГРАФИЯ


ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   ГЕОГРАФИЯ РОССИИ


СПРАВОЧНИК ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ
   ПО ГЕОГРАФИИ


ЗАГАДКИ ТОПОНИМИКИ

ФИТОГЕОГРАФИЯ ДЛЯ
   ШКОЛЬНИКОВ


РУССКИЕ
   ПУТЕШЕСТВЕННИКИ


ПЕРВООТКРЫВАТЕЛИ

ГЕОГРАФИЯ ЧУДЕС

СОКРОВИЩА ЗЕМЛИ

МОРЯ И ОКЕАНЫ

ВУЛКАНЫ

СТИХИЙНЫЕ БЕДСТВИЯ

ЗАГАДКИ МАТЕРИКОВ И
   ОКЕАНОВ


ЗНАКОМЬТЕСЬ: ЕВРОПА

ЗНАКОМЬТЕСЬ: АФРИКА

ПОГОДА. ЧТО, КАК И
   ПОЧЕМУ?


ШКОЛЬНИКАМ О
   СЕВЕРНОМ СИЯНИИ


ГЕОГРАФИЯ.
   ЗЕМЛЕВЕДЕНИЕ. 6 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ
   ПО ГЕОГРАФИИ


ТИПОВЫЕ ВАРИАНТЫ
   КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ
   В ФОРМАТЕ ЕГЭ


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ
   ПО ГЕОГРАФИИ


АСТРОНОМИЯ В ШКОЛЕ

КАРТОЧКИ ПО
   АСТРОНОМИИ


ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   ШКОЛЬНИКА "КОСМОС И
   ВСЕЛЕННАЯ"


ЗАДАЧИ ДЛЯ ОЛИМПИАДЫ
   ПО АСТРОНОМИИ. 10-11 КЛАССЫ
   КЛАССЫ"


ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ
   ПО АСТРОНОМИИ


ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

ИНТЕРЕСНОЕ
   ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЕ


ЧЕЛОВЕКОВЕДЕНИЕ
   ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ


РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО
   ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ.
   8 КЛАСС


ТЕМАТИЧЕСКИЕ
   КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ
   ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ.
   8 КЛАСС


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ

ТИПОВЫЕ ТЕСТЫ В
   ФОРМАТЕ ЕГЭ


ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ
   УЧИТЕЛЯ


ХРИСТИАНСТВО

ЖИТИЯ СВЯТЫХ
    В КАРТИНКАХ


ПУТЕВОДИТЕЛЬ ПО МИРОВОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЕ

БОГИ ОЛИМПА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
   МИФОЛОГИЯ


РУССКИЕ НАРОДНЫЕ
   ПРОМЫСЛЫ


ШКОЛЬНИКАМ О МУЗЕЯХ

СКУЛЬПТУРА

ЧУДЕСА СВЕТА

ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ
   МОСКВЫ


ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ
   САНКТ-ПЕТЕРБУРГА



ИЗО В ШКОЛЕ

ОСНОВЫ РИСУНКА ДЛЯ
   УЧЕНИКОВ 5-8 КЛАССОВ


УРОКИ ПОШАГОВОГО
   РИСОВАНИЯ


РУССКИЕ ЖИВОПИСЦЫ


ФИЗКУЛЬТУРА В ШКОЛЕ

Я УЧИТЕЛЬ ФИЗКУЛЬТУРЫ

ИСТОРИЯ ОЛИМПИЙСКИХ
   ИГР


УРОКИ КУЛЬТУРЫ
   ЗДОРОВЬЯ


УПРАЖНЕНИЯ И ИГРЫ
   С МЯЧОМ


УРОКИ ФУТБОЛА

АТЛЕТИЧЕСКАЯ
   ГИМНАСТИКА


ЛЕЧЕБНАЯ ФИЗКУЛЬТУРА
   В СПЕЦИАЛЬНОЙ ГРУППЕ


УПРАЖНЕНИЯ НА
   РАСТЯЖКУ


АТЛЕТИЗМ БЕЗ ЖЕЛЕЗА


ТЕХНОЛОГИЯ В ШКОЛЕ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО
   ТЕХНОЛОГИИ ДЛЯ
   ДЕВОЧЕК. 6 КЛАСС


УРОКИ КУЛИНАРИИ В
   5 КЛАССЕ


КАРТОЧКИ ДЛЯ
    ОПРОСА ПО ТЕХНОЛОГИИ. 5 КЛАСС


ПРАКТИКУМ ПО
   СЛЕСАРНЫМ РАБОТАМ


ВЫПИЛИВАНИЕ ИЗ ФАНЕРЫ


ЭРУДИТ-КОМПАНИЯ

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ

АФОРИЗМЫ

АФОРИЗМЫ ОБ
   ОБРАЗОВАНИИ


АФОРИЗМЫ ОБ УЧИТЕЛЕ
   И УЧЕНИКЕ


Яндекс.Метрика Copyright MyCorp © 2024 Рейтинг@Mail.ru