Россия – одна из крупнейших
стран мира, имеющая богатые исторические и культурные традиции. Ее
экономический, научно–технический и военный потенциал, уникальное
географическое положение на Евразийском континенте позволяют Российской
Федерации играть важную роль в современном мире. Объективно сохраняется
общность интересов России и других государств по многим проблемам
безопасности, включая противодействие распространению оружия, борьбу с
терроризмом и наркобизнесом, решение экологических проблем и обеспечение
ядерной безопасности. Вместе с тем ряд государств активизирует усилия,
направленные на ослабление России в целом и ее влияния на международную
политику.
Основные понятия национальной безопасности
России сформулированы в Концепции национальной безопасности Российской
Федерации, утвержденной Указом Президента РФ от 10 января 2000 г. № 24.
Под национальной безопасностью России понимается
безопасность ее многонационального народа как носителя суверенитета и
единственного источника власти в Российской Федерации.
Национальные интересы России – это совокупность
сбалансированных интересов личности, общества и государства в
экономической, внутриполитической, социальной, международной,
информационной, военной, пограничной, экологической и других сферах
(табл. 6). Эти интересы носят долгосрочный характер и определяют
стратегические цели и текущие задачи внутренней и внешней политики
Российской Федерации.
Таблица 6
Национальные интересы Российской Федерации в некоторых экономических и политических сферах
Важнейшей
составляющей национальных интересов России является защита личности,
общества и государства от терроризма, чрезвычайных ситуаций природного и
техногенного характера и их последствий, а в военное время – от
опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих
действий.
УГРОЗЫ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ Сегодня существует три типа угроз национальной безопасности Российской Федерации: внешние, внутренние и трансграничные.
К внешним угрозам следует отнести:
• развертывание группировок вооруженных сил и средств вблизи границ Российской Федерации и ее союзников;
• территориальные претензии к Российской Федерации, угрозы отторжения от Российской Федерации отдельных территорий;
• вмешательство во внутренние дела Российской Федерации со стороны иностранных государств;
• наращивание группировок войск, ведущее к нарушению сложившегося баланса сил вблизи границ Российской Федерации;
• вооруженные провокации, включая нападения на военные
объекты России, расположенные на территории зарубежных государств, а
также на объекты и сооружения на Государственной границе РФ и границах
ее союзников;
• действия, затрудняющие доступ России к стратегически важным транспортным коммуникациям;
• дискриминация, несоблюдение прав, свобод и законных
интересов граждан Российской Федерации в некоторых зарубежных
государствах.
К внутренним угрозам специалисты относят:
• попытки насильственного изменения конституционного строя и нарушения территориальной целостности России;
• планирование, подготовка и осуществление действий по
нарушению и дезорганизации функционирования органов государственной
власти и управления, нападений на государственные, экономические и
военные объекты, объекты жизнеобеспечения и информационной
инфраструктуры;
• создание, оснащение, подготовка и деятельность незаконных вооруженных формирований;
• незаконное распространение на территории Российской Федерации оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ;
• широкомасштабная деятельность организованной
преступности, угрожающая политической стабильности в некоторых регионах
Российской Федерации;
• деятельность сепаратистских и радикальных религиозных национальных движений.
Трансграничные угрозы проявляются в следующем:
• создание, оснащение и подготовка на территории других
государств вооруженных формирований и групп с целью их переброски для
действий на территории России;
• деятельность поддерживающихся из–за рубежа подрывных
сепаратистских, национальных или религиозных экстремистских группировок,
направленная на подрыв конституционного строя России, создание угрозы
ее территориальной целостности и безопасности ее граждан;
• трансграничная преступность, в том числе контрабандная и другая противозаконная деятельность в угрожающих масштабах;
• ведение враждебных по отношению к Российской Федерации информационных действий;
• деятельность наркобизнеса, создающая угрозу
проникновения наркотиков на территорию России или использования ее
территории для транзита наркотиков в другие страны;
• деятельность международных террористических организаций.
ОБЕСПЕЧЕНИЕ НАЦИОНАЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ РОССИИ
Обеспечение национальной безопасности и национальных
интересов России осуществляется в политической, экономической,
гуманитарной и военной областях. Оно тесно связано с местом России в
системе глобальных военно–политических отношений, которые
характеризуются сегодня сочетанием двух основных тенденций. С одной
стороны, наблюдается стремление сформировать новую, более справедливую и
демократичную систему международных экономических и политических
отношений. С другой стороны, расширяется практика применения вооруженной
силы на основании национальных решений вне мандата ООН.
В этих условиях сохраняется значение военной силы как
инструмента внешней политики для обеспечения национальной безопасности
России, которая последовательно выступает за создание такой системы
международных отношений, в которой значение военной силы будет
минимизировано, а ее функции будут сведены к задаче сдерживания
вооруженных конфликтов.
Важнейшим аспектом, определяющим подходы к обеспечению
национальной безопасности Российской Федерации являются отношения нашей
страны с наиболее значимыми элементами современной системы международных
отношений. К ним, прежде всего, следует отнести Организацию
Объединенных Наций и Совет Безопасности ООН, Содружество Независимых
Государств, Организацию Североатлантического договора (НАТО) и
Европейский союз (ЕС), Стратегическое партнерство России и США,
Шанхайскую организацию по сотрудничеству (ШОС).
Организация Объединенных Наций и Совет Безопасности ООН
рассматриваются Россией в качестве центрального элемента,
обеспечивающего глобальную стабильность в мире. Снижение их роли и
переход к применению вооруженных сил на основании национальных решений
оцениваются Россией как тенденция, в перспективе способная создать
серьезную угрозу нашим национальным интересам.
Отношения со странами СНГ являются для России важнейшим
направлением внешней политики. Наша страна стремится и дальше развивать
военно–политическое сотрудничество в рамках содружества.
Отношения России с НАТО определяются Римской декларацией
2001 г. Российская Федерация рассчитывает на полное устранение прямых и
косвенных компонентов антироссийской направленности из военного
планирования и из политических деклараций стран – членов
Североатлантического блока. Однако, если НАТО сохранится в качестве
военного союза с существующей сегодня наступательной военной доктриной,
это потребует коренной перестройки российского военного планирования и
принципов строительства российских Вооруженных Сил, в том числе и
изменений в нашей ядерной стратегии.
Россия готова расширять сотрудничество с США в
политической, военно–политической и экономической сферах, а также в
сфере обеспечения стратегической стабильности и демонтажа наследия
«холодной войны». Наша страна поддерживает усилия США по борьбе с
международным терроризмом.
Шанхайская организация по сотрудничеству играет важную
роль в обеспечении региональной стабильности в Центральной Азии и в
Дальневосточном регионе. Сотрудничество с этой организацией направлено
на формирование зоны мира и стабильности на юго–восточном и
дальневосточном направлениях, что исключало бы возникновение
крупномасштабной военной угрозы.
Современная геополитическая обстановка в мире такова,
что обеспечение национальной безопасности России только за счет
политических возможностей (членство в международных организациях,
партнерские отношения и др.) становится недостаточным. Нейтрализация
внешних, внутренних и трансграничных угроз национальной безопасности
России все в большей степени становится главной функцией военной
организации государства, поэтому значение военной силы как инструмента
по обеспечению национальных интересов и безопасности России не только
сохраняется, но и возрастает.
Вопросы и задания
1. Что вы понимаете под национальной безопасностью России?
2. Что включают в себя национальные интересы России?
3. Какие типы угроз национальной безопасности России существуют сегодня?
4. Отношения с какими организациями и странами наиболее
важны для обеспечения национальных интересов и безопасности нашей
страны?
5. Подготовьте и обоснуйте сообщение о возрастании роли
военной организации государства для обеспечения национальных интересов и
безопасности нашей страны в настоящее время. |