В настоящее время, как показывает практика,
резко снизился интерес к лыжной подготовке. Одна
из причин этого-монотонность урочных занятий.
Найдется мало детей желающих, выполнять
передвижение на лыжах кругами два урока подряд,
или пробегать те же круги на время. А затем их
уставших ждут следующие уроки. К тому же их
экипировка довольно обременительна: большое
количество сменной одежды, весьма громоздкие
лыжи, которые надо нести в школу и обратно. Плюс
отсутствие душа, то получаем стойкое отвращение
к лыжной подготовке.
Постоянный бег кругами и сдача нормативов
приводят к тому, что учащиеся не получают
необходимых знаний, не вырабатывают умения
технически правильно передвигаться на лыжах, они
привыкли лишь бегать на них. Поэтому и после
окончания школы, выйдя на лыжную прогулку, они
сразу бегут и загоняют себя впервые же 15-20 минут.
Такая прогулка превращается в самоистязание,
надолго отбивающая желание повторить еще раз.
Это вместо того, чтобы спокойно походить по лесу,
любуясь зимним пейзажем, подышать свежим
воздухом, покататься с горки. Словом, получить
моральное удовлетворение, дать отдохнуть
нервной системе и предоставить возможность
поработать физическому телу. И, как не показалось
бы странным, даже этому надо учить.
Практика показывает, что человек любит то, в чем
хорошо разбирается. Детей надо учить технике –
правильному передвижению на лыжах, и они полюбят
этот вид спорта.
Кстати, техника таких движений сохраняется на
всю жизнь, а вот выносливость со временем
теряется (и довольно быстро). Значит, на занятиях
лыжной подготовки в школе нецелесообразно
тратить много времени на развитие выносливости.
Гораздо важнее обучить технике передвижения на
лыжах. Кроме того, работа над техникой развивает
выносливость.
Отсюда вытекает основная цель лыжной
подготовки в школе: научить детей владеть
разными способами передвижения на лыжах.
Задачи:
- Овладеть техникой передвижения на лыжах –
лыжные ходы, спуски, подъёмы, торможение,
повороты.
- Развивать интерес к занятиям на лыжах (игры на
лыжах).
- Способствовать оздоровлению учащихся
(пребывание на свежем воздухе – закаливание).
- Развивать выносливость.
Рассматривая передвижение на лыжах как сложный
навык, обычно выделяют в нем два компонента,
которые учитывают при первоначальном обучении:
- Устойчивое равновесие при скольжении на узкой
опоре (лыже);
- Определенную, порой непривычную, координацию
движений различных способов ходов, спусков,
подъёмов, поворотов, торможений.
Обучение способам передвижения на лыжах
предполагает по мере овладения одним способом
переходить к изучению другого, совмещая обучение
новому способу с дальнейшим совершенствованием
предыдущего. Такая методика полностью
соответствует и специфике передвижения на лыжах.
На уроках лыжной подготовки передвижение на
лыжах совершается в течение всего занятия, не
только во время обучения тому или иному способу,
но и при передвижении к месту занятий, к учебному
склону, при возвращении в школу. Как правило,
рельеф местности при этом бывает самым
разнообразным.
Сокращение подготовительных упражнений до
минимума, выполняемых на месте, и их замена
специальными упражнениями, направленными на
овладение отдельными элементами техники лыжных
ходов, а также организация одновременного
обучения ступающему шагу, повороту
переступанием и скользящему шагу позволяет
повысить эффективность обучения. Дает
возможность учащимся быстрее приобрести навык
управления лыжами, почувствовать их вес,
скольжение на них, сохранять параллельное
положение лыж, научиться свободному
передвижению.
Классификация лыжных ходов в
школьной программе.
КЛАССИЧЕСКИЙ СТИЛЬ
Попеременные: |
Одновременные: |
Четырехшажный; |
Бесшажный; |
Двухшажный; |
Одношажный:
– основной вариант;
– скоростной вариант; |
|
Двухшажный. |
СВОБОДНЫЙ СТИЛЬ
(коньковые)
Попеременный |
Одновременные: |
двухшажный. |
Двухшажный; |
|
Одношажный; |
|
Полуконьковый; |
Последовательность обучения
лыжным ходам:
Последовательность обучения лыжным ходам
осуществляют, как правило, по следующей схеме:
- упражнения на месте без лыж (в разминке);
- упражнения на лыжах на месте;
- упражнения при передвижении на лыжах на
учебной лыжне.
- Упражнения при передвижении на лыжах по
пересеченной местности.
ПОПЕРЕМЕННЫЙ ДВУХШАЖНЫЙ ХОД
Имитация без лыж:
- Стойка лыжника;
- Пружинистое покачивание ног;
- Имитация попеременной работы рук в одноопорном
скольжении;
- Имитация работы рук в стойке лыжника;
- Из стойки лыжника перейти в одноопорное
скольжение;
- Упражнение «маятник»;
- Упражнение «самокат» (учить отталкиванию с
подседанием);
- Имитация на месте хода в целом;
- Шаговая имитация;
- Шаговая имитация с палками за середину;
- Прыжковая имитация.
Имитация на снегу:
- Работа без палок (учить скользящему шагу);
- Работа с палками за середину (палки
горизонтально);
- Имитация хода держа палки ниже рукоятки;
- Упражнение «самокат»;
- Использование хода с палками на различном
рельефе.
ОДНОВРЕМЕННЫЙ БЕСШАЖНЫЙ ХОД
Учить слитной работе рук и ног. Цикл хода
состоит из одновременного отталкивания и
свободного скольжения:
- Имитация хода на месте;
- Локти прижаты к туловищу, отталкивание за счет
наклона туловища.
ОДНОВРЕМЕННЫЙ ОДНОШАЖНЫЙ ХОД
(скоростной вариант)
Цикл хода состоит из одновременного
отталкивания руками и одного скользящего шага
(выполняется на два счета):
- Выполнение под счет без палок;
- Выполнение под счет с палками;
- Выполнение слитно без палок;
- Выполнение слитно с палками;
- Использование на пологом подъёме.
(основной вариант)
Цикл хода состоит из одновременного
отталкивания руками и одного скользящего шага:
- Имитация на три счета;
- Маятникообразный вынос палок;
- Слитное выполнение;
- Использование на различном рельефе.
ОДНОВРЕМЕННЫЙ ДВУХШАЖНЫЙ ХОД.
Цикл хода состоит из одновременного
отталкивания и двух скользящих шагов.
Применяется на равнине.
- Имитация хода с остановкой в граничных позах;
- Выполнение хода на три счета;
- Имитация хода слитно;
- Использование на различном рельефе.
ПОПЕРЕМЕННЫЙ ДВУХШАЖНЫЙ КОНЬКОВЫЙ ХОД
(на лыжах)
- Без палок на хорошо укатанном пологом склоне;
- Перенос центра тяжести;
- То же с отведением носка;
- На повороте: влево – переступание левой ногой,
правая – скользящим упором; вправо –
переступание правой ногой, левая – скользящим
упором;
- По восьмерке.
ИНВЕНТАРЬ
Лыжи, как пластиковые, так и деревянные,
выбираются по размеру в зависимости от роста и
массы человека. На лыжах не должно быть царапин,
перекосов, искривлений.
Длина лыж должна соответствовать росту
занимающегося и длине руки до основания пальцев
(середина кисти). Более точно размер лыж
определить можно по таблице (для классических
ходов).
Масса лыжника ( кг). |
75 |
50 |
55 |
60 |
65 |
70 |
75 |
80 |
85 |
Рост (см) |
150 |
155 |
160 |
165 |
170 |
175 |
180 |
185 |
190 |
Длина лыж (см) |
185 |
190 |
195 |
200 |
205 |
210 |
210 |
215 |
215 |
При коньковых способах передвижения лыжи могут
быть на 10-20 см короче, но также должны
соответствовать массе занимающегося (имеется
в виду, продавливание колодки лыжи).
Лыжные палки должны быть:
Рост лыжника (см) |
155-160 |
160-165 |
165-170 |
170-175 |
175-180 |
180-185 |
Длина палок (см) |
120-125 |
125-130 |
130-135 |
135-140 |
140-145 |
145-150 |
Для конькового хода длина палок выше на 10-15 см.
Подготовка лыж к использованию
Деревянные лыжи необходимо просмаливать, что
препятствует проникновению влаги и может
служить грунтом для мази. При просмолке нельзя
допускать перегрева, что может привести к
искривлению лыж или обугливанию скользящей
поверхности. Для сохранения весового прогиба
лыжи сразу после просмолки связывают
скользящими поверхностями внутрь и ставят между
ними распорки (от 4 до 8 см).
Пластиковые лыжи подвергаются циклёвке
(удалению ворса), чтобы скользящая поверхность
была гладкой. Затем лыжи грунтуют грунтовым
парафином или парафином для морозной погоды. Его
вплавляют в поры лыж с помощью утюга. После
остужают до комнатной температуры и
металлической и пластиковой циклей снимают
парафин со скользящей поверхности.
После каждого выхода мазь желательно снимать.
Хранят лыжи в стеллажах.
Крепления
В настоящее время вышли из использования
мягкие и полужесткие крепления. Для установки
жесткого крепления необходимо:
1. Определить центр тяжести лыжи;
2. Установить ботинок-пятка по центру лыжи;
3. Привернуть, с помощью, шурупов крепление;
4. Проверить совпадение пятки ботинка с лыжей и
привернуть подпятник;
Мази и парафины
Мази и парафины предназначены для улучшения
скольжения лыж по снегу, сцепления лыж со снегом
(чтобы не было отдачи) и предохранения лыж от
преждевременного износа. Необходимо знать, что
при тонком слое наложенной мази, лыжи лучше
скользят, а при толстом сцепление прочнее.
Мази более низкой температуры скользят лучше.
Есть мази, которые хорошо скользят, но плохо
держат, и наоборот. Лучше, если лыжи будут смазаны
ни одной мазью, а несколькими (двумя-тремя). Такая
смазка называется комбинированной. Она
заключается в следующем: носковая и пяточная
части и желоб лыжи смазываются скользящей мазью,
а середина – грузовая площадка (колодка)
держащей мазью. Для коньковых ходов на лыжи
наносят парафин на всю поверхность.
МАЗИ
Твердые |
Жидкие |
Полутвердые |
голубые 0-10*
зеленые 5-17*
светло-зеленые 15-20*
черные 15-30* |
1. Голубая (0 и ниже) для старого
крупнозернистого снега, наста, гололёда; |
1. Фиолетовая (от 0 до – 2) для нового
падающего снега |
|
2. Фиолетовая (0 и ниже) для старого
крупнозернистого снега; |
2. Желтая (от – 1 до – 4) для нового
падающего мокрого снега |
|
3. Желтая (0 и выше) для старого и нового
мокрого снега. |
|
ПАРАФИНЫ
(рассчитаны на температуру от 0 и выше).
- фиолетовый (0 и выше);
- голубой (от – 1 до – 10);
- зеленый (от – 10 и ниже).
|