1. Так как у детей младшего школьного возраста доминируют
преимущественно биологические потребности в саморазвитии, игре,
подражании, а также вспомогательные потребности в свободе выбора, их
можно удовлетворить введением разнообразных игр, ручного и вербального
творчества. В этом случае образование не цель, а средство достижения
игровых и творческих целей.
2. С учетом того, что формирование саногенного (как и патогенного
мышления) происходит в возрасте 7 – 10 лет путем подражания образцу,
взрослые должны показывать пример гигиенического и нравственного
поведения, неустанное стремление к самопознанию и управлению состоянием
собственного здоровья. 3. Снижение учебной нагрузки является одним из важных факторов,
влияющих на здоровьесбережение. Опыт применения интегрированной
программы «Я в мире, мир во мне» показывает преимущество данной
методики. Обоснованная интеграция содержания учебных предметов позволяет
экономить учебное время, формировать целостное представление об
окружающем и внутреннем мире, стимулировать познавательный процесс.
Интегрированные уроки нацеливают не только на поиск информации, но и на
ее применение. В экспериментальном классе проводилась серия уроков,
внеклассных мероприятий по программе: «Я в мире, мир во мне»,
направленная на оздоровление детей. Программа рассчитана на ежедневные
занятия. Концентрический способ построения позволяет, учитывая
возрастные особенности, изучать ее в течение трех лет. Возвращаясь к
теме, затронутой в прошлом году, дети имеют возможность рассмотреть ее
на новом уровне. Главное в обучении – организация проблемного изучения
окружающего мира и себя в нем как части, способной к
самосовершенствованию. Для ее осуществления использовалась система
проблемных ситуаций: общих и частных, основных и вспомогательных. В
непринужденной обстановке ученики погружались в игровые ситуации. Они
учились выдвигать гипотезы, обосновывать их, отстаивать свое мнение,
неоднозначно смотреть на мир. Освоение известных и малоизвестных сторон
жизни шло при помощи экспериментов, моделирования, игр-драматизаций.
4. Известно, что одним из условий здоровья личности, а в данном
случае ребенка, является успешность его деятельности. Основная
деятельность детей в школе – учение, и в подавляющем большинстве именно
успешность в учении является условием благополучного самочувствия
ребенка в школе, а это достигается путем обеспечения каждому возможности
развиваться соответственно своим индивидуальным особенностям.
5. Творчество нами рассматривается как один из путей сбережения и
укрепления здоровья в учебно-воспитательном процессе. Формирование
творческой личности – одна из проблем педагогической теории и практики
на современном этапе развития общества. Вопросы сохранения здоровья
детей и педагогов непосредственно связаны с творчеством. Если учителю
интересно учить, а ученику интересно учиться, то это один из реальных
путей оздоровления образовательного процесса. Поэтому творчество
занимает большое место в образовательном процессе школы и пронизывает
как урочную, так и внеурочную деятельность. 6. Обучение без отметки. Обучение на содержательно-оценочной основе
стимулирует процессы самообразования и самосовершенствования. Оценка
учителя – это, прежде всего, средство выращивания здоровой самооценки
ребенка, поэтому ученики должны: а) с помощью учителя искать
однозначные, предельно четкие критерии оценки; б) участвовать в
разработке оценочных шкал вместе с учителем. Им должна быть открыта
внутренняя кухня оценивания. Тогда в более зрелом возрасте они
самостоятельно и чрезвычайно рационально переведут любую нестандартную
оценочную шкалу в конвенциальную (пяти-, десятиили стобалльную).
Создание команды, ответственной за организацию процесса
здоровьесбережения (третий этап реализации модели здоровьесберегающей
деятельности), предполагает координацию деятельности валеолога,
психолога, основного учителя, родителей, других учителей, работающих с
данным классом. Основными направлениями деятельности классного
воспитателя (руководителя), обеспечивающими эффективность реализации
данного этапа здоровьесберегающей деятельности, являются управление
коллективом родителей учащихся и коллективом педагогов класса.
Рассмотрим управление коллективом педагогов класса.
Сплочение воспитателей в единый коллектив за счет дифференциации их
функций и координации усилий дает возможность, с одной стороны,
расширить сферу воспитательных воздействий на детский коллектив, с
другой – обеспечить единый подход к процессу их реализации. Интеграция
педагогических воздействий во многом способствует непрерывности
процессов развития детского коллектива и формированию социально
обусловленных качеств личности у входящих в него детей.
Каждый ребенок уникален, он достоин и требует повышенного внимания,
ему необходимо понимание индивидуального восприятия его классным
руководителем. В реализации такого подхода реальную помощь может оказать
классному руководителю психолог, проведя диагностику личности и цикл
бесед с детьми, направленных на изучение психологического портрета
ребенка. Неоценимую помощь может оказать психолог и родителям, так как
корни большинства проблем, возникающих у ребенка, нужно искать в его
семье, в среде, где он вырос. Классному руководителю важна и помощь фельдшера, так как создание
условий, способствующих сохранению здоровья, требует мониторинга
изменений, вызванных реализацией этих условий.
Работа с педагогами включает в себя:
§ Систематическую организацию встреч родителей с работающими в классе педагогами.
§ Осведомление учителей-предметников о состоянии здоровья учащихся.
§ Знакомство учителей с условиями жизни и с взаимоотношениями в семье.
§ Выяснение у учителей-предметников причин снижения результативности работы того или иного ребенка, если таковое имеет место.
Реализовать это можно, например, с помощью совещаний
учителей-предметников (малых педагогических советов), где активную роль
играет классный руководитель. Он предварительно посещает уроки учителей
своего класса, знакомится с их рабочими планами, выявляет, как
организована в классе взаимопомощь в учебном труде, как выполняются
единые требования. Эти и другие вопросы потом обсуждаются на советах.
Активное общение учителей и классных руководителей помогает улучшить
состояние учебно-воспитательной работы в классе.
Кроме того, важно обеспечить основу для единения педагогов. Такой
основой может выступать мониторинг здоровья и научно-методическая
деятельность членов педагогического коллектива.
Работа с родителями учащихся
Включение семьи в деятельность воспитательной системы школы, по мнению Т.Н. Жаренковой, основано на:
§ гуманистическом стиле общения и взаимодействия;
§ уважительном отношении семьи и школы к ребенку и друг к другу;
§ систематическом повышении психолого-педагогического уровня (учителей и родителей);
§ умении конструктивно подходить к разрешению конфликтов.
Р.М. Капралова выделяет следующие функции классного руководителя по работе с родителями:
1. Установление и поддержание постоянной связи с родителями. 2. Выработка единства требований семьи и школы к ребенку.
3. Организация коллектива родителей, развитие его воспитательного потенциала.
4. Педагогическое просвещение родителей, повышение уровня их педагогической культуры.
5. Укрепление и развитие контактов с шефами класса.
6. Ведение документации по работе с родителями учащихся с целью изучения и развития воспитательной активности семьи.
Каковы основные стороны школьной жизни, на которые могут оказывать влияние родители?
Ряд ученых выделяют наиболее важные факторы успешности ребенка, на
которые родители оказывают наибольшее влияние: посещение школы,
выполнение домашних заданий и дополнительное образование, количество и
качество просматриваемых телепрограмм.
Основные формы общения: организация родительских конференций, работы
телефонной линии, использование средств коммуникации и регулярной почты,
создание в школе родительского клуба или центра, проведение
неформальных съездов родителей, детей и учителей.
Сотрудничество семьи и школы целесообразно по следующим направлениям.
§ Информационно-просветительское – информация о новых учебных предметах.
§ Просветительская деятельность – для родителей важно знать
особенности содержания изучаемых в школе предметов, уровень освоения
предмета. Прежде всего необходимо ознакомить родителей с концепцией
развития учебного заведения, с общешкольной исследовательской темой, с
проектами, в которых участвует школа.
§ Творческое. Специалисты-родители могут быть консультантами при
разработке исследовательских и творческих заданий старшеклассниками,
руководителями клубных занятий. Важны и открытые уроки для родителей.
§ Организационно-деятельностное. Освоение навыков эффективного общения с детьми.
Просветительская работа среди родителей (четвертый компонент-условие здоровьесберегающей деятельности) включает:
1) открытые занятия;
2) лекции, встречи с интересными людьми; 3) проведении семейных мероприятий («Праздник здоровой пищи», «Мама, папа, я – спортивная семья»);
4) выпуски стенгазеты «Вестник валеолога».
В этот конмпонент также входит исследовательская деятельность классного руководителя (воспитателя).
Мониторинг изменения здоровья ученика (последний, пятый, этап)
включает выявление изменений и состояния физического, психического,
нравственного и социального здоровья. Именно связи показателей здоровья с
используемыми в педагогическом процессе средствами, методами, приемами,
формами, учебным материалом позволяют установить характер влияния
обучения или воспитания на состояние здоровья участников процесса. Такой
подход к отслеживанию здоровья и обеспечит постоянный контакт педагогов
и других специалистов, работающих с учащимися.
Что именно включает мониторинг состояния здоровья учащихся класса?
1. Отслеживание заболеваемости по количеству пропущенных уроков в течение года.
2. Ведение тетрадей здоровья, индивидуальных карт на уроке физкультуры.
Тетрадь здоровья начинается с анализа исходного состояния здоровья при поступлении ребенка в школу.
Далее проводится еженедельный осмотр, который может проводиться и
чаще с учетом индивидуальных факторов (наличие каких-либо заболеваний,
принятие профилактических мер).
Индивидуально и своевременно проводится терапия Су-Джок (при необходимости), обязательно координируется деятельность родителей.
Фельдшер при осмотре отмечает не только наличие/отсутствие жалоб, но и
состояние внутренних органов, открытость, общительность, активность
ребенка, что позволяет делать выводы и об эмоциональном состоянии.
Отмечается наличие предметов личной гигиены (носовой платок), осанка.
В экспериментальном классе данная форма наблюдения за состоянием физического здоровья является основной.
Её преимущества:
§ индивидуальный подход к ученику;
§ ориентированность на участие родителей в процессе здоровьесбережения; § наблюдения ведутся регулярно, частота зависит от состояния здоровья ребенка.
Недостатки:
§ трудность систематического анализа из-за индивидуального характера данного медицинского документа.
3. Психологическое обследование детей также проводится два раза в год
(самооценка, мониторинг работоспособности, внимания, памяти,
активности).
4. Для выявления особенностей воздействия семьи на ребенка проводится
анкетирование родителей (Аскорс) в начале и в конце учебного года.
Таким образом, организация работы по сохранению здоровья с учениками
должна учитывать мотивацию ребенка и его родителей на сохранение
здоровья, степень его индивидуального здоровья, материальные условия
жизни, внешнесредовые и внутрисредовые условия, в которых проходит
процесс обучения.
Создание комплекса организационно-педагогических условий
здоровьесбережения позволит преодолеть действие негативных факторов,
характерных для школы, гиподинамии, стресса и др., будет способствовать
осознанию учащимся и педагогом здоровья как личной, общественной и
государственной ценности, здоровьесбережения как системы, процесса,
результата целенаправленной деятельности. |