Девять десятых нашего счастья
основано на здоровье.
А. Шопенгауэр
Я вижу, слышу, счастлив. Все во мне…
И. Бунин
Проблема сохранения здоровья стала актуальной еще в древности.
Началом возникновения идеи здоровьесбережения следует считать V – II
века до нашей эры, когда в Древнем Риме появились валеотугенарии,
отвечающие за здоровье и работоспособность рабов. В тот же период
греческие ученые обосновали значение закаливания, физических упражнений и
здорового образа жизни.
Идея здоровьесбережения в педагогике впервые была выдвинута Платоном,
последующие поколения ученых развили ее. Так, Аристотель высказал идею
природосообразности, которую развил Я.А. Коменский. Его принцип
природосообразности заключается в том, что человек, будучи частью
природы, подчиняется как частица природы ее универсальным законам. Ж.Ж.
Руссо рассматривает природосообразность как следование природе ребенка,
как помощь его природе.
Во второй половине XIX – начале ХХ века возникла идея «педагогизации
среды» (П.П. Блонский, П.Ф. Лесгафт, М.М. Пистрак, С.Т. Шацкий), в
которой ребенку предоставлялась бы возможность свободного физического и
умственного развития.
Главной задачей обучения Л.С. Выготский считал обеспечение условий
для развития внутренних сил и возможностей ребенка. Д.Н. Узнадзе особо
подчеркивал значение личности педагога в обучении. В своей концепции о
так называемой «трагедии воспитания» особое внимание он уделяет вопросу
изучения отношений, устанавливаемых между педагогом и ребенком.
Анализируя характер этих отношений, автор акцентирует внимание на
необходимости поиска гуманистического подхода к ребенку и
соответствующей психологической основы построения учебно-воспитательного
процесса.
Такой подход развивается современными отечественными и зарубежными
педагогами и психологами (Ю.П. Азаров, Ш.А. Амонашвили, Ю.К. Бабанский,
В.А. Сухомлинский, А. Маслоу, М. Монтессори, К. Роджерс, Б. Спок, Р.
Штайнер и др.). В психолого-педагогических исследованиях установлено,
что процесс личностного становления не сводится к развитию отдельных
качеств ребенка (интеллектуальных, физических и др.). Здесь
задействованы другие, более тонкие механизмы, обеспечивающие целостность
развития личности ребенка на основе особой организации образовательной
среды (В.С. Ильин). Исследование этих механизмов представлено в гуманистически
ориентированных концепциях развития личности: концепции развития
индивидуальности школьника (О.С. Гребенюк, Т.Б. Гребенюк), концепции
лечебной педагогики (А.А. Дубровский) и др. При этом традиционная
парадигма знаний, умений, навыков рассматривается как составная часть
более широкой парадигмы личностно и индивидуально ориентированного
образования. В контексте данного подхода знания должны органично
вписываться в реальную ситуацию развития индивидуальности и воспитания
личности учащихся, обеспечивая полноценное индивидуально-личностное
становление ребенка.
Проблема здоровьесбережения в обучении была представлена
Л.Е. Борисовой, О.Е. Евстифеевой, В.Н. Касаткиным, И.В. Кругловой,
О.Л. Трещевым, Т.В., В.И. Харитоновым.
В работах М.В. Антроповой, В.В. Зайцевой, В.Д. Сонькина осуществлен мониторинг степени здоровья.
Пути повышения уровня здоровья рассматривают Е.В. Быков, С.М. Малых, В. Н. Носкин, Е.Е. Чепурных и др.
Таким образом, анализ научного знания в аспекте сохранения и развития
различных аспектов здоровья школьников показывает, что проблема
здоровьесбережения решается в той или иной степени современными
педагогами – как учеными, так и практиками. И хотя процесс становления
здоровьесберегающей концепции школьных систем находится лишь в начале,
уже сейчас определены их основные цели и задачи. Среди них одно из
ключевых направлений – это организация процесса сохранения и
формирования здоровья, который включает в себя социальные, медицинские,
педагогические и целый ряд других аспектов.
На основе сложившихся в науке точек зрения на проблему сохранения
здоровья и валеологизацию образования (М.М. Яловенко) понятие
здоровьесбережения можно рассматривать как ценность, систему, процесс,
результат.
§ Здоровьесбережение в образовании как ценность представлено тремя взаимосвязанными блоками: здоровьесбережение как ценность государственная, общественная, личностная. Здоровье человека как личное достояние – это залог полноценной жизни.
Здоровый человек может учиться, овладеть любой специальностью,
полностью развить свои способности, работать при любой нагрузке, родить и
вырастить детей. Ценность здоровья для общества – это
производительность труда и богатство общества, обеспечение рабочих мест и
решение проблемы занятости населения. Здоровье ценно для государства в
регуляции народонаселения, борьбе со старением общества, защите
государства.
§ Здоровьесбережение как система характеризует собственно здоровьесберегающий аспект функционирования учебного заведения соответствующего уровня и профиля.
Любая такая система состоит из следующих взаимосвязанных компонентов:
целей здоровьесберегающей деятельности; содержания этой деятельности
(фиксируемого в планах, программах, учебниках, учебных пособиях,
компьютерных обучающих программах, разнообразных видео, информационных,
телекоммуникационных и т. п. средствах); методов сбережения здоровья
(процессуально понимаемой технологии здоровьесберегающей деятельности);
средств, используемых в процессе здоровьесбережения; организационных
норм, в которых здоровьесберегающая деятельность реализуется с тем или
иным эффектом.
Система здоровьесберегающего образования наряду с обеспечением
необходимых условий для полноценного естественного развития ребенка
способствует формированию у него осознанной потребности в здоровье,
пониманию основ здорового образа жизни, обеспечивает практическое
освоение навыков сохранения и укрепления физического и психического
здоровья.
При этом система здоровьесберегающего образования может быть основана на следующих принципах (СНОСКА: См.: Бузунов В.П. Принципы здоровьесберегающего образования //http://www.ipk.alien.ru/education/vospit.html):
1. Принцип природосообразности.
2. Принцип уникальности личности, в контексте которого цель и смысл образования – развитие уникальности и неповторимости каждого ребенка. 3. Принцип дополнения. Реализация этого принципа ведет к
принятию и осознанию того, что природа творит все на земле и человека в
том числе как дополнение друг к другу; люди нужны друг другу, потому что
для реализации своей жизненной задачи человеку необходима помощь других
людей; без взаимодействия с другими людьми человек не может познать и
реализовать себя; к взаимопониманию ведет умение слушать, понимать
другого, принимать и согласовывать мнения и результаты деятельности.
4. Принцип безусловной любви. Ответственное отношение ребенка к
своему здоровью можно воспитать только в том случае, если ребенок
чувствует свою нужность и желанность для близких ему людей. В свою
очередь, отношение к себе как ценности формирует ответственное отношение
у человека и к окружающей его действительности.
5. Принцип неопределенности. Он реализуется на основе логики
развития ребенка и взрослого человека. Реализация этого принципа
открывает путь к творчеству и сотворчеству, где ни дети, ни взрослые не
имеют представления о том, что же они вместе получат в конечном
результате. Этот принцип предполагает постепенный отказ от готовых
знаний в образовании.
6. Принцип проектировочного образования. Его реализация
начинается с освоения детьми способа организации своей деятельности,
который предполагает сформированность у ребенка умения любое дело
начинать с анализа ситуации, целеполагания, планирования деятельности,
реализации деятельности и заканчивать его анализом результата
деятельности.
7. Принцип резонанса. Он признает в ребенке творца от природы.
При этом назначение образования – моделировать ситуации для проявления
ребенком своих возможностей.
Система здоровьесберегающего образования школьников представляет
собой взаимосвязь трех подсистем, которые, взаимодополняя друг друга и
будучи частью одного процесса, способствуют созданию необходимых условий
для формирования личности учащихся, содействуют их естественному
физическому и психическому развитию, тем самым оказывая благотворное
влияние на здоровье ребенка в целом. Этими подсистемами являются: § Формирование здоровьесберегающей грамотности. Этот процесс
осуществляется путем передачи знаний и формирования умений и навыков
сохранения и укрепления здоровья на различных учебных дисциплинах.
§ Здоровьесберегающий подход к учебному процессу, под
которым подразумевается системная организация следующих элементов:
обоснованное с точки зрения здоровьесбережения расписание учебных
занятий, физиологически грамотное построение и педагогически
рациональная организация урока, использование активных методов обучения,
обеспечение необходимых санитарно-гигиенических норм в учебных
помещениях, создание благоприятной психологической атмосферы и
оптимальное сочетание субъект-субъектных и объект-субъектных отношений в
процессе обучения.
§ Оздоровительная работа в учебное и внеучебное время,
предполагающая реализацию практических мероприятий по сохранению и
укреплению здоровья учащихся и учителей. В рамках этого направления
осуществляется оздоровление детей и взрослых средствами физической
культуры и спорта, профилактической медицины и гигиены,
социально-психологической коррекции и реабилитации.
Результатом здоровьесберегающего образования (системообразующим
фактором) является индивидуальное здоровье ученика, представляющее собой
динамический комплекс психофизиологических свойств и качеств личности,
направленный на самосовершенствование и здоровый стиль жизни (СНОСКА: См.: Колычева З.И. О системе непрерывного валеологического образования // Наука и школа. – 1998. – № 3. – С. 62.).
§ Здоровьесбережение в образовании как процесс
проходит в определенных организационных формах (индивидуальных,
групповых, коллективных) с привлечением самых разнообразных средств
здоровьесбережения. В своем содержательном и организационном аспектах он
зависит от поставленных целей и ожидаемых результатов образовательной
деятельности.
По определению С.Г. Палий, здоровьесберегающий учебно-воспитательный
процесс – это «…специально организуемый и управляемый, охватывающий …
весь школьный коллектив, выполняющий разнообразные функции в условиях
разных структурных подразделений» § Здоровьесберегающее образование как результат
фиксирует факт присвоения и государством, и обществом, и личностью всех
ценностей, рождающихся в процессе здоровьесберегающей образовательной
деятельности.
Здоровьесбережение в образовании как результат представлено иерархической лестницей следующих уровней:
1. грамотность,
2. образованность,
3. профессиональная компетентность,
4. культура,
5. менталитет (СНОСКА: Гершунский Б.С. Философия образования для 21 века. – М., 1997. – С. 36).
Рассмотрим продвижение человека по этой «лестнице» в процессе освоения здоровьесберегающих технологий.
Здоровьесберегающая грамотность возникает в процессе
решения здоровьесберегающих задач с целью формирования у детей и
подростков ценностного отношения к физическому и психическому здоровью,
научно обоснованных представлений о здоровом образе жизни, к обучению их
правилам здорового образа жизни в процессе постижения закономерностей
окружающего мира, способам формирования, сохранения и укрепления
здоровья.
Образованность – это грамотность, доведенная до общественно и
личностно необходимого максимума. Образованность в здоровьесбережении
предполагает наличие достаточно широкого кругозора по самым различным
вопросам жизни и здоровья человека и общества. Но вместе с тем она
предполагает и достаточно определенную избирательность по глубине
проникновения и понимания тех или иных вопросов. Именно поэтому
профессионально сориентированная образованность должна строиться на
широкой общеобразовательной основе. Невозможно быть образованным в той
или иной области, не будучи грамотным в ней.
Сущность понятия «здоровьесберегающая компетентность»
проявляется в проведении профилактических мероприятий и применении
здоровьесберегающих технологий людьми, знающими закономерности процесса
здоровьесбережения. Профессионализм педагогов, позволяющий дать знания
подрастающему поколению, должен быть дополнен осознанным желанием
сохранить и укрепить здоровье ребенка, защитить его от страданий,
унижения личности, изгнав боль и страх. Забота о будущем ребенка
предполагает уважение к его эстетическому чувству, поддержку его тяги к
прекрасному, являющейся фундаментальным качеством человека разумного. Здоровьесберегающая культура – присвоение на личностном
уровне концепции здоровья и следование индивидуальной программе
здорового образа жизни. Основы здоровьесберегающей культуры могут
формироваться в процессе воспитательной работы в школе. Например, С.Г.
Палий выделяет такие составляющие воспитательной работы учеников в
школе, как:
Культура физического воспитания, включающая воспитание
осознания целей и принципов сохранения здоровья; обучение методам и
принципам диагностики личного здоровья; обучение методам сохранения и
укрепления здоровья.
Культура психологического воспитания – ознакомление с
принципами поведения и общения человека; методы диагностики
психологического статуса и мотивации; общественные и государственные
мероприятия, изменяющие психологическую мотивацию.
Культура обучения – принципы обучения в раннем детском
возрасте (роль игр, общения и обязанностей); принципы обучения на
школьном этапе (учет роли анализаторов, их возможности, устойчивости и
толерантности); принципы и формы профессиональной ориентации в процессе
обучения; теоретические и практические навыки обучения своих детей (СНОСКА: Палий С.Г. Указ. соч. – С. 104 – 105).
Менталитет. Как уже отмечалось, высшая ценность образования и
его иерархически высшая цель – формирование менталитета личности и
социума. Именно менталитет предопределяет конкретные поступки людей, их
отношение к различным сторонам жизни общества. Важна оценка результатов
здоровьесберегающего образования и по отдаленным результатам
деятельности человека, на уровне ментальных приоритетов и предпочтений
данного конкретного социума.
Ориентация человека на здоровый образ жизни – основа здоровьесберегающего менталитета. Образ жизни
– биосоциальная категория, интегрирующая представления об определенном
типе жизнедеятельности человека и характеризующаяся его трудовой
деятельностью, бытом, формой удовлетворения материальных и духовных
потребностей, правилами индивидуального и общественного поведения. Образ жизни человека включает три категории: уровень жизни, качество жизни и стиль жизни.
Уровень жизни – это в первую очередь экономическая категория,
представляющая степень удовлетворения материальных, духовных и
культурных потребностей человека. Под качеством жизни понимают степень
комфорта в удовлетворении человеческих потребностей (преимущественно
социальная категория). Стиль жизни характеризует поведенческие
особенности жизни человека, то есть определенный стандарт, под который
подстраивается психология и психофизиология личности
(социально-психологическая категория).
Первые две категории образа жизни человека носят общественный
характер. Отсюда понятно, что здоровье человека будет в первую очередь
зависеть от стиля жизни, который в большей степени носит
персонифицированный характер и определяется историческими и
национальными традициями (менталитет) и личностными наклонностями
(образ).
Здоровый образ жизни объединяет всё, что способствует
выполнению человеком профессиональных, общественных и бытовых функций в
оптимальных для здоровья условиях и выражает ориентированность
деятельности личности в направлении формирования, сохранения и
укрепления как индивидуального, так и общественного здоровья. |