Человек – высший продукт земной природы.
Человек – сложнейшая и тончайшая система.
Но для того, чтобы наслаждаться сокровищами природы,
человек должен быть здоровым, сильным и умным.
И.П. Павлов
На современном этапе развития общества перед школой стоит задача
всестороннего развития личности ученика. При этом обучение должно
обеспечивать духовное и интеллектуальное развития учащихся. Новые типы и
виды учебных учреждений предоставляют значительные возможности в работе
педагогов. Современная школа, где осуществляются современные подходы к
обучению, ставит своей целью не только обучение детей с разными
способностями, но и развитие создание на уроках творческой обстановки,
направленной на личностно ориентированную модель обучения, утверждающую
ценность личности ребенка.
Рост образования в обществе – необходимый , важный элемент
социально-культурного и экономического развития страны. На образование,
обеспечивающее социальное развитие личности, ложится, помимо прочих,
задача сохранения физического, психического и нравственного здоровья
подрастающего поколения.
В последнее время обоснованную тревогу вызывает здоровье школьников. По
данным НИИ Гигиены и профилактики заболеваний детей, подростков и
молодежи, около 90 % детей школьного возраста имеют отклонения
физического и психического здоровья.
В связи с этим, одной из приоритетных задач нового этапа реформы
системы образования должно стать формирование у учащихся ценностей
здоровья и здорового образа жизни.
Актуальность этой проблемы определила тему моей исследовательской
деятельности «Формирование ценностного отношения к здоровому образу
жизни у младших школьников в учебном процессе».
Формирование ценностного отношения к здоровому образу жизни у младших школьников в учебном процессе.
Здоровьесберегающие технологии – это система работы образовательного
пространства по сохранению и развитию здоровья всех его участников –
взрослых и детей.
Цель здоровьесберегающих технологий обучения- обеспечить школьнику
возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать
у него необходимые ЗУН по здоровому образу жизни , научить использовать
полученные знания в повседневной жизни.
Школа не имеет права наносить ущерб здоровью учащихся.Обучать без вреда
для здоровья- это не задача школы, а обязательное условие ее работы.
Поэтому была разработана модель комплексного сохранения и укрепления
здоровья младших школьников с учетом следующих компонентов
здоровьесбережения:
Образовательный процесс, согласно этой модели опирается на следующие принципы:
Принцип гуманизма - предполагающий взаимопонимание участников педагогического процесса;
Принцип приоритетности сохранения и укрепления здоровья;
Принцип сотрудничества педагога и детей – предполагающий построение педагогического процесса как сотворчества;
Принцип индивидуального, личностно-ориентированного подхода в обучении и воспитании, психолого-педагогической поддержке.
Таким образом, состояние здоровья детей, существующая система
образования и воспитания требует разработки и реализации новых
комплексных оздоровительно-профилактических программ, направленных на
валеологизацию образовательной среды и формирование целостного
адаптационно-реабилитационного пространства на всех этапах
образовательного процесса. Здоровый образ жизни создается и в семье, и в
школе. Под общим контролем должны быть учебная нагрузка, режим дня,
питание, двигательная активность, закаливающие процедуры, нервные
нагрузки, психологический климат дома, в школе и в классе,
взаимоотношения родителей и детей, учеников и учителей, виды и формы
досуга, развлечения и интересы.
Решение проблемы сохранения здоровья учащихся требует: во-первых,
самоанализа школьниками своей валеологической подготовки, стремления и
умений управлять собственным здоровьем; во-вторых, валеологического
исследования системы школьного образования и определения его влияния на
здоровье учащихся.
Способы включения младших школьников в деятельность по формированию представлений ЗОЖ:
Задачи: 1.Поэтапное привитие выполнения санитарно-гигиенических норм у первоклассников.
2. Знакомство с понятием здорового образа жизни, освоение терминологии и соответствующих им действий.
Для достижения заметного здоровьесберегающего результата необходима
именно комплексность и системный характер проводимой работы. Приведенные
ниже мероприятия и составляют такую систему:
· «Будь здоров !» ( игровая программа);
· «Настоящие мужчины» (праздничная программа ,
посвященная дню защитников Отечества);
· «Вредные привычки» ( работа инициативной
группы по классам);
· Выставка рисунков на тему « За здоровый образ жизни»;
· Создание уголков здоровья в классной комнате ;
· Ярмарка здоровья.
· Экскурсии на природу
На одном из мероприятий была проведена с учащимися беседа, направленная
на формирование положительных эмоций у учащихся, а также на выявление
их представлений у себя и у других людей, и как хорошее настроение
влияет на здоровье человека.
В результате обработки ответов учащихся на вопросы беседы получилась следующая таблица:
№
|
Вопросы анкеты
|
№
|
Ответы учащихся
| Кол-во ответов учащи-хся
| Число проце-нтов
|
1
| Что нам помогает сохранить хорошее настроение?
| 1
| Улыбка
| 7
| 28%
|
2
| Хорошее здоровье
| 9
| 36%
|
3
| Добрые слова
| 9
| 36%
|
2
| С чего вы начинаете свое утро?
| 1
| С улыбки
| 13
| 52%
|
2
| Говорю маме «Доброе утро»
| 12
| 48%
|
3
| Что вы пожелали бы своим родным с утра?
| 1
| Хорошее настроение
| 9
| 36%
|
2
| Доброго дня
| 9
| 36%
|
3
| Удачи на работе
| 7
| 28%
|
4
| Что оказывает на наше здоровье положительное действие?
| 1
| Добрые слова
| 7
| 28%
|
2
| Хорошее настроение
| 9
| 36%
|
3
| Улыбка. Добрый взгляд
| 9
| 36%
|
5
| Какое действие оказывает добрые слова на людей?
| 1
| Поднимают настроение
| 9
| 36%
|
2
| Твое сердце радуется
| 10
| 40%
|
3
| Успокаивают человека
| 6
| 24%
|
6
| От кого зависит ваше хорошее настроение?
| 1
| От нас и нашего поведения
| 14
| 56%
|
2
| От окружающих людей
| 11
| 44%
|
В конце беседы было предложено детям нарисовать свое сердце, изобразив в
нем свои эмоции, и те чувства, которые оставила у них проведенная
беседа.
Все учащиеся нарисовали «улыбающееся» сердце, это значит, что
проведенная беседа вызвала у учащихся только положительные эмоции и
оставила веселый эмоциональный настрой.
В результате анализа вышеприведенной таблицы можно сделать следующие
выводы: 36 % учащихся связывают свое хорошее настроение с понятием
«здоровье», другие 36 % - с окружающими людьми: добрые слова поднимают
их настроение. Сами же учащиеся также имеют представление о том, что
если к тебе другие люди хорошо относятся, то и ты должен отвечать им тем
же: желать доброго дня, так как тогда положительный заряд человека
пронесет через весь день, делясь им с другими людьми, а значит, сохранит
не только свое здоровье, но и здоровье других людей.
Вывод: в организации процесса обучения в исследуемом классе,
использовался комплексный дифференцированный подход. Во-первых, это
помощь ребенку в преодолении пассивного,потребительского отношения к
формированию собственной личности. Во-вторых, это содействие в поиске и
удовлетворении истинных потребностей, не закамуфлированных обычаями и
предписаниями. В-третьих, ликвидация негативной запрограммированности
поведения ребенка наряду с тактичным, личностно-ориентированным, частным
представлением достоверной информации о жизненных ценностях, о факторах
риска и факторах устойчивости. Все это помогает устранить причины
рассогласования во взаимодействии учителя и ученика, а также вызвать
положительные эмоции в процессе обучения и обеспечить процесс
индивидуализации личности, что является непременным условием
формирования ЗОЖ.
На классных часах необходимо придерживаться направлений приобщения
учащихся к знаниям законов развития человека на
личностно-ориентированном уровне, воспитание потребности в здоровье,
выработки индивидуального способа физического, духовного и нравственного
самосовершенствования, психосаморегуляции, обучение методам
самопознания, самоконтроля и программирования своей деятельности по
укреплению здоровья.
Большое внимание необходимо уделять валеологизации обучения и
воспитания. Валеологизация осуществляется благодаря использованию
релаксационных приемов и упражнений, учета сведений о состоянии здоровья
учащихся, предупреждению перегрузки школьников, формированию и развитию
мотивации учения, использованию разнообразных видов учебной
деятельности, формированию системы знаний о ЗОЖ, созданию оптимальных
гигиенических условий и др.
Валеологическая направленность уроков в начальной школе проявляется в
том, что учащиеся узнают об использовании математики в медицине,
биологии, быту. В достаточно разнообразный материал включены учебные
задачи с данной тематикой.
Например, можно использовать игровую ситуацию:
- Дети, мы прилетели на планету Сатурн. Здесь живут вегетарианцы. Они
питаются растительной пищей. Жители планеты убеждены, что растительная
пища содержит необходимое количество витаминов, белков и углеводов. Но
что происходит? На планете несколько месяцев не выпадают осадки.
Растения без влаги погибают. Вернуть растения к жизни смогут те из вас,
кто научился правильно складывать числа с переходом через десяток.
(Идет работа по отработке вычислительных навыков вида 8+6= ; 9+5=)
В качестве занимательного материала использую грамматическую арифметику. Например:
ОСА + (БАНКА – БА) = ?
ЗА + РЯД + КАТОК – ТОК = ?
С + МЕСТО СТОЯНКИ СУДОВ = ?
Задачи по анатомии.
Задача 1. При рождении скелет ребенка имеет 350 костей, у взрослого человека – 260 костей.
Вопрос 1. На сколько костей в скелете взрослого человека меньше, чем у новорожденного?
Ответ: с ростом человека количество костей в его скелете уменьшается на 90. 350 – 260 = 90.
- Куда деваются эти кости?
- Они срастаются.
Вопрос 2. На сколько костей у новорожденного больше, чем у взрослого?
Ответ: 350 – 260 = 90. При рождении у человека на 90 костей больше, чем у взрослого.
Вопрос 3. Сколько костей у человека срастаются в течение жизни?
Ответ 350 – 260 = 90. В течение жизни у здорового человека срастаются 90 костей.
Образовательный компонент «Окружающий мир» занимает особое место в
системе начального обучения. В процессе изучения предметов этого
образовательного компонента у младших школьников формируется целостный
взгляд на окружающую природу и социальную среду, место человека в ней,
его биологическую и социальную сущность.
Школьные занятия, сочетающие в себе психическую, статическую и
динамическую нагрузки на отдельные органы и системы и на весь организм в
целом, требуют проведения на уроках физкультурных минуток для снятия
локального утомления и общего воздействия.
Физкультминутки для улучшения мозгового кровообращения
1. Исходное положение – сидя на стуле: 1-2 – отвести голову назад и
плавно наклонить назад; 3-4 – голову наклонить вперед, плечи не
поднимать. Повторить 4 – 6 раз. Темп медленный.
2. Исходное положение – сидя, руки на поясе: 1 – поворот головы
направо; 2 – исходное положение; 3 – поворот головы налево; 4 – исходное
положение. Повторить 6 – 8 раз. Темп медленный.
Физкультминутки для младших школьников для снятия утомления с мелких мышц кисти.
Рыбка
Установить кисть ладонью к себе. Совершать волнообразные движения всей
кистью. Перемещать кисть во всех направлениях (вправо – влево, вперед –
назад, вверх – вниз) на длину вытянутой руки. Упражнение выполнять 15 –
20 секунд.
Осьминог
Установить кисть руки на столе, касаясь его подушечками пальцев,
запястьем вверх, пальцы врозь. Движения по столу выполнять каждым
пальцем в отдельности. Упражнение делать поочередно правой и левой
рукой, затем – двумя руками одновременно. Упражнение выполнять 15 – 20
секунд.
Птичка
Локти установить на столе, кисти скрестить в запястье и соединить
тыльной стороной друг к другу. Прогибая кисти, с напряжением выполнять
движения вниз, затем расслабить кисти и вернуть в первоначальное
положение. Упражнение повторять 6 – 8 раз.
Несомненно, родители стараются прививать ребенку элементарные навыки
гигиенической культуры, следят за сохранением их здоровья. Однако, для
осуществления преемственности в формировании привычки к здоровому образу
жизни у младших школьников необходима совместная работа педагогов и
родителей.
Валеологические знания делают процесс воспитания адекватным запросам
ребенка, личностно-ориентированным и личностно-значимым, так как процесс
духовно-нравственного становления требует понимания, осознания
глубинной сущности человека, его характере, поступков. Валеологические
знания позволяют развивать врожденные свойства природы человека,
уточнить его вкус и «не загромождать» ум массой бесполезных фактов.
Основная цель начального образования – развитие ребёнка при сохранении
здоровья, т.е. развитие ребёнка в соответствии с принципом
природосообразности.
Необходимо так построить учебный процесс, чтобы можно было предупредить
соматические и эмоциональные перегрузки младших школьников. Если дети
будут меньше болеть, то это повлияет на успешность обучения.
|