Логика изменений, происходящих в современном российском обществе,
выдвигает на первый план требование готовить подрастающее поколение не
только к успешному усвоению и воспроизводству унаследованных от прошлого
ценностей и навыков, но, главное, к самостоятельной творческой
активности, постановке и решению новых задач, которых не было в опыте
прошлых поколений. В этой связи становится актуальным поиск таких
подходов к организации учебно-воспитательного процесса, который обеспечивал бы целостное формирование личности обучающегося, развитие его индивидуальности, способность к эффективной саморегуляции.
С.Л. Рубинштейн указывал, что психические свойства личности формируются
и развиваются в процессе его деятельности. Из этого следует, что не
деятельность включает в свою структуру индивидов в качестве ее
исполнителей, а личность, становясь субъектом деятельности, занимает в
ней активную, творческую позицию, обнаруживает новые потенциальные
возможности
Превращение обучающегося в подлинного субъекта учебной деятельности
связано с овладением им действиями контроля и оценки, с умением
осуществлять их самостоятельно, без помощи и вмешательства
преподавателя.
Самостоятельная работа обучающихся помогает повышению эффективности обучения как
в отношении овладения системой знаний, умений и навыков, так и в
отношении развития способностей в умственном и физическом труде.
Говоря о формировании самостоятельности в обучении, необходимо выделить
две задачи. Первая заключается в том, чтобы развить у обучающихся
самостоятельность в познавательной деятельности, научить их
самостоятельно овладевать знаниями, формировать свое мировоззрение,
вторая - в том, чтобы научить их самостоятельно применять имеющиеся
знания в учении и практической деятельности.
Самостоятельная работа является средством формирования у обучающихся
активности и самостоятельности как черт личности, развития их умственных
способностей, умения добывать новое в процессе решения учебных задач.
В центре усилий преподавателей должна стать работа по совершенствованию
занятий за счёт внедрения форм и методов активного обучения, повышения
методического мастерства, преодоление трафаретности в организации
учебно-воспитательного процесса, привлечение технических и других
наглядных средств, более широкого применения новых образовательных
технологий. Должны быть созданы такие условия, при которых
обеспечивалась бы возможность активной роли обучающихся, возможность
систематического упражнения в самостоятельном получении знаний и в
систематическом их применении.
Современные исследователи по-разному раскрывают сущность
самостоятельной работы через описание либо путей руководства ее
выполнением, либо форм организации учебных занятий. В силу этого
самостоятельная работа одними авторами определяется как метод обучения;
другими - как прием учения; третьими - как форма организации учебной
деятельности. Следовательно, в трактовке понятия САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА
мы встречаем разнообразие взглядов и подходов. Так, понятие
«самостоятельная работа» трактуется как:
"Самостоятельный поиск необходимой информации, приобретение знаний,
использование этих знаний для решения учебных, научных и
профессиональных задач" (С.И.Архангельский);
"Деятельность, складывающаяся из многих элементов: творческого
восприятия и осмысления учебного материла в ходе лекции, подготовки к
занятиям, экзаменам, зачетам, выполнения курсовых и дипломных работ"
(А.Г.Молибог);
"Разнообразные виды индивидуальной, групповой познавательной
деятельности студентов на занятиях или во внеаудиторное время без
непосредственного руководства, но под наблюдением преподавателя"
(Р.А.Низамов);
"Система организации педагогических условий, обеспечивающих управление
учебной деятельностью, протекающей в отсутствие преподавателя" (В. Граф,
И. И. Ильясов, В. Я. Ляудис).
Исследователь А.В.Щербаков в своей монографии "Организация
внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся в учреждении
профессионального образования: методические рекомендации" (Челябинск,
ЧИРПО, 2007) дает следующее определение, которое мы будем считать
наиболее удачным:
"Самостоятельная работа является разновидностью учебной деятельности
обучающегося (студента) при опосредованном руководстве учителя
(преподавателя), в результате которой закрепляются, углубляются,
расширяются или осваиваются знания, умения и навыки (компетенции),
формируются потребности к саморазвитию и самосовершенствованию с
использованием различных средств обучения и источников информации".
Среди разнообразия форм внеаудиторной самостоятельной работы
можно выделить следующие (по А.В.Щербакову):
1. Устная работа с источником.
2. Заучивание текста наизусть.
3. Решение задач.
4. Составление алгоритма решения задачи.
5. Сообщение, доклад в устной и письменной форме.
6. Сочинение, эссе.
7. Реферат.
8. Исследовательская работа (курсовая, дипломная, квалификационная).
9. Составление кроссворда.
10. Конспект.
11. Составление контрольных вопросов по конспекту.
12. Аннотация.
13. Написание плана (краткого и развернутого).
14. Составление опорного конспекта.
15. Составление теста.
16. Заполнение таблицы.
17. Глоссарий, понятийный словарь.
18. Написание отчета.
19. Составление схемы.
20. Составление кейстадий.
21. Проведение опросов.
22. Составление дерева понятий, целей.
23. Наблюдение за объектами, процессами (в живой и неживой природе).
24. Сравнительный анализ тем, литературных источников и т. п.
25. Оформление газеты.
26. Презентация.
27. Компьютерное моделирование.
28. Изготовление макетов.
29. Изготовление учебных пособий.
30. Заполнение рабочих тетрадей.
31. Ведение дневников наблюдения.
32. Сбор микроколлекций.
33. Составление списка литературных, электронных источников.
34. Создание рекламных продуктов.
35. Инсценирование событий, процессов.
Определяя исходные положения управления самостоятельной работой
обучающихся, мы учитываем, что обучающийся, как субъект учения через
цель, заданную преподавателем, сам планирует, организует и реализует
процесс получения необходимого продукта, обогащая свой познавательный и
профессиональный опыт новыми результатами – знаниями, навыками,
умениями, новыми продуктами деятельности, новыми личностными
состояниями. Обучающийся:
планирует свои действия, то есть выбирает свои цели, определяет программы и методы их достижения;
организует, то есть объединяет свои ресурсы для решения поставленных задач;
управляет своей деятельностью, то есть осуществляет самоконтроль с последующей коррекцией своих действий;
осуществляет связь на основе передачи информации, обеспечивающей принятие решения.
Преподаватель должен четко определять целевые параметры и условия
организации познавательной деятельности учащихся, выявлять начальное
состояние субъекта, разработать программу воздействия на обучающегося,
собирать, накапливать и учитывать информацию о состоянии и протекании
управляемого учения, осуществлять коррекционные воздействия на процесс
деятельности обучаемого, собирать и оповещать информацию о конечном
результате управляемого процесса.
Анализ программы действия преподавателя включает:
1. изучение профессионально-функциональных обязанностей будущего специалиста;
2. анализ учебного плана специальности;
3. определение возможного числа часов для самостоятельной работы обучающихся по изучаемой дисциплине;
4. подготовка перечня профессиональных умений и умение потребного для них объема знаний
5. подготовка тестов и задач для входного контроля подготовленности обучающихся по изучению конкретной дисциплины;
6. определение периодичности и форм контроля, разработка вариантов контрольных работ;
7. создание необходимого информационно-методического обеспечения самостоятельной работы обучающихся;
8. разработка системы поощрения;
9. разработка плана самостоятельной работы обучающихся.
Управление самостоятельной работой студентов может осуществляться через
различные формы обучения: через лекционные и практические занятия; с
помощью систематических консультаций и коллоквиумов; через специально
разрабатываемые учебно-методические материалы.
Эффективность и результативность самостоятельной работы обучающихся
связана с ориентацией на достижение успехов, основана на твердом
убеждении в ее целесообразности, зависит от мотивации целей и
самомотивации обучающегося. Здесь действует известный принцип: «Успех
влечет за собой новый успех». В работе, ориентированной на обучающегося,
есть только один ключ к успеху – доверие. Чем больше преподаватель
доверяет обучающемуся, тем больше он располагает его к себе, к
сотрудничеству, к сотворчеству.
Оценка результатов самостоятельной работы проводится на основе следящего, текущего и итогового контроля.
Следящий контроль осуществляется на лекциях, семинарах, практических и
лабораторных занятиях. Он проводится в форме собеседования, устных
ответов обучающихся, организации дискуссий, диспутов, письменных
контрольных работ и тестов.
Текущий контроль осуществляется в ходе проверки и анализа отдельных
видов самостоятельных работ: творческих самостоятельных работ
индивидуального характера, учебно-исследовательских работ – докладов,
рефератов, курсовых и дипломных работ.
Итоговый контроль осуществляется через систему зачетов и экзаменов, предусмотренных учебным планом.
Управление самостоятельной работы обучающихся осуществляется с учетом следующих принципов:
расчленение всего учебного материала изучаемой дисциплины на отдельные учебные ситуации, порции;
определение дидактических целей и учебных единиц с помощью терминов, выражающих контролируемые деятельности обучающихся;
управление самостоятельной работы обучающихся посредством методических инструкций;
систематическая обратная связь, выступающая в виде самоконтроля и включающая также контроль со стороны преподавателя;
полное освоение соответствующих дидактических целей, перевоплощенных в познавательные задачи, каждой учебной единицы.
Лекции, упражнения, семинары ориентированы, как правило, на массовую
фронтальную работу обучающихся. Однако процесс учения в структуре
аудиторных занятий, как и внеаудиторная учебная работа отдельного
обучающегося, по своему характеру, индивидуальны. Учет индивидуальных
различий в мотивах, темпах и приемах познавательной деятельности
обучаемых, в силу особенностей развития организма и психики, уровня
школьной подготовки обучающегося и ряда других факторов, способен
служить катализатором совершенствования учебного процесса. Принцип
индивидуализации в обучении вообще, и при системе управления
самостоятельной работы обучающегося, в частности, предполагает:
переход к изучению следующей порции материала только после высокого качества усвоения предыдущей;
индивидуальный темп прохождения материала;
преимущественное использование электронных источников получения знаний;
использование лекций больше в целях мотивации учебного процесса, нежели сообщения новых знаний.
Таким образом, воспитание активности и самостоятельности обучающихся
остается основной и неотъемлемой частью образовательного процесса в
учреждениях НПО и СПО. Организация самостоятельной работы, руководство
ею остается ответственной и сложной задачей каждого преподавателя.
Литература
Пидкасистый П. Организация учебно-познавательной деятельности
студентов. (учебное пособие). Издательство: М., Педагогическое общество
России, 2005;