1. В Российской Федерации осуществляются выявление и поддержка лиц,
проявивших выдающиеся способности, а также оказывается содействие в
получении такими лицами образования.
2. В целях выявления и поддержки лиц, проявивших выдающиеся
способности, федеральными государственными органами, органами
государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного
самоуправления, общественными и иными организациями организуются и
проводятся олимпиады и иные интеллектуальные и (или) творческие
конкурсы, физкультурные мероприятия и спортивные мероприятия (далее -
конкурсы), направленные на выявление и развитие у обучающихся
интеллектуальных и творческих способностей, способностей к занятиям
физической культурой и спортом, интереса к научной
(научно-исследовательской) деятельности, творческой деятельности,
физкультурно-спортивной деятельности, на пропаганду научных знаний,
творческих и спортивных достижений. Обучающиеся принимают участие в
конкурсах на добровольной основе. Взимание платы за участие во
всероссийской олимпиаде школьников, в олимпиадах и иных конкурсах, по
итогам которых присуждаются премии для поддержки талантливой молодежи,
не допускается.
3. В целях выявления и развития у обучающихся творческих способностей и
интереса к научной (научно-исследовательской) деятельности, пропаганды
научных знаний проводятся всероссийская олимпиада школьников, олимпиады
школьников, перечень и уровни которых утверждаются федеральным органом
исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке
государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере
образования. Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим
функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому
регулированию в сфере образования, утверждаются порядок и сроки
проведения всероссийской олимпиады школьников, включая перечень
общеобразовательных предметов, по которым она проводится, итоговые
результаты всероссийской олимпиады школьников, образцы дипломов
победителей и призеров всероссийской олимпиады школьников, а также
порядок проведения олимпиад школьников, указанных в первом предложении
настоящей части, включая критерии определения уровней указанных олимпиад
школьников, образцы дипломов победителей и призеров указанных олимпиад.
В целях обеспечения соблюдения порядка проведения всероссийской
олимпиады школьников, а также порядка проведения олимпиад школьников,
указанных в первом предложении настоящей части, гражданам,
аккредитованным в качестве общественных наблюдателей в соответствии с
частью 15 статьи 59 настоящего Федерального закона, предоставляется
право присутствовать при проведении указанных олимпиад и направлять
информацию о нарушениях, выявленных при их проведении, в федеральные
органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов
Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере
образования, и органы местного самоуправления, осуществляющие управление
в сфере образования.
4. Для лиц, проявивших выдающиеся способности, могут предусматриваться
специальные денежные поощрения и иные меры стимулирования указанных лиц.
Критерии и порядок отбора лиц, проявивших выдающиеся способности,
порядок предоставления таких денежных поощрений за счет бюджетных
ассигнований федерального бюджета, в том числе для получения указанными
лицами образования, включая обучение за рубежом, определяются в порядке,
установленном Правительством Российской Федерации. Органы
государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного
самоуправления, юридические лица и физические лица, их объединения
вправе устанавливать специальные денежные поощрения для лиц, проявивших
выдающиеся способности, и иные меры стимулирования указанных лиц.
5. В целях выявления и поддержки лиц, проявивших выдающиеся
способности, а также лиц, добившихся успехов в учебной деятельности,
научной (научно-исследовательской) деятельности, творческой деятельности
и физкультурно-спортивной деятельности, в образовательных организациях
создаются специализированные структурные подразделения, а также
действуют образовательные организации, имеющие право реализации основных
и дополнительных образовательных программ, не относящихся к типу таких
образовательных организаций (далее - нетиповые образовательные
организации). Порядок комплектования указанных специализированных
структурных подразделений и указанных нетиповых образовательных
организаций обучающимися устанавливается учредителями соответствующих
образовательных организаций с учетом уровня и направленности реализуемых
образовательными организациями образовательных программ, обеспечивающих
развитие интеллектуальных, творческих и прикладных способностей
обучающихся в образовательных организациях. Особенности организации и
осуществления образовательной деятельности по основным и дополнительным
образовательным программам для граждан, проявивших выдающиеся
способности, а также граждан, добившихся успехов в учебной деятельности,
научной (научно-исследовательской) деятельности, творческой
деятельности и физкультурно-спортивной деятельности, осуществляемой
образовательными организациями, имеющими указанные специализированные
структурные подразделения, и нетиповыми образовательными организациями,
определяются в соответствии с частью 11 статьи 13 настоящего
Федерального закона.
|