Конфликтом называют столкновение
противоположно направленных и инесовместимых друг с другом тенденций в
сознании отдельно взятого человека,в межличностных отношениях людей, в
отношениях между группами, связанное с острыми эмоциональными
переживаниями. Бесконфликтного общения не бывает.
Конфликт – закономерное явление,
так как люди, вступающие в общение, отличаются друг от друга своими
интересами, индивидуально-типологическими особенностями,
направленностью, стилем жизни, разным видением одних и тех же проблем.
Следовательно, необходимо относиться спокойно к тому, что в детском
коллективе они возможны, и делать всё необходимое для их предупреждения,
конструктивного разрешения.
В школьном классе конфликты неизбежны,
так как дети находятся вместе в течение длительного периода времени,
происходят сложные групповые процессы- создание коллектива, консолидация
отдельных групп, выделение лидеров и т. д. В одном классе собираются
дети, имеющие разный опыт общения, привыкшие к разному образу и стилю
жизни. Кроме того, в школе возможны конфликты не только между детьми, но
и между взрослыми и детьми, между педагогами. Следовательно, классному
руководителю надо знать и уметь: как самому вести себя в конфликтной
ситуации, как предупреждать и разрешать конфликты между детьми.
Что делать, чтобы конфликтов было меньше?
Можно значительно уменьшить количество конфликтов в классе, если
заниматься формированием межличностных отношений в коллективе. Для
этого педагогам необходимо:
- изучать и постоянно осуществлять контроль за формированием
коллектива, выявить лидеров, в том числе и негативных, постараться
переориентировать их негативную направленность на позитивную;
- определить детей с низким статусом, обычно это слабые или просто
"другие" дети, попытаться изменить их статус посредством создания для
них "ситуаций успеха";
- оргинизовать интересную, интенсивную деятельность, обеспечивающую занятость детей, эмоционально насыщенные формы взаимодействия;
- формировать нормы и традиции коллектива, в основе которых-забота,
внимание друг к другу ( например, пропускать вперёд девочек в двери);
- организация игрового тренинга общения, способствующего
формированию взаимопонимания, выработке принципов общения в детском
коллективе, коррекция взаимоотношений между детьми.
Как быть, если конфликты всё же возникают?
Прежде всего, разберёмся в природе конфликта, его структуре. Первая стадия конфликта - конфликтная ситуация. Она складывается
постепенно. В ней распределяются и определяются позиции участников
будущего конфликта, но до открытых столкновений дело ещё не доходит.
Составляющие конфликтной ситуации: участники, предмет – то есть суть разногласий. Выделяются лидеры, инициаторы конфликта.
Вторая стадия конфликта – открытое, осознаваемое его участниками столкновение,
т. е. инцидент. Конфликтная ситуация не всегда перерастает в инцидент.
Психологи К.Томас и Р.Килменн определили пять стилей поведения в
конфликтной ситуации:
- стиль конкуренции – один
из участников конфликта достигает своей цели путём подавления другого.
Результат – конфликт "загоняется" вглубь: психологическое напряжение,
дискомфорт, неблагоприятное эмоциональное состояние соперника;
- стиль уклонения – один из
участников уходит от конфликта, избегает его. Это происходит в следующих
случаях: когда он чувствует себя неправым, ощущает безнадёжность
ситуации, не хочет тратить силы, другой человек обладает большей
властью. Естественно, что уклоняющийся не получает полного
удовлетворения от такого разрешения конфликта;
- стиль приспособления –
участник конфликта подчиняется другому, делает то, что он требует,
перестаёт отстаивать свои интересы. Человек жертвует не только своими
интересами, но и достоинством;
- стиль компромисса –
участники конфликта частично уступают друг другу, заключают как бы
временное перемирие. Это поверхностный уровень решения проблемы, так как
конфликт не разрешается полностью, а лишь откладывается;
- стиль сотрудничества –
происходит открытое обсуждение возникшей конфликтной ситуации, нужд и
желаний каждого человека, поиск решения, позволяющего удовлетворить
каждого.
Как видим, стиль сотрудничества – это наиболее оптимальный стиль
поведения в конфликтной ситуации, так как конструктивное разрешение
конфликта предполагает достижение совместной цели при условии
удовлетворённости партнёров.
Способы конструктивного разрешения конфликта
Итак, задача участников конфликта – не уходить от него, а
контролировать конфликт и самого себя с целью получения наилучшего
результата. Необходимо рассматривать любую конфликтную ситуацию как
проблему, которую надо решить. С этой целью психологи рекомендуют
строить общение с соперником следующим образом:
- прежде всего, надо освободиться от отрицательных эмоций.
Снять своё собственное эмоциональное раздражение помогут следующие
приёмы: релаксация, направление гнева по другому руслу – кратковременный
выход из помещения, переключение отрицательных эмоций на другой объект;
вербализация – открытое выражение своих чувств, проговаривание вслух
того, как я себя чувствую. Необходимо также охладить или рассеять
раздражение другого участника конфликта. Этому поможет: сочувственное
выслушивание, предоставление возможности другому "выпустить пар",
демонстрация понимания его состояния;
- второй шаг – высказывания,
передающие то, как вы поняли слова и действия собеседника, и ваше
стремление получить подтверждение того, что вы поняли его правильно. Это
помогает увидеть ситуацию такой, какой она представляется
противоположной стороне, понять, что движет антогонистом;
- далее необходимо продемонстрировать, что противник воспринимается вами как личность вопреки конфронтации (демонстрация уважения);
- проанализируйте ваши реальные желания и нужды, вашу цель – чего вы хотите достичь? Стоит ли её добиваться?
- пригласите своего противника к совместному решению проблемы;
- определите своё видение проблемы и возможные пути её решения;
- побудите противоположную сторону выдвинуть свои предположения;
- попытайтесь найти взаимовыгодное решение.
Как разрешать конфликты, возникающие между детьми?
Прежде всего надо постараться выяснить источники конфликта. Наиболее распространённые причины конфликтов в детской среде:
- борьба за лидерство;
- ущемление достоинства или амбиций одного из детей;
- неподтверждение ролевых ожиданий, например: одна из конфликтующих
сторон считала другую своей подругой, а та не поддержала её в ситуации,
когда надо "выручать";
- психологическая несовместимость ( например, экстраверта и интроверта);
- примитивный тип общения одного из противников: для него
конфликтное поведение является нормой, он грубит, «задевает» других,
постоянно провоцирует их на конфронтацию.
Итак, как действовать в ситуации конфликта между детьми педагогу?
Психологи выделяют прямые и косвенные методы погашения конфликтов.
Прямые методы погашения конфликтов:
1. Примирение – на основе компромисса, который не ущемлял бы личного достоинства обеих сторон:
а) воспитатель поочерёдно приглашает к себе враждующих и просит каждого
изложить суть и причины столкновения. При этом пресекаются попытки
очернить другого, выслушиваются только факты, а не эмоции. Затем педагог
принимает решение;
б) конфликтующие высказывают свои претензии друг к другу в классе.
Решение принимается на основе выступления детей и объявляется от лица
группы. Нов этом случае группа должна находиться на достаточно высоком
уровне развития и способна выступать посредником в разрешении конфликта.
2. Если конфликт не утихает, педагог прибегает к санкциям в отношении конфликтующих.
3. Если и это не помогает – как вынужденная мера представляется необходимость развести конфликтующих по разным группам.
Прямые методы позволяют зачастую снять внешнее напряжение, сгладить
ситуацию, но при этом могут загнать конфликт «вглубь», а не разре-
шить его. Поэтому предпочтительнее использовать другие методы.
Косвенные методы погашения конфликтов
1. Прежде всего надо дать конфликтующим возможность выговориться,
"выпустить пар". Задача педагога – не оценивать, не делать замечания, а
внимательно слушать до тех пор, пока не выйдут все отрицательные эмоции
и конфликтующие не будут готовы принять спокойно и разумно доводы
педагога и друг друга.
2. Затем воспитатель повторяет, уточняет высказанное обеими сторонами,
пытается помочь им определить суть разногласий, сформулировать проблему,
которую надо решить.
3. После этого следует предложение найти выход: "Что будем делать?"
Посредник выслушивает предложения обеих сторон, подталкивает их к
достижению компромисса или совместному решению проблемы.
СЦЕНАРИЙ МАСТЕР - КЛАССА
"ФОРМУЛА РЕШЕНИЯ ШКОЛЬНОГО КОНФЛИКТА"
Поведение – это зеркало, в котором каждый показывает свой лик.
В. Гёте
Цели: предупреждать и разрешать возникающие конфликты, помочь детям
вступить в контакт друг с другом, углублять и укреплять эти контакты,
строить отношения сотрудничества на основе равноправного диалога.
1. Организационный момент.
Здравствуйте те кто весел сегодня,
Здравствуйте те, кто грустит.
Здравствуйте те, кто общается с радостью,
Здравствуйте те, кто молчит.
Улыбнитесь, пожалуйста, те, кто готов работать сегодня с полной отдачей…
Здравствуйте!!!
2. Вступление. Слово учителя:
Ежедневно каждый из вас несколько раз совершает привычное, будничное
дело – перешагивает через порог дома, школы, класса. Но бывают такие
пороги, через которые перешагнуть незаметно невозможно. Таким порогом
может стать конфликт, возникший и неразрешённый.
Сегодняшняя наша задача – не уходить от конфликта, а рассмотреть как
проблему, которую надо решать. Мы все вместе можем обсудить волнующие
нас вопросы, что-то предложить, посоветовать друг другу, высказать своё
мнение. А прежде всего, нам надо освободиться от отрицательных эмоций.
3. Приём "Обнажение агрессии"
Сейчас мы с вами поиграем: разделимся на две команды враждующих и будем
выражать неприязнь друг к другу, ссориться. ( Педагог длительное время
не пресекает ссоры, чтобы дать возможность выговориться).
4. Приём "Принудительное слушание оппонента"
А теперь каждый из вас, прежде чем отвечать оппоненту, должен как можно
точнее повторить его последнюю реплику. ( Таким образом педагог
принуждает спорящих к внимательному слушанию друг друга, что уменьшает
накал взаимного ожесточения и способствует росту самокритичности).
5. Приём "Обмен позициями"
Я предлагаю спорящим поменяться местами, на которых они сидели, и
продолжить спор, но при этом предъявлять друг другу обвинения от имени
противника. ( Этот приём побуждает конфликтующих взглянуть на ссору
глазами оппонента).
6. Игры для профилактики и разрешения конфликта "Суд"
Ролевая игра, в процессе которой разыгрывается «судебное
разбирательство» на основе вымышленного сюжета. На роль «подсудимого»
надо избрать именного того, кто вызывает активное общее недовольство или
находится в конфликте с некоторыми членами коллектива. Но недопустимо
касаться реальных поступков этого человека, надо немедленно пресекать
любые попытки к выяснению отношений между членами коллектива.
Основные задачи игры:
а) обеспечить возможность группе в игровой форме дать понять "подсудимому", что их не устраивает в общении с ним;
б) высказать наряду с отрицательными его оценками положительные, способствующие его оправданию.
Роли: подсудимый, судья, два заседателя, обвинитель, защитник, свидетели обвинения и свидетели защиты, публика.
"Улучшение отношений"
Игра длится 10 дней и даёт возможность осознать необходимость сменить
способы обращения друг с другом, сдерживать свои отрицательные эмоции,
стать более терпимыми и внимательными друг к другу. Для каждой группы
раздаются жетончики своего цвета. Дети отдают свои жетончики, если
нарушат правила хороших взаимоотношений: допустят крик, грубость по
отношению друг к другу. Дальнейшие шаги в преодолении конфликта связаны с
включением членов конфликтующих групп в совместную игровую и
коллективную творческую деятельность путём организации смешанных команд.
"Режим молчания"
При обострённых конфликтных отношениях, возникших в классе,
устанавливается на некоторое время (1,5-2 часа) «режим молчания».
Необходимо, чтобы это время было насыщено совместной деятельностью.
Объявляется условие: участники группы будут обращаться друг к другу в
случае крайней необходимости, и то с помощью жестов, мимики или записки.
Нарушивший «режим» штрафуется (наложением дополнительных обязанностей
или удлинением срока молчания). Цели игры: дать возможность детям
по-новому воспринимать себя и других, пробуждение жажды общения и
осознания ценности коммуникации, изменение характера общения между
детьми.
"Большой разговор"
Проводится после «режима молчания». Это форма группового общения.
Педагог начинает его, поставив определённый вопрос перед классом и
предложив желающим ответить на него. Первым таким вопросом может быть
следующий: "О чём я думал, что переживал, пока длилось молчание?"
Предполагается, что у каждого ученика появится потребность высказаться
на эту тему. Отталкиваясь от высказываний детей, учитель ведёт разговор,
задавая новые вопросы и побуждая каждого выразить свою точку зрения.
Позиция ведущего: не перебивать говорящего, даже если тот не прав,
следить, чтобы активные участники "не забивали" сдержанных и легко
теряющихся детей, поощрять всех к участию в разговоре, но не требовать
высказываний, не "вытягивать их". "Большой разговор", если он удался,
становится незабываемым событием, заметно сплачивает группу, позволяет
организовать общение в ней на высоком духовном уровне.
7. Итог. Слово учителя:
Очень хочется, чтобы вы, переступая порог школы, переступали именно порог, а ссоры и взаимные обиды исчезли в нашем общении.
8. Рефлексия.
Определите по шкале в 5 баллов результат мероприятия: полезность; актуальность; атмосфера встречи.
Информация: Конфликт
произошёл в 5 классе из-за того, что некоторые ученики обвинили других в
плохом поведении и нежелании учиться на положительные оценки. Были
применены как прямые, так и косвенные методы погашения конфликта (приёмы
"Обнажение агрессии", "Обмен позициями" и т.д.).Была проведена ролевая
игра "Улучшение отношений". Сильным учащимся было предложено взять
шефство над слабоуспевающими, оказывать им помощь в подготовке домашнего
задания, вовлекать в совместную творческую деятельность ( театральный
кружок, спортивные мероприятия, КВН). Конфликт был разрешён. |