Конфликтом называют столкновение
 противоположно направленных и инесовместимых друг с другом тенденций в 
сознании отдельно взятого человека,в межличностных отношениях людей, в 
отношениях между группами, связанное с острыми эмоциональными 
переживаниями. Бесконфликтного общения не бывает. 
  Конфликт – закономерное явление,
 так как люди, вступающие в общение, отличаются друг от друга своими 
интересами, индивидуально-типологическими особенностями, 
направленностью, стилем жизни, разным видением одних и тех же проблем. 
Следовательно, необходимо относиться спокойно к тому, что в детском 
коллективе они возможны, и делать всё необходимое для их предупреждения,
 конструктивного разрешения. 
  В школьном классе конфликты неизбежны,
 так как дети находятся вместе в течение длительного периода времени, 
происходят сложные групповые процессы- создание коллектива, консолидация
 отдельных групп, выделение лидеров и т. д. В одном классе собираются 
дети, имеющие разный опыт общения, привыкшие к разному образу и стилю 
жизни. Кроме того, в школе возможны конфликты не только между детьми, но
 и между взрослыми и детьми, между педагогами. Следовательно, классному 
руководителю надо знать и уметь: как самому вести себя в конфликтной 
ситуации, как предупреждать и разрешать конфликты между детьми. 
 
  
 
 
 
 
 
 
 Что делать, чтобы конфликтов было меньше? 
 
  
 
 
  
 Можно значительно уменьшить количество конфликтов в классе, если 
заниматься формированием межличностных отношений в коллективе. Для 
 этого педагогам необходимо: 
- изучать и постоянно осуществлять контроль за формированием 
коллектива, выявить лидеров, в том числе и негативных, постараться 
переориентировать их негативную направленность на позитивную;
 -  определить детей с низким статусом, обычно это слабые или просто 
"другие" дети, попытаться изменить их статус посредством создания для 
них "ситуаций успеха";
 - оргинизовать интересную, интенсивную деятельность, обеспечивающую занятость детей, эмоционально насыщенные формы взаимодействия;
 -  формировать нормы и традиции коллектива, в основе которых-забота,
 внимание друг к другу ( например, пропускать вперёд девочек в двери);
 -  организация игрового тренинга общения, способствующего 
формированию взаимопонимания, выработке принципов общения в детском 
коллективе, коррекция взаимоотношений между детьми.
 
  
 
 
 Как быть, если конфликты всё же возникают? 
 
  
 
 
  
 Прежде всего, разберёмся в природе конфликта, его структуре. Первая стадия конфликта - конфликтная ситуация. Она складывается 
 постепенно. В ней распределяются и определяются позиции участников 
будущего конфликта, но до открытых столкновений дело ещё не доходит. 
 Составляющие конфликтной ситуации: участники, предмет – то есть суть разногласий. Выделяются лидеры, инициаторы конфликта. 
Вторая стадия конфликта – открытое, осознаваемое его участниками столкновение,
 т. е. инцидент. Конфликтная ситуация не всегда перерастает в инцидент. 
Психологи К.Томас и Р.Килменн определили пять стилей поведения в 
конфликтной ситуации: 
- стиль конкуренции – один 
из участников конфликта достигает своей цели путём подавления другого. 
Результат – конфликт "загоняется" вглубь: психологическое напряжение, 
дискомфорт, неблагоприятное эмоциональное состояние соперника;
 - стиль уклонения – один из 
участников уходит от конфликта, избегает его. Это происходит в следующих
 случаях: когда он чувствует себя неправым, ощущает безнадёжность 
ситуации, не хочет тратить силы, другой человек обладает большей 
властью. Естественно, что уклоняющийся не получает полного 
удовлетворения от такого разрешения конфликта;
 - стиль приспособления – 
участник конфликта подчиняется другому, делает то, что он требует, 
перестаёт отстаивать свои интересы. Человек жертвует не только своими 
интересами, но и достоинством;
 - стиль компромисса – 
участники конфликта частично уступают друг другу, заключают как бы 
временное перемирие. Это поверхностный уровень решения проблемы, так как
 конфликт не разрешается полностью, а лишь откладывается;
 - стиль сотрудничества – 
происходит открытое обсуждение возникшей конфликтной ситуации, нужд и 
желаний каждого человека, поиск решения, позволяющего удовлетворить 
каждого.
  
 Как видим, стиль сотрудничества – это наиболее оптимальный стиль 
поведения в конфликтной ситуации, так как конструктивное разрешение 
конфликта предполагает достижение совместной цели при условии 
удовлетворённости партнёров. 
 
 
 
 
 
 
Способы конструктивного разрешения конфликта 
  
  
 
 Итак, задача участников конфликта – не уходить от него, а 
контролировать конфликт и самого себя с целью получения наилучшего 
результата. Необходимо рассматривать любую конфликтную ситуацию как 
проблему, которую надо решить. С этой целью психологи рекомендуют 
строить общение с соперником следующим образом: 
- прежде всего, надо освободиться от отрицательных эмоций.
 Снять своё собственное эмоциональное раздражение помогут следующие 
приёмы: релаксация, направление гнева по другому руслу – кратковременный
 выход из помещения, переключение отрицательных эмоций на другой объект;
 вербализация – открытое выражение своих чувств, проговаривание вслух 
того, как я себя чувствую. Необходимо также охладить или рассеять 
раздражение другого участника конфликта. Этому поможет: сочувственное 
выслушивание, предоставление возможности другому "выпустить пар", 
демонстрация понимания его состояния;
 - второй шаг – высказывания,
 передающие то, как вы поняли слова и действия собеседника, и ваше 
стремление получить подтверждение того, что вы поняли его правильно. Это
 помогает увидеть ситуацию такой, какой она представляется 
противоположной стороне, понять, что движет антогонистом;
 - далее необходимо продемонстрировать, что противник воспринимается вами как личность вопреки конфронтации (демонстрация уважения);
 - проанализируйте ваши реальные желания и нужды, вашу цель – чего вы хотите достичь? Стоит ли её добиваться?
 - пригласите своего противника к совместному решению проблемы;
 - определите своё видение проблемы и возможные пути её решения;
 - побудите противоположную сторону выдвинуть свои предположения;
 - попытайтесь найти взаимовыгодное решение.
 
  
 
 
Как разрешать конфликты, возникающие между детьми? 
 
  
 
 
  
 Прежде всего надо постараться выяснить источники конфликта. Наиболее распространённые причины конфликтов в детской среде: 
- борьба за лидерство;
 - ущемление достоинства или амбиций одного из детей;
 - неподтверждение ролевых ожиданий, например: одна из конфликтующих 
сторон считала другую своей подругой, а та не поддержала её в ситуации, 
когда надо "выручать";
 - психологическая несовместимость ( например, экстраверта и интроверта);
 - примитивный тип общения одного из противников: для него 
конфликтное поведение является нормой, он грубит, «задевает» других, 
постоянно провоцирует их на конфронтацию.
 
  
 
 
 Итак, как действовать в ситуации конфликта между детьми педагогу? 
 
  
 
 
  
 Психологи выделяют прямые и косвенные методы погашения конфликтов.  
  
 
  
 Прямые методы погашения конфликтов: 
  
  
 1. Примирение – на основе компромисса, который не ущемлял бы личного достоинства обеих сторон: 
 
 а) воспитатель поочерёдно приглашает к себе враждующих и просит каждого
 изложить суть и причины столкновения. При этом пресекаются попытки 
очернить другого, выслушиваются только факты, а не эмоции. Затем педагог
 принимает решение; 
 
 б) конфликтующие высказывают свои претензии друг к другу в классе. 
Решение принимается на основе выступления детей и объявляется от лица 
группы. Нов этом случае группа должна находиться на достаточно высоком 
уровне развития и способна выступать посредником в разрешении конфликта.
 
  
 2. Если конфликт не утихает, педагог прибегает к санкциям в отношении конфликтующих. 
  
 3. Если и это не помогает – как вынужденная мера представляется необходимость развести конфликтующих по разным группам. 
  
 Прямые методы позволяют зачастую снять внешнее напряжение, сгладить 
ситуацию, но при этом могут загнать конфликт «вглубь», а не разре- 
 
 шить его. Поэтому предпочтительнее использовать другие методы. 
  Косвенные методы погашения конфликтов 
  
 1. Прежде всего надо дать конфликтующим возможность выговориться, 
"выпустить пар". Задача педагога – не оценивать, не делать замечания, а 
 
 внимательно слушать до тех пор, пока не выйдут все отрицательные эмоции
 и конфликтующие не будут готовы принять спокойно и разумно доводы 
педагога и друг друга. 
  
 2. Затем воспитатель повторяет, уточняет высказанное обеими сторонами, 
пытается помочь им определить суть разногласий, сформулировать проблему,
 которую надо решить. 
  
 3. После этого следует предложение найти выход: "Что будем делать?" 
Посредник выслушивает предложения обеих сторон, подталкивает их к 
достижению компромисса или совместному решению проблемы. 
 
  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 СЦЕНАРИЙ МАСТЕР - КЛАССА  
   "ФОРМУЛА РЕШЕНИЯ ШКОЛЬНОГО КОНФЛИКТА"
  
  
  
 
  
  
 Поведение – это зеркало, в котором каждый показывает свой лик. 
  
 В. Гёте 
  
  
 
 
 Цели: предупреждать и разрешать возникающие конфликты, помочь детям 
вступить в контакт друг с другом, углублять и укреплять эти контакты, 
строить отношения сотрудничества на основе равноправного диалога. 
  1. Организационный момент.  
 
 Здравствуйте те кто весел сегодня, 
 
 Здравствуйте те, кто грустит. 
 
 Здравствуйте те, кто общается с радостью, 
 
 Здравствуйте те, кто молчит. 
 
 Улыбнитесь, пожалуйста, те, кто готов работать сегодня с полной отдачей… 
 
 Здравствуйте!!! 
  2. Вступление. Слово учителя:  
 
 Ежедневно каждый из вас несколько раз совершает привычное, будничное 
дело – перешагивает через порог дома, школы, класса. Но бывают такие 
пороги, через которые перешагнуть незаметно невозможно. Таким порогом 
может стать конфликт, возникший и неразрешённый. 
 
 Сегодняшняя наша задача – не уходить от конфликта, а рассмотреть как 
проблему, которую надо решать. Мы все вместе можем обсудить волнующие 
нас вопросы, что-то предложить, посоветовать друг другу, высказать своё 
мнение. А прежде всего, нам надо освободиться от отрицательных эмоций. 
  3. Приём "Обнажение агрессии" 
 
 Сейчас мы с вами поиграем: разделимся на две команды враждующих и будем
 выражать неприязнь друг к другу, ссориться. ( Педагог длительное время 
не пресекает ссоры, чтобы дать возможность выговориться). 
  4. Приём "Принудительное слушание оппонента" 
 
 А теперь каждый из вас, прежде чем отвечать оппоненту, должен как можно
 точнее повторить его последнюю реплику. ( Таким образом педагог 
принуждает спорящих к внимательному слушанию друг друга, что уменьшает 
накал взаимного ожесточения и способствует росту самокритичности). 
  
  
 5. Приём "Обмен позициями" 
 
 Я предлагаю спорящим поменяться местами, на которых они сидели, и 
продолжить спор, но при этом предъявлять друг другу обвинения от имени 
противника. ( Этот приём побуждает конфликтующих взглянуть на ссору 
глазами оппонента). 
  6. Игры для профилактики и разрешения конфликта "Суд" 
 
 Ролевая игра, в процессе которой разыгрывается «судебное 
разбирательство» на основе вымышленного сюжета. На роль «подсудимого» 
надо избрать именного того, кто вызывает активное общее недовольство или
 находится в конфликте с некоторыми членами коллектива. Но недопустимо 
 
 касаться реальных поступков этого человека, надо немедленно пресекать 
любые попытки к выяснению отношений между членами коллектива. 
  
 Основные задачи игры: 
 
 а) обеспечить возможность группе в игровой форме дать понять "подсудимому", что их не устраивает в общении с ним; 
 
 б) высказать наряду с отрицательными его оценками положительные, способствующие его оправданию. 
 
 Роли: подсудимый, судья, два заседателя, обвинитель, защитник, свидетели обвинения и свидетели защиты, публика. 
  
  
 "Улучшение отношений" 
 
 Игра длится 10 дней и даёт возможность осознать необходимость сменить 
способы обращения друг с другом, сдерживать свои отрицательные эмоции, 
стать более терпимыми и внимательными друг к другу. Для каждой группы 
раздаются жетончики своего цвета. Дети отдают свои жетончики, если 
нарушат правила хороших взаимоотношений: допустят крик, грубость по 
отношению друг к другу. Дальнейшие шаги в преодолении конфликта связаны с
 включением членов конфликтующих групп в совместную игровую и 
коллективную творческую деятельность путём организации смешанных команд.
 
  "Режим молчания"  
 
 При обострённых конфликтных отношениях, возникших в классе, 
устанавливается на некоторое время (1,5-2 часа) «режим молчания». 
Необходимо, чтобы это время было насыщено совместной деятельностью. 
Объявляется условие: участники группы будут обращаться друг к другу в 
случае крайней необходимости, и то с помощью жестов, мимики или записки.
 Нарушивший «режим» штрафуется (наложением дополнительных обязанностей 
или удлинением срока молчания). Цели игры: дать возможность детям 
по-новому воспринимать себя и других, пробуждение жажды общения и 
осознания ценности коммуникации, изменение характера общения между 
детьми. 
  "Большой разговор" 
 
 Проводится после «режима молчания». Это форма группового общения. 
Педагог начинает его, поставив определённый вопрос перед классом и 
предложив желающим ответить на него. Первым таким вопросом может быть 
следующий: "О чём я думал, что переживал, пока длилось молчание?" 
Предполагается, что у каждого ученика появится потребность высказаться 
на эту тему. Отталкиваясь от высказываний детей, учитель ведёт разговор,
 задавая новые вопросы и побуждая каждого выразить свою точку зрения. 
Позиция ведущего: не перебивать говорящего, даже если тот не прав, 
следить, чтобы активные участники "не забивали" сдержанных и легко 
теряющихся детей, поощрять всех к участию в разговоре, но не требовать 
высказываний, не "вытягивать их". "Большой разговор", если он удался, 
становится незабываемым событием, заметно сплачивает группу, позволяет 
организовать общение в ней на высоком духовном уровне. 
  
  
 7. Итог. Слово учителя:  
 
 Очень хочется, чтобы вы, переступая порог школы, переступали именно порог, а ссоры и взаимные обиды исчезли в нашем общении. 
  
  
 8. Рефлексия.  
 
 Определите по шкале в 5 баллов результат мероприятия: полезность; актуальность; атмосфера встречи. 
 
  Информация: Конфликт
 произошёл в 5 классе из-за того, что некоторые ученики обвинили других в
 плохом поведении и нежелании учиться на положительные оценки. Были 
применены как прямые, так и косвенные методы погашения конфликта (приёмы
 "Обнажение агрессии", "Обмен позициями" и т.д.).Была проведена ролевая 
игра "Улучшение отношений". Сильным учащимся было предложено взять 
шефство над слабоуспевающими, оказывать им помощь в подготовке домашнего
 задания, вовлекать в совместную творческую деятельность ( театральный 
кружок, спортивные мероприятия, КВН). Конфликт был разрешён. 
	
	
	  |