Понедельник, 06.05.2024, 11:15                                                                    ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ    ПОРТАЛ
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

З  В  О  Н  О  К   НА   У  Р  О  К

Было бы желание - найдешь на сайте знания!

Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | 

НАГЛЯДНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ОФОРМЛЕНИЯ СТЕНДОВ  РАБОТА С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ
МЕНЮ САЙТА

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРА В ШКОЛЕ

ЕГЭ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

ВЕЛИКИЕ ПИСАТЕЛИ

ИЗУЧЕНИЕ ТВОРЧЕСТВА
   ГОГОЛЯ


50 КНИГ ИЗМЕНИВШИХ
   ЛИТЕРАТУРУ


ТРЕНИНГИ "ТВОРЧЕСКАЯ
   ЛАБОРАТОРИЯ УЧИТЕЛЯ
    ЛИТЕРАТУРЫ"


ТЕМАТИЧЕСКОЕ
   ОЦЕНИВАНИЕ ПО
   ЛИТЕРАТУРЕ В 11 КЛАССЕ


ОЛИМПИАДА ПО
   ЛИТЕРАТУРЕ. 10 КЛАСС


ЛИТЕРАТУРНЫЕ РЕБУСЫ
   ПО ТВОРЧЕСТВУ ПОЭТОВ
   СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА


ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ

ТЕМАТИЧЕСКИЕ КАРТОЧКИ
   ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


КАК УЧИТЬ АНГЛИЙСКИЕ
   СЛОВА ЭФФЕКТИВНО


АНГЛИЙСКИЕ ВРЕМЕНА В
   ТЕКСТАХ И УПРАЖНЕНИЯХ


РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ
   ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


200 АНГЛИЙСКИЙ ВЫРАЖЕНИЙ.
   ТЕХНИКА ЗАПОМИНАНИЯ


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ В
   ФОРМАТЕ ЕГЭ ПО
   АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ТИПОВЫЕ ВАРИАНТЫ
   ЗАДАНИЙ ЕГЭ ПО
   АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ГРАММАТИКА
   ИСПАНСКОГО ЯЗЫКА


ФРАНЦУЗСКИЙ ЯЗЫК

ФРАНЦУЗСКИЕ СЛОВА.
   ВИЗУАЛЬНОЕ
   ЗАПОМИНАНИЕ


ГРАММАТИКА
   ФРАНЦУЗСКОГО ЯЗЫКА


ВНУТРИШКОЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ
   ПО ФРАНЦУЗСКОМУ ЯЗЫКУ


ИСТОРИЯ В ШКОЛЕ

БИОЛОГИЯ В ШКОЛЕ

МАТЕМАТИКА В ШКОЛЕ

ФИЗИКА В ШКОЛЕ

ХИМИЯ В ШКОЛЕ

Категории раздела
АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ [93]
ДИАГНОСТИКА И МОНИТОРИНГ ПРОЦЕССА ВОСПИТАНИЯ В ШКОЛЕ [23]
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН "ОБ ОБРАЗОВАНИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ". 2013 год [111]

Статистика

Онлайн всего: 8
Гостей: 8
Пользователей: 0
Форма входа


Главная » 2012 » Май » 10 » СЦЕНАРИЙ "ФОРМУЛА РЕШЕНИЯ ШКОЛЬНОГО КОНФЛИКТА"
14:08
СЦЕНАРИЙ "ФОРМУЛА РЕШЕНИЯ ШКОЛЬНОГО КОНФЛИКТА"
Конфликтом называют столкновение противоположно направленных и инесовместимых друг с другом тенденций в сознании отдельно взятого человека,в межличностных отношениях людей, в отношениях между группами, связанное с острыми эмоциональными переживаниями. Бесконфликтного общения не бывает.

Конфликт – закономерное явление, так как люди, вступающие в общение, отличаются друг от друга своими интересами, индивидуально-типологическими особенностями, направленностью, стилем жизни, разным видением одних и тех же проблем. Следовательно, необходимо относиться спокойно к тому, что в детском коллективе они возможны, и делать всё необходимое для их предупреждения, конструктивного разрешения.

В школьном классе конфликты неизбежны, так как дети находятся вместе в течение длительного периода времени, происходят сложные групповые процессы- создание коллектива, консолидация отдельных групп, выделение лидеров и т. д. В одном классе собираются дети, имеющие разный опыт общения, привыкшие к разному образу и стилю жизни. Кроме того, в школе возможны конфликты не только между детьми, но и между взрослыми и детьми, между педагогами. Следовательно, классному руководителю надо знать и уметь: как самому вести себя в конфликтной ситуации, как предупреждать и разрешать конфликты между детьми.

Что делать, чтобы конфликтов было меньше?

Можно значительно уменьшить количество конфликтов в классе, если заниматься формированием межличностных отношений в коллективе. Для
этого педагогам необходимо:
  1. изучать и постоянно осуществлять контроль за формированием коллектива, выявить лидеров, в том числе и негативных, постараться переориентировать их негативную направленность на позитивную;
  2. определить детей с низким статусом, обычно это слабые или просто "другие" дети, попытаться изменить их статус посредством создания для них "ситуаций успеха";
  3. оргинизовать интересную, интенсивную деятельность, обеспечивающую занятость детей, эмоционально насыщенные формы взаимодействия;
  4. формировать нормы и традиции коллектива, в основе которых-забота, внимание друг к другу ( например, пропускать вперёд девочек в двери);
  5. организация игрового тренинга общения, способствующего формированию взаимопонимания, выработке принципов общения в детском коллективе, коррекция взаимоотношений между детьми.
Как быть, если конфликты всё же возникают?

Прежде всего, разберёмся в природе конфликта, его структуре. Первая стадия конфликта - конфликтная ситуация. Она складывается
постепенно. В ней распределяются и определяются позиции участников будущего конфликта, но до открытых столкновений дело ещё не доходит.
Составляющие конфликтной ситуации: участники, предмет – то есть суть разногласий. Выделяются лидеры, инициаторы конфликта.

Вторая стадия конфликта – открытое, осознаваемое его участниками столкновение, т. е. инцидент. Конфликтная ситуация не всегда перерастает в инцидент. Психологи К.Томас и Р.Килменн определили пять стилей поведения в конфликтной ситуации:
  1. стиль конкуренции – один из участников конфликта достигает своей цели путём подавления другого. Результат – конфликт "загоняется" вглубь: психологическое напряжение, дискомфорт, неблагоприятное эмоциональное состояние соперника;
  2. стиль уклонения – один из участников уходит от конфликта, избегает его. Это происходит в следующих случаях: когда он чувствует себя неправым, ощущает безнадёжность ситуации, не хочет тратить силы, другой человек обладает большей властью. Естественно, что уклоняющийся не получает полного удовлетворения от такого разрешения конфликта;
  3. стиль приспособления – участник конфликта подчиняется другому, делает то, что он требует, перестаёт отстаивать свои интересы. Человек жертвует не только своими интересами, но и достоинством;
  4. стиль компромисса – участники конфликта частично уступают друг другу, заключают как бы временное перемирие. Это поверхностный уровень решения проблемы, так как конфликт не разрешается полностью, а лишь откладывается;
  5. стиль сотрудничества – происходит открытое обсуждение возникшей конфликтной ситуации, нужд и желаний каждого человека, поиск решения, позволяющего удовлетворить каждого.
Как видим, стиль сотрудничества – это наиболее оптимальный стиль поведения в конфликтной ситуации, так как конструктивное разрешение конфликта предполагает достижение совместной цели при условии удовлетворённости партнёров.

Способы конструктивного разрешения конфликта

Итак, задача участников конфликта – не уходить от него, а контролировать конфликт и самого себя с целью получения наилучшего результата. Необходимо рассматривать любую конфликтную ситуацию как проблему, которую надо решить. С этой целью психологи рекомендуют строить общение с соперником следующим образом:
  1. прежде всего, надо освободиться от отрицательных эмоций. Снять своё собственное эмоциональное раздражение помогут следующие приёмы: релаксация, направление гнева по другому руслу – кратковременный выход из помещения, переключение отрицательных эмоций на другой объект; вербализация – открытое выражение своих чувств, проговаривание вслух того, как я себя чувствую. Необходимо также охладить или рассеять раздражение другого участника конфликта. Этому поможет: сочувственное выслушивание, предоставление возможности другому "выпустить пар", демонстрация понимания его состояния;
  2. второй шаг – высказывания, передающие то, как вы поняли слова и действия собеседника, и ваше стремление получить подтверждение того, что вы поняли его правильно. Это помогает увидеть ситуацию такой, какой она представляется противоположной стороне, понять, что движет антогонистом;
  3. далее необходимо продемонстрировать, что противник воспринимается вами как личность вопреки конфронтации (демонстрация уважения);
  4. проанализируйте ваши реальные желания и нужды, вашу цель – чего вы хотите достичь? Стоит ли её добиваться?
  5. пригласите своего противника к совместному решению проблемы;
  6. определите своё видение проблемы и возможные пути её решения;
  7. побудите противоположную сторону выдвинуть свои предположения;
  8. попытайтесь найти взаимовыгодное решение.
Как разрешать конфликты, возникающие между детьми?

Прежде всего надо постараться выяснить источники конфликта. Наиболее распространённые причины конфликтов в детской среде:
  1. борьба за лидерство;
  2. ущемление достоинства или амбиций одного из детей;
  3. неподтверждение ролевых ожиданий, например: одна из конфликтующих сторон считала другую своей подругой, а та не поддержала её в ситуации, когда надо "выручать";
  4. психологическая несовместимость ( например, экстраверта и интроверта);
  5. примитивный тип общения одного из противников: для него конфликтное поведение является нормой, он грубит, «задевает» других, постоянно провоцирует их на конфронтацию.
Итак, как действовать в ситуации конфликта между детьми педагогу?

Психологи выделяют прямые и косвенные методы погашения конфликтов.

Прямые методы погашения конфликтов:

1. Примирение – на основе компромисса, который не ущемлял бы личного достоинства обеих сторон:
а) воспитатель поочерёдно приглашает к себе враждующих и просит каждого изложить суть и причины столкновения. При этом пресекаются попытки очернить другого, выслушиваются только факты, а не эмоции. Затем педагог принимает решение;
б) конфликтующие высказывают свои претензии друг к другу в классе. Решение принимается на основе выступления детей и объявляется от лица группы. Нов этом случае группа должна находиться на достаточно высоком уровне развития и способна выступать посредником в разрешении конфликта.

2. Если конфликт не утихает, педагог прибегает к санкциям в отношении конфликтующих.

3. Если и это не помогает – как вынужденная мера представляется необходимость развести конфликтующих по разным группам.

Прямые методы позволяют зачастую снять внешнее напряжение, сгладить ситуацию, но при этом могут загнать конфликт «вглубь», а не разре-
шить его. Поэтому предпочтительнее использовать другие методы.

Косвенные методы погашения конфликтов

1. Прежде всего надо дать конфликтующим возможность выговориться, "выпустить пар". Задача педагога – не оценивать, не делать замечания, а
внимательно слушать до тех пор, пока не выйдут все отрицательные эмоции и конфликтующие не будут готовы принять спокойно и разумно доводы педагога и друг друга.

2. Затем воспитатель повторяет, уточняет высказанное обеими сторонами, пытается помочь им определить суть разногласий, сформулировать проблему, которую надо решить.

3. После этого следует предложение найти выход: "Что будем делать?" Посредник выслушивает предложения обеих сторон, подталкивает их к достижению компромисса или совместному решению проблемы.

СЦЕНАРИЙ МАСТЕР - КЛАССА
"ФОРМУЛА РЕШЕНИЯ ШКОЛЬНОГО КОНФЛИКТА"


Поведение – это зеркало, в котором каждый показывает свой лик.
В. Гёте

Цели: предупреждать и разрешать возникающие конфликты, помочь детям вступить в контакт друг с другом, углублять и укреплять эти контакты, строить отношения сотрудничества на основе равноправного диалога.

1. Организационный момент.
Здравствуйте те кто весел сегодня,
Здравствуйте те, кто грустит.
Здравствуйте те, кто общается с радостью,
Здравствуйте те, кто молчит.
Улыбнитесь, пожалуйста, те, кто готов работать сегодня с полной отдачей…
Здравствуйте!!!

2. Вступление. Слово учителя:
Ежедневно каждый из вас несколько раз совершает привычное, будничное дело – перешагивает через порог дома, школы, класса. Но бывают такие пороги, через которые перешагнуть незаметно невозможно. Таким порогом может стать конфликт, возникший и неразрешённый.
Сегодняшняя наша задача – не уходить от конфликта, а рассмотреть как проблему, которую надо решать. Мы все вместе можем обсудить волнующие нас вопросы, что-то предложить, посоветовать друг другу, высказать своё мнение. А прежде всего, нам надо освободиться от отрицательных эмоций.

3. Приём "Обнажение агрессии"
Сейчас мы с вами поиграем: разделимся на две команды враждующих и будем выражать неприязнь друг к другу, ссориться. ( Педагог длительное время не пресекает ссоры, чтобы дать возможность выговориться).

4. Приём "Принудительное слушание оппонента"
А теперь каждый из вас, прежде чем отвечать оппоненту, должен как можно точнее повторить его последнюю реплику. ( Таким образом педагог принуждает спорящих к внимательному слушанию друг друга, что уменьшает накал взаимного ожесточения и способствует росту самокритичности).

5. Приём "Обмен позициями"
Я предлагаю спорящим поменяться местами, на которых они сидели, и продолжить спор, но при этом предъявлять друг другу обвинения от имени противника. ( Этот приём побуждает конфликтующих взглянуть на ссору глазами оппонента).

6. Игры для профилактики и разрешения конфликта "Суд"
Ролевая игра, в процессе которой разыгрывается «судебное разбирательство» на основе вымышленного сюжета. На роль «подсудимого» надо избрать именного того, кто вызывает активное общее недовольство или находится в конфликте с некоторыми членами коллектива. Но недопустимо
касаться реальных поступков этого человека, надо немедленно пресекать любые попытки к выяснению отношений между членами коллектива.

Основные задачи игры:
а) обеспечить возможность группе в игровой форме дать понять "подсудимому", что их не устраивает в общении с ним;
б) высказать наряду с отрицательными его оценками положительные, способствующие его оправданию.
Роли: подсудимый, судья, два заседателя, обвинитель, защитник, свидетели обвинения и свидетели защиты, публика.

"Улучшение отношений"
Игра длится 10 дней и даёт возможность осознать необходимость сменить способы обращения друг с другом, сдерживать свои отрицательные эмоции, стать более терпимыми и внимательными друг к другу. Для каждой группы раздаются жетончики своего цвета. Дети отдают свои жетончики, если нарушат правила хороших взаимоотношений: допустят крик, грубость по отношению друг к другу. Дальнейшие шаги в преодолении конфликта связаны с включением членов конфликтующих групп в совместную игровую и коллективную творческую деятельность путём организации смешанных команд.

"Режим молчания"
При обострённых конфликтных отношениях, возникших в классе, устанавливается на некоторое время (1,5-2 часа) «режим молчания». Необходимо, чтобы это время было насыщено совместной деятельностью. Объявляется условие: участники группы будут обращаться друг к другу в случае крайней необходимости, и то с помощью жестов, мимики или записки. Нарушивший «режим» штрафуется (наложением дополнительных обязанностей или удлинением срока молчания). Цели игры: дать возможность детям по-новому воспринимать себя и других, пробуждение жажды общения и осознания ценности коммуникации, изменение характера общения между детьми.

"Большой разговор"
Проводится после «режима молчания». Это форма группового общения. Педагог начинает его, поставив определённый вопрос перед классом и предложив желающим ответить на него. Первым таким вопросом может быть следующий: "О чём я думал, что переживал, пока длилось молчание?" Предполагается, что у каждого ученика появится потребность высказаться на эту тему. Отталкиваясь от высказываний детей, учитель ведёт разговор, задавая новые вопросы и побуждая каждого выразить свою точку зрения. Позиция ведущего: не перебивать говорящего, даже если тот не прав, следить, чтобы активные участники "не забивали" сдержанных и легко теряющихся детей, поощрять всех к участию в разговоре, но не требовать высказываний, не "вытягивать их". "Большой разговор", если он удался, становится незабываемым событием, заметно сплачивает группу, позволяет организовать общение в ней на высоком духовном уровне.

7. Итог. Слово учителя:
Очень хочется, чтобы вы, переступая порог школы, переступали именно порог, а ссоры и взаимные обиды исчезли в нашем общении.

8. Рефлексия.
Определите по шкале в 5 баллов результат мероприятия: полезность; актуальность; атмосфера встречи.


Информация: Конфликт произошёл в 5 классе из-за того, что некоторые ученики обвинили других в плохом поведении и нежелании учиться на положительные оценки. Были применены как прямые, так и косвенные методы погашения конфликта (приёмы "Обнажение агрессии", "Обмен позициями" и т.д.).Была проведена ролевая игра "Улучшение отношений". Сильным учащимся было предложено взять шефство над слабоуспевающими, оказывать им помощь в подготовке домашнего задания, вовлекать в совместную творческую деятельность ( театральный кружок, спортивные мероприятия, КВН). Конфликт был разрешён.
Категория: АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ | Просмотров: 2862 | Добавил: admin | Теги: нормативные документы школы, администрация школы, анализ урока, Профильное обучение, педсовет, управление школо, завуч инфо, образовательная программа | Рейтинг: 5.0/1
Поиск

ИНФОРМАТИКА В ШКОЛЕ

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   ПРОФЕССОРА ФОРТРАНА


ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   ШКОЛЬНИКА "КОМПЬЮТЕР"


ПРАКТИКУМ ПО
   МОДЕЛИРОВАНИЮ.
   7-9 КЛАССЫ


РЕШЕНИЕ ТИПОВЫХ ЗАДАЧ
   ПО ПРОГРАММИРОВАНИЮ
   НА ЯЗЫКЕ PASCAL


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ
   ПО ИНФОРМАТИКЕ


ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ
   РАБОТЫ ПО
   ИНФОРМАТИКЕ. 11 КЛАСС


ГЕОГРАФИЯ В ШКОЛЕ

ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ
   ЭНЦИКЛОПЕДИЯ


ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
   ГЕОГРАФИЯ


ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   ГЕОГРАФИЯ РОССИИ


СПРАВОЧНИК ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ
   ПО ГЕОГРАФИИ


ЗАГАДКИ ТОПОНИМИКИ

ФИТОГЕОГРАФИЯ ДЛЯ
   ШКОЛЬНИКОВ


РУССКИЕ
   ПУТЕШЕСТВЕННИКИ


ПЕРВООТКРЫВАТЕЛИ

ГЕОГРАФИЯ ЧУДЕС

СОКРОВИЩА ЗЕМЛИ

МОРЯ И ОКЕАНЫ

ВУЛКАНЫ

СТИХИЙНЫЕ БЕДСТВИЯ

ЗАГАДКИ МАТЕРИКОВ И
   ОКЕАНОВ


ЗНАКОМЬТЕСЬ: ЕВРОПА

ЗНАКОМЬТЕСЬ: АФРИКА

ПОГОДА. ЧТО, КАК И
   ПОЧЕМУ?


ШКОЛЬНИКАМ О
   СЕВЕРНОМ СИЯНИИ


ГЕОГРАФИЯ.
   ЗЕМЛЕВЕДЕНИЕ. 6 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ
   ПО ГЕОГРАФИИ


ТИПОВЫЕ ВАРИАНТЫ
   КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ
   В ФОРМАТЕ ЕГЭ


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ
   ПО ГЕОГРАФИИ


АСТРОНОМИЯ В ШКОЛЕ

КАРТОЧКИ ПО
   АСТРОНОМИИ


ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   ШКОЛЬНИКА "КОСМОС И
   ВСЕЛЕННАЯ"


ЗАДАЧИ ДЛЯ ОЛИМПИАДЫ
   ПО АСТРОНОМИИ. 10-11 КЛАССЫ
   КЛАССЫ"


ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ
   ПО АСТРОНОМИИ


ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

ИНТЕРЕСНОЕ
   ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЕ


ЧЕЛОВЕКОВЕДЕНИЕ
   ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ


РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО
   ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ.
   8 КЛАСС


ТЕМАТИЧЕСКИЕ
   КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ
   ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ.
   8 КЛАСС


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ

ТИПОВЫЕ ТЕСТЫ В
   ФОРМАТЕ ЕГЭ


ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ
   УЧИТЕЛЯ


ХРИСТИАНСТВО

ЖИТИЯ СВЯТЫХ
    В КАРТИНКАХ


ПУТЕВОДИТЕЛЬ ПО МИРОВОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЕ

БОГИ ОЛИМПА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
   МИФОЛОГИЯ


РУССКИЕ НАРОДНЫЕ
   ПРОМЫСЛЫ


ШКОЛЬНИКАМ О МУЗЕЯХ

СКУЛЬПТУРА

ЧУДЕСА СВЕТА

ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ
   МОСКВЫ


ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ
   САНКТ-ПЕТЕРБУРГА



ИЗО В ШКОЛЕ

ОСНОВЫ РИСУНКА ДЛЯ
   УЧЕНИКОВ 5-8 КЛАССОВ


УРОКИ ПОШАГОВОГО
   РИСОВАНИЯ


РУССКИЕ ЖИВОПИСЦЫ


ФИЗКУЛЬТУРА В ШКОЛЕ

Я УЧИТЕЛЬ ФИЗКУЛЬТУРЫ

ИСТОРИЯ ОЛИМПИЙСКИХ
   ИГР


УРОКИ КУЛЬТУРЫ
   ЗДОРОВЬЯ


УПРАЖНЕНИЯ И ИГРЫ
   С МЯЧОМ


УРОКИ ФУТБОЛА

АТЛЕТИЧЕСКАЯ
   ГИМНАСТИКА


ЛЕЧЕБНАЯ ФИЗКУЛЬТУРА
   В СПЕЦИАЛЬНОЙ ГРУППЕ


УПРАЖНЕНИЯ НА
   РАСТЯЖКУ


АТЛЕТИЗМ БЕЗ ЖЕЛЕЗА


ТЕХНОЛОГИЯ В ШКОЛЕ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО
   ТЕХНОЛОГИИ ДЛЯ
   ДЕВОЧЕК. 6 КЛАСС


УРОКИ КУЛИНАРИИ В
   5 КЛАССЕ


КАРТОЧКИ ДЛЯ
    ОПРОСА ПО ТЕХНОЛОГИИ. 5 КЛАСС


ПРАКТИКУМ ПО
   СЛЕСАРНЫМ РАБОТАМ


ВЫПИЛИВАНИЕ ИЗ ФАНЕРЫ


ЭРУДИТ-КОМПАНИЯ

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ

АФОРИЗМЫ

АФОРИЗМЫ ОБ
   ОБРАЗОВАНИИ


АФОРИЗМЫ ОБ УЧИТЕЛЕ
   И УЧЕНИКЕ


Яндекс.Метрика Copyright MyCorp © 2024 Рейтинг@Mail.ru