Современная школа предоставляет много возможностей для
инновационной педагогической деятельности, создания авторских программ,
введения новых учебных предметов или курсов, изменения количества часов
на изучение традиционных курсов за счет регионального или школьного
компонента. При этом возникает опасность перегрузки учащихся. Этот
процесс уже наблюдается в настоящее время в некоторых образовательных
учреждениях, особенно с углубленным или расширенным изучением предметов.
Появление перегрузки и ее последствия может заметить только
внимательный учитель. У наиболее подвижных детей она выражается в
изменении почерка и динамизма телодвижений. У большинства учеников она
проявляется в физиологических реакциях организма. Это может быть
потливость рук, покраснение лица, изменение частоты пульса, жалобы на
головную боль и неприятные ощущения в животе. Учащиеся младших классов
начинают проговаривать текст, пытаясь таким образом помочь себе
сосредоточиться.
Умственная и эмоциональная перегрузка возникает и у
преподавателей. При этом они переносят ее намного тяжелее, чем дети, и
дольше восстанавливаются, а это может привести к постоянному стрессу.
Таким образом, утомляемость становится причиной шума в классе,
снижения работоспособности как учителя, так и учащихся. Во избежание
подобных последствий необходимо всего лишь оптимизировать нагрузку. И
единственным решением данной задачи является рационально составленное
расписание.
При составлении такого расписания должны учитываться следующие факторы:
- работоспособность (характеристика труда, т. е. качество и
количество усвоенных знаний или действий в определенное время) зависит
от возраста человека, его индивидуального биоритма, времени суток, дня
недели, времени года и т. д.;
- степень утомляемости зависит от социальных, психологических, биологических причин.
Чтобы снизить утомляемость учащихся и учителей в течение одного
дня, необходимо правильное распределение уроков в продуктивные и
непродуктивные часы и дни (табл. 1, 2).
Предметы, требующие больших временных затрат на домашнюю подготовку, не
должны группироваться в один день школьного расписания. В наиболее
непродуктивные часы (с 11.30 до 14.30) уроки должны строиться с позиций
здоровьесбережения, что подразумевает валеологический подход к
организации урока, выбор форм, методов, приемов урока, смену видов
деятельности учащихся и видов преподавания учителя (через каждые 5–7
мин).
При составлении расписания можно пользоваться шкалами трудности
учебных предметов, разработанными И.Г. Сивковым (для начальной школы) и
сотрудниками НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков М.И.
Степановой, И.Э. Александровой, А.С. Седовой (для учеников 5–9-х
классов)
Используя данные приведенных выше таблиц, можно оценить,
правильно ли составлено расписание уроков какого¬либо класса (приложение
1).
При выполнении всех рекомендаций (приложение 2) можно добиться оптимального распределения нагрузки.
Расписание составлено правильно, если:
- в школе существует единое расписание занятий первой и второй половины дня (для учеников и учителей);
- наибольшее количество баллов за день по сумме всех
предметов приходится для 8–11¬х классов – на вторник, среду и четверг;
для 1–7¬х классов – на вторник и четверг (среда – несколько облегченный
день);
- в течение учебного дня чередуются уроки "трудные” и "облегченные”;
- уроки одного предмета чередуются с уроками другого предмета, а не сдвоены (исключение – модульная технология обучения);
- основные предметы для младших школьников проводятся на 2–3-х уроках, а для среднего и старшего возраста – на 2–4-х уроках;
- названия учебных предметов в расписании и учебном плане одинаковые.
Расписание составлено неправильно, если:
- наибольшее количество баллов за день приходится на крайние дни недели или когда оно одинаково во все дни недели;
- "трудные” уроки сдвоены;
- "трудные” уроки стоят в расписании подряд;
- "трудные” уроки в расписании на первом или последнем уроке;
- количество домашних подготовок равно количеству уроков.
Для оптимального распределения нагрузки не допускаются:
- нулевые уроки;
- перемены продолжительностью 5 мин;
- сдвоенные уроки в 1–5¬х классах, превышающие по шкале
трудности 8 баллов, если поурочное планирование не предусматривает
вторым часом практическую или лабораторную работу;
- группирование в один день предметов, требующих большой домашней подготовки;
- рассогласование в расписании первой и второй половины дня;
- несоответствие названий учебных предметов в сетке расписания и учебном плане школы.
Таким образом, при составлении расписания занятий необходимо учитывать:
- распределение учебной нагрузки по дням недели;
- распределение учебной нагрузки в течение каждого дня отдельно;
- чередование предметов разных видов деятельности;
- соблюдение гигиенических требований к расписанию уроков.
Для этого расписание анализируется и по итогам составляется аналитическая справка (приложение 3).
Приложение 2
Рекомендации по распределению уроков
-
Суммарная нагрузка в начале и конце недели должна быть наименьшей (по ранговой шкале трудности).
-
Контрольные работы следует проводить на 2–4-х уроках в середине учебной недели.
-
Основная учебная нагрузка в течение дня в старших и средних классах должна приходиться на 2–4-е уроки.
-
В понедельник и пятницу не рекомендуется ставить в расписание двухчасовые уроки.
-
В начальной школе недопустимо проведение сдвоенных уроков
по одному и тому же предмету. В этом случае степень утомления детей
возрастает в 7 раз.
-
В 5-м классе сдвоенные уроки по одному предмету допустимы
только в исключительных случаях и при условии их чередования с более
легкими уроками (или уроком).
-
В средних и старших классах сдвоенные уроки на фоне
модульной технологии построения учебного процесса, наоборот,
способствуют сохранению здоровья учащихся.
-
Уроки, требующие большого умственного напряжения
(математика, русский язык, физика, химия), рекомендуется проводить
первыми или вторыми. Уроки по искусству, окружающему миру,
художественному труду следует проводить после динамической паузы (третий
урок), а уроки с преобладанием двигательного компонента (ритмика,
физическая культура) – последними.
-
Занятия второй половины дня должны проводиться не ранее чем через 45 мин после окончания последнего урока первой половины дня.
-
При расстановке уроков в течение одного учебного дня
следует учитывать преобладающие виды деятельности учащихся на этом уроке
(чтение, рассматривание, письмо, активнодвигательная деятельность,
практическая работа, слушание, говорение и т. д.) и пытаться чередовать
их.
-
Ежедневно количество домашних подготовок должно быть меньше, чем количество уроков в расписании.
-
Не разрешается проводить нулевые уроки!
-
Предметы, требующие больших затрат времени на домашнюю
подготовку (история, алгебра), не должны группироваться в один день
школьного расписания.
-
Следует помнить о том, что при составлении расписания
уроков нужно учитывать количество часов, отведенное базисным учебным
планом на выполнение домашних заданий.
Приложение 3
Рекомендации по составлению аналитической справки
Сроки: ___________________________________________
Цель анализа: сравнить расписание уроков с требованиями рациональной и гигиенической организации педагогического процесса.
Рассматриваемые параметры анализа:
-
общая нагрузка учащихся в течение дня и недели;
-
количество ежедневных подготовок;
-
распределение уроков в течение дня;
-
возможное объединение уроков (сдвоенные уроки).
Результаты анализа.
1. С помощью шкалы трудности учебных предметов,
ранжируемых в баллах, была подсчитана нагрузка учащихся в течение дня и
недели. При анализе расписания ___ классов выявлены следующие
недостатки:__________________________________________________ |