Одно из основных направлений деятельности педагога-психолога
образовательного учреждения – коррекционно-развивающая работа с детьми.
Она проводится как в индивидуальной форме, так и в групповой.Существуют
следующие типы коррекционных программ:
- стандартизированные - в них определены основные этапы
программы, необходимые материалы, требования к участникам. Перед началом
коррекционных мероприятий педагог-психолог проверяет возможности
реализации всех этапов программы, наличие нужных материалов,
соответствие требований, предъявляемых к участникам, их возможностям;
- свободные (ориентированные на текущий момент) - в этом
случае педагог-психолог самостоятельно формирует программу, ставит цели и
задачи ее этапов, продумывает ход встреч, определяет, какими должны
быть промежуточные результаты (достижения), позволяющие перейти к
следующим этапам психокоррекции.
Основные требования к составлению психокоррекционной программы
При составлении коррекционной программы необходимо соблюдать следующие требования:
- Четкое формулирование целей коррекционной работы.
- Определение круга задач, конкретизирующих данные цели.
- Определение стратегии и тактики работы.
- Отбор конкретных методик и техник.
- Подготовка необходимых материалов и оборудования.
- Выбор формы коррекционной работы (индивидуальная, групповая, смешанная).
- Определение продолжительности проведения коррекцион-ной программы.
- Определение частоты встреч (например, ежедневно, один или два раза в неделю, раз в две недели и т. д.).
- Определение длительности каждой встречи или коррекцион-ного
занятия (от 10-15 минут в начале программы до 1,5-2 часов на
заключительном этапе).
- Разработка конкретного содержания коррекционной программы в целом и каждого занятия отдельно.
- Планирование форм участия других лиц в программе (медиков,
педагогов, социальных работников и др.), при работе с семьей -
подключение родственников, значимых взрослых и т. д.
- Определение формы контроля реализации программы.
- Проведение коррекционной программы и внесение дополнений и изменений в нее по ходу работы.
- Оценка эффективности реализованной программы.
По завершении коррекционных мероприятий составляется психологическое
(или психолого-педагогическое, медико-психологическое и т. д.)
заключение о результатах реализованной коррекционной программы с оценкой
ее эффективности (бланк анализа работы см. в приложении).
9 составляющих коррекционно-развивающей программы:
- Общая характеристика программы.
- Методологические и теоретические основы.
- Цели и задачи, ожидаемые результаты.
- План и содержание занятий.
- Характеристика используемого оборудования.
- Организация, формы и методы работы.
- Основные этапы работы.
- Оценка эффективности программы.
- Описание конкретного примера работы с использованием программы.
Общая характеристика программы
Общая характеристика программы включает следующие аспекты:
- актуальность программы и ее обоснование;
- описание общего ресурса ОУ в контексте коррекционно-развивающей деятельности;
- назначение программы;
- характеристика контингента (для кого предназначена программа);
- описание используемого оборудования;
- требования к специалистам, принимающим участие в работе.
В данном разделе прежде всего описываются те трудности, с которыми
обращаются родители (или законные представители) в соответствующие
службы, а также причины, их вызывающие. Актуальность программы может
быть подтверждена цифровыми данными, характеризующими деятельность
конкретного учреждения, систему районных, городских, областных структур,
а также в целом ситуацию в стране и за рубежом.
Описание общего контекста ситуации в учреждении и применения
предлагаемых коррекционно-развивающих процедур включает ответы на
несколько вопросов: кто и с какими запросами обычно обращается к
специалистам соответствующего профиля в данном ОУ; каков его ресурс в
решении поставленных проблем; чем чаще всего продиктовано обращение к
специалисту; в чем состоят конкретные трудности ребенка, выступающего в
качестве клиента; кто формулирует запрос - родители, образовательное
учреждение или сам ребенок - и как в связи с этим изменяется процедура
работы с ним? От ответов на эти вопросы зависит, с одной стороны,
правомерность применения предлагаемой программы, а с другой - специфика
ее использования в каждом конкретном случае.
Проблемы, на которые направлена программа, целесообразно ранжировать:
на первое место ставить те из них, которые с большой долей вероятности
будут решены при использовании предлагаемой программы, а на последнее -
проблемы, при работе с которыми она может оказаться действенной только
совместно с другими процедурами и методами.
Важный момент - адресность программы, т. е. указание четких
характеристик контингента, для которого она предназначена: возрастные
особенности и ограничения; типичные физические, физиологические,
психофизиологические, психологические качества; отклонения и дефекты
(степень подробности описания выбирается в зависимости от содержания
программы).
Указание возрастных особенностей детей, на которых рассчитана
программа, поможет лучше сориентироваться в вопросах организации работы,
интерпретации результатов, анализа соответствия психического и
личностного развития ребенка нормам развития.
В данном разделе описания могут быть отмечены и ограничения по
использованию программы в том случае, если ее применение при особых
обстоятельствах может вызывать отрицательные последствия.
Методологические и теоретические основы программы
Методологические основы программы позволяют раскрыть сущность
понятий, на которых она базируется, принципов, положенных в основу ее
разработки и реализации, главных теоретических посылок, позволяющих
определять адекватные формы и методы работы, грамотно проводить
коррекционно-развивающие мероприятия и интерпретировать полученные
результаты.
В качестве методологических основ программы могут выступать общеметодологические принципы
- принципы системного подхода, деятельностного подхода,
гуманистического подхода и др., а также зарекомендовавшие себя в науке
теории личности и деятельности (например, теории Л.С. Выготского, А.Н.
Леонтьева,
В.В. Давыдова и проч.), научные концепции, раскрывающие особенности
личности, на которые направлено коррекционно-развивающее воздействие,
описывающие структуру деятельности, в рамках которой это воздействие
осуществляется, и определяющие набор методов и частных методик,
включенных в программу.
При разработке программ необходимо учитывать и некоторые методические принципы. Среди наиболее значимых из них для коррекционно-развивающей деятельности выделяются следующие:
- активное привлечение к участию в программе ближайшего социального
окружения ребенка - родителей, других родственников, педагогов;
- опора на различные психические процессы - как наиболее развитые на данный момент, так и те, что отстают в развитии;
- "программированное" обучение, которое предполагает включение в
программу операций, выполняемых сначала совместно с психологом, а в
дальнейшем, по мере формирования соответствующих умений, ребенком
самостоятельно;
- усложнение заданий, что позволяет поддерживать интерес к работе и
дает ребенку возможность испытывать радость от преодоления трудностей;
- учет объема материала - внесение изменений только после того, как в относительной мере сформировано то или иное умение;
- учет сложности материала и создание благоприятного эмоционального фона как в процессе работы, так и по ее окончании.
Цели программы, содержание занятий, формы работы
Определение целей и задач программы - один из основных принципиально
важных разделов, без которого ее практическое использование затруднено
либо вовсе невозможно. Под целью обычно понимается будущий результат,
определяющий характер и способы действий человека по его достижению.
Поэтому цели программы должны быть предельно конкретно сформулированы,
давать четкие представления о том, чего ожидают авторы методики после ее
применения, а также об основном способе достижения предполагаемых
результатов. Любую поставленную цель следует развернуть в систему
частных задач с указанием условий их решения в определенный отрезок
времени.
Цели и задачи любой коррекционно-развивающей программы должны быть сформулированы как система задач трех уровней:
- коррекционного - исправление отклонений и нарушений развития, разрешение проблем развития;
- профилактического - предупреждение отклонений и трудностей в развитии;
- развивающего - оптимизация, стимулирование, обогащение содержания развития.
В целом перечисленное может касаться нормализации условий жизни и
развития ребенка, формирования навыков деятельности и поведения,
гармонизации сенсорной, моторной, эмоциональной, познавательной сфер
личности, повышения социального и личностного статуса ребенка и т. д.
Важная характеристика результата - достижение возрастных норм уровня
развития того или иного качества. Однако более значимыми в
коррекционно-развивающей работе могут оказаться даже не нормы, а сам
факт изменения количественных и качественных показателей свойств личности ребенка. При этом все они должны быть четко зафиксированы.
План занятий может быть представлен в двух вариантах:
- таблица;
- последовательное описание процедуры занятий.
Обязательно указывается тема каждого занятия, цель и время, отводимое на его проведение.
Описание содержания занятий предполагает не только подробное
изложение упражнений, игр и процедур, но и указание используемого
оборудования, четкую формулировку цели каждого занятия, его ожидаемых
результатов и методов обратной связи, касающейся эффективности занятия.
Если предлагаемые процедуры не являются авторскими, следует сообщить
литературный источник, в котором есть их подробное описание и
обоснование.
При описании работы необходимо указать форму, в которой она проводится:
- индивидуальная;
- групповая;
- смешанная.
Полезно сообщить, какая из них дает максимальный эффект и при каких условиях.
Методы, используемые при реализации программы, также включаются в ее
описание. Характеризуя классические методы (наблюдение, беседа, опрос),
целесообразно перечислить конкретные показатели и вопросы, которые могут
использовать специалисты, применяющие программу
Коррекционные занятия наиболее эффективны, если проводятся не реже
одного раза в неделю (при продолжительности занятия - от 40 минут до
1-1,5 часа). Интенсивность коррекционной программы определяется не
только продолжительностью занятий, но и насыщенностью их содержания,
разнообразием используемых игр, упражнений, методов, техник, а также
мерой активности самого ребенка, участвующего в занятиях.
Характеристика используемого оборудования
Описание оборудования может включать его технические данные, размеры,
комплектность, условия работы с ним, необходимые требования к
специалистам и ограничения в применении. Также учитывается его
назначение, определяются роль и место процедур с использованием
оздоровительно-развивающего и реабилитационного оборудования в контексте
возможных методов и приемов работы в конкретной ситуации.
Другое условие успешности коррекционной работы - пролонгирование
коррекционного воздействия. Даже после завершения работы по программе
желательно контактировать с участниками занятий с целью наблюдения за
особенностями поведения, выяснения того, сохранились ли прежние и
возникли ли новые проблемы в общении, поведении и развитии. Желательно
осуществлять такой контроль хотя бы в течение 1-2 месяцев после
завершения коррекционных мероприятий.
Эффективность коррекционных программ во многом зависит от времени
воздействия. Чем раньше выявлены отклонения и нарушения в развитии и
начата коррекционная работа, тем больше вероятность успешного
преодоления трудностей.
Основные этапы работы по программе
Описание работы включает характеристику ее основных этапов и указание
требований к организации каждого из них. К числу основных этапов
относятся следующие:
• подготовительный;
• первичная диагностика;
• коррекция типового плана и содержания работы;
• реализация коррекционно-развивающих мероприятий;
• заключительная диагностика;
• оформление результатов работы.
Важная составляющая подготовительного этапа - подробное изучение
обстоятельств, в которых развивался и находится в настоящее время
ребенок (ситуация в семье и ОУ, запрос родителя и жалобы ребенка,
условия его развития и обучения, специфика проявления возрастных
особенностей, имеющиеся трудности и ограничения и т. д.). Такой анализ
исходной ситуации позволяет выявить и предварительно сформулировать
реальную проблему ребенка (детей) как гипотезу, с которой предстоит
работать. На этом этапе важно не только обозначить проблему как таковую,
но и комплексно подойти к определению путей и способов ее решения.
Основное назначение первичной диагностики - получить объективные
данные о состоянии тех качеств, свойств и функций, которые подлежат в
дальнейшем коррекционно-развивающему воздействию. В программу
целесообразно включить полный список методов диагностического съема
информации об участниках группы с подробным перечнем используемых
методик и процедур, а также описание требований к процедуре проведения
диагностического исследования и составлению диагностического заключения.
Третий этап работы - уточнение плана и содержания занятий в
соответствии со спецификой запроса, индивидуальными особенностями
участников группы, условиями их развития. Коррективы в программу могут
быть внесены и на основе текущей обратной связи о ходе работы с группой.
По окончании собственно коррекционно-развивающих мероприятий
необходима итоговая (заключительная) диагностика. Ее главная цель -
получение информации о результатах проведенной работы, тех изменениях,
которые произошли в индивидуально-психологических, физических,
поведенческих и других особенностях личности каждого участника группы.
Данный этап завершается написанием диагностического заключения об
изменениях изученных характеристик после проведения
коррекционно-развивающих мероприятий и прогнозе будущих изменений с
рекомендациями возможных форм дальнейшей работы с детьми.
Оценка эффективности психокоррекционных мероприятий
Эффективность коррекционного воздействия оценивается как с точки
зрения постановки целей и задач программы, так и с позиции разрешения
реальных трудностей развития. Необходимо помнить, что результат коррекционной работы может проявляться постепенно.
Кроме того, программа может быть ориентирована не на полное разрешение
проблем развития, а ставить более узкую цель в ограниченном временном
интервале.
Оценка эффективности коррекции зависит от того, кто ее оценивает,
поскольку позиция участника коррекционного процесса в значительной мере
определяет ее итоговую оценку. Так, для участника группы основным
критерием успешности прохождения программы будет ощущение удовлетворения
от занятий и изменение эмоционального баланса в целом в пользу
положительных чувств и переживаний. Для педагога-психолога,
ответственного за организацию и проведение коррекционной программы,
главным критерием оценки станет достижение поставленных целей. А для лиц
из окружения участников группы эффективность программы определяется
степенью выполнения их запроса, удовлетворения мотивов, побудивших
обратиться за психологической помощью, а также осознанием проблем и
непосредственно связанных с ними задач.
Какой бы критерий эффективности ни анализировался, в любом случае
речь идет о следующих группах переменных, характеризующих
психокоррекционное воздействие:
• субъективно переживаемые участником изменения во внутреннем мире;
• объективно регистрируемые (экспертом, наблюдателем) параметры,
характеризующие изменения в различных модальностях мира человека;
• устойчивость изменений в последующей (после воздействия) жизни человека.
Приложение
Бланк анализа работы с группой
(Заполняется педагогом-психологом после каждого проведенного занятия по программе.)
- Основные психологические проблемы, решаемые в ходе программы:
____________________________________________________________
- Успешность решения психологических проблем:
____________________________________________________________
- Трудности, возникшие при реализации программы:
____________________________________________________________
____________________________________________________________ |