Четверг, 02.05.2024, 03:43                                                                    ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ    ПОРТАЛ
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

З  В  О  Н  О  К   НА   У  Р  О  К

Было бы желание - найдешь на сайте знания!

Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | 

НАГЛЯДНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ОФОРМЛЕНИЯ СТЕНДОВ  РАБОТА С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ
МЕНЮ САЙТА

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРА В ШКОЛЕ

ЕГЭ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

ВЕЛИКИЕ ПИСАТЕЛИ

ИЗУЧЕНИЕ ТВОРЧЕСТВА
   ГОГОЛЯ


50 КНИГ ИЗМЕНИВШИХ
   ЛИТЕРАТУРУ


ТРЕНИНГИ "ТВОРЧЕСКАЯ
   ЛАБОРАТОРИЯ УЧИТЕЛЯ
    ЛИТЕРАТУРЫ"


ТЕМАТИЧЕСКОЕ
   ОЦЕНИВАНИЕ ПО
   ЛИТЕРАТУРЕ В 11 КЛАССЕ


ОЛИМПИАДА ПО
   ЛИТЕРАТУРЕ. 10 КЛАСС


ЛИТЕРАТУРНЫЕ РЕБУСЫ
   ПО ТВОРЧЕСТВУ ПОЭТОВ
   СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА


ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ

ТЕМАТИЧЕСКИЕ КАРТОЧКИ
   ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


КАК УЧИТЬ АНГЛИЙСКИЕ
   СЛОВА ЭФФЕКТИВНО


АНГЛИЙСКИЕ ВРЕМЕНА В
   ТЕКСТАХ И УПРАЖНЕНИЯХ


РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ
   ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


200 АНГЛИЙСКИЙ ВЫРАЖЕНИЙ.
   ТЕХНИКА ЗАПОМИНАНИЯ


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ В
   ФОРМАТЕ ЕГЭ ПО
   АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ТИПОВЫЕ ВАРИАНТЫ
   ЗАДАНИЙ ЕГЭ ПО
   АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ГРАММАТИКА
   ИСПАНСКОГО ЯЗЫКА


ФРАНЦУЗСКИЙ ЯЗЫК

ФРАНЦУЗСКИЕ СЛОВА.
   ВИЗУАЛЬНОЕ
   ЗАПОМИНАНИЕ


ГРАММАТИКА
   ФРАНЦУЗСКОГО ЯЗЫКА


ВНУТРИШКОЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ
   ПО ФРАНЦУЗСКОМУ ЯЗЫКУ


ИСТОРИЯ В ШКОЛЕ

БИОЛОГИЯ В ШКОЛЕ

МАТЕМАТИКА В ШКОЛЕ

ФИЗИКА В ШКОЛЕ

ХИМИЯ В ШКОЛЕ

Категории раздела
АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ [93]
ДИАГНОСТИКА И МОНИТОРИНГ ПРОЦЕССА ВОСПИТАНИЯ В ШКОЛЕ [23]
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН "ОБ ОБРАЗОВАНИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ". 2013 год [111]

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа


Главная » 2012 » Июнь » 27 » Проведение анкетного опроса в школе
22:40
Проведение анкетного опроса в школе

Искусство использования метода опроса состоит в том, чтобы знать, о чем именно спрашивать, как спрашивать, какие задавать вопросы и, наконец, как убедиться в том, что можно верить полученным ответам. Добавить несколько других условий, как­то: кого спрашивать, где вести беседу, как обработать данные и нельзя ли узнать все эти вещи, не прибегая к опросу, – мы получим более или менее полное представление о возможностях метода опроса.

Анкетный опрос может быть групповым или индивидуальным. В педагогических исследованиях чаще используется групповой опрос. Анкеты раздаются в классной комнате, куда приглашаются для опроса включенные в выборку школьники. При групповом опросе обеспечивается стопроцентный возврат анкет, респонденты (в данном случае – учащиеся) имеют возможность получить дополнительную индивидуальную консультацию по технике заполнения, а исследователь, собирая анкеты, может проконтролировать качество их заполнения.

Индивидуальный анкетный опрос в педагогических исследованиях может быть полезен при работе со взрослыми респондентами (учителями, родителями, руководителями образовательного учреждения и пр.), а также с экспертами. В этом случае анкеты раздаются респондентам, время возврата определяется заранее.

В педагогических исследованиях особое внимание при разработке анкеты следует уделять лексике, помня, что респондентами являются школьники. Поэтому очень важно, чтобы язык анкеты был понятен той или иной возрастной группе учащихся. От этого зависит достоверность и надежность ответов.

Кроме того, необходима оптимальная длина предложения. Лучше использовать вопросы, состоящие из 8–10 слов.

При опросе экспертов нужно использовать адекватную терминологию, подчеркивая тем самым особое отношение исследователя к специалисту.

При формулировке вопросов следует обращать внимание на то, чтобы они не были "вопросами в лоб”, прямыми.

Например:
Понравилась ли тебе экскурсия в музей? Почему ты так считаешь? Если да, то почему? 
К сожалению, педагоги достаточно часто прибегают в своих исследованиях именно к такой формулировке. В этом случае стиль общения напоминает скорее допрос, а не доброжелательную беседу.

Для получения развернутого ответа нужно использовать более детализированные вопросы.

Например:
Какой отдел (зал) музея заинтересовал тебя больше? Какая экспозиция особенно привлекла твое внимание? и т. д.

Следует также отметить, что чем больше детализированы вопросы о том или ином событии, тем более надежна информация.

Следующая опасность, которая подстерегает исследователя в формулировке вопроса, – это подсказка нужного ответа.

Например:
Нравится ли тебе общественная работа? (высказано сомнение в вопросе); Тебе нравится общественная работа? (в зависимости от ударения внушается определенный ответ); Тебе не нравится общественная работа, не так ли? (утверждение, предполагающее согласие); Нравится или не нравится тебе общественная работа? (категорический вопрос, требующий окончательного решения, тогда как возможны промежуточные оценки).

Правильная формулировка вопроса предполагает нейтральную интонацию.

Например:

  • В какой мере тебя привлекает общественная работа?
  • заниматься общественной работой очень нравится;
  • пожалуй, нравится;
  • трудно сказать определенно;
  • скорее нравится, чем не нравится;
  • совершенно не нравится.


Исследователю следует помнить, что стереотипные формулировки вопроса вызывают столь же стереотипные ответы.

Нельзя в качестве варианта ответа предлагать суждения: "общественная работа важна для саморазвития”; "общественная работа полезна” и т. д.

Респонденты, скорее всего, отметят наиболее распространенные стереотипы. Менее стереотипная формулировка вопроса даст более широкий разброс мнений: "общественная работа хороша, если приносит результат”, "общественная работа хороша, если соответствует интересам” и т. д.

Мотивы, интересы, ценностные ориентации можно выявить, формируя проективные вопросы. Их суть заключается в том, что респонденту предлагают набор ситуаций, просят указать предпочтительный вариант поведения или мнения в заданных условиях.

Например:

Если бы ты был классным руководителем, то в первую очередь, на что бы обратил внимание?

  • на отношение ребят между собой в классе;
  • на успеваемость;
  • на поведение;
  • на проведение досуга и т. д.;
  • другое _________________________________________________.

После вопроса с предложенной ситуацией возможно уточнение.

Например:

Нам хотелось бы узнать степень твоей (вашей) уверенности в выборе ответа. Пожалуйста, оцени(те) свою уверенность по шкале, которую называют "Термометр”. Он имеет шкалу от 0 до 100 градусов. Обведи(те) в кружок деление, соответствующее уровню твоей (вашей) уверенности.

0 10 20 30 40 50 60 70 80 90 100

Вопросы в анкете могут быть открытыми и закрытыми.

Открытые вопросы не предполагают вариантов ответов; после вопросов оставляют строчки свободными для вписывания ответа.

Например:

Какие студии, по твоему мнению, следует открыть в Доме творчества школьников?
_________________________________________________________.
  (впиши)

Основной недостаток использования открытых вопросов в педагогических исследованиях состоит в том, что есть большой риск не получить ответ. Наш опыт показывает, что подростки часто игнорируют открытые вопросы.

Другой недостаток открытых вопросов связан с трудностью обработки данных. Пространные ответы предполагают последующую группировку, а это процедура сложная и трудоемкая.
Закрытые вопросы предполагают варианты ответов, что позволяет соотнести оценки и суждения. У исследователя в этом случае более надежные основания, чем при открытых вопросах, сопоставлять данные в равных условиях, и он может не только выяснить содержание суждений, но изменить интенсивность оценок, шкалируя их по каждому варианту.

Наиболее полную информацию закрытые вопросы дают при учете следующих основных требований.

1. В анкете должны быть предусмотрены все возможные варианты ответов, а также использование полузакрытого варианта, в котором оставлена строка для дополнительного ответа.

Например:

  • Чем ты занимаешься в свободное время?
  • рисую;
  • читаю;
  • смотрю ТВ¬передачи;
  • другое ______________________________________ .


2. Формулируя варианты ответа, надо помнить: 

  • респондент чаще выбирает первые варианты ответов, реже последующие, поэтому первыми должны быть наименее вероятные варианты ответа;
  • варианты ответа должны быть примерно равной длины, так как чем длиннее ответ, тем меньше вероятность его выбора;
  • все варианты ответа должны быть конкретны, так как абстрактный характер ответа способствует его игнорированию респондентом, особенно если последний подросток.

3. Нельзя включать в одну фразу две идеи. 

Например:
Ты и твой класс участвовали в соревнованиях?
или
В спектакле участвовала, но без желания.

В этом случае невозможно понять, что именно респондент хотел отметить (свое участие или класса, свое участие или желание участвовать и т. д.).

4. Вопрос и варианты ответов на него должны помещаться на одной странице, чтобы отвечающий мог одновременно охватить соотнесение оценок.

5. Нельзя предлагать сначала положительные ответы, затем отрицательные. В этом случае выбор ответа подсказывается самой последовательностью вариантов.

6. Не следует предлагать школьникам большой список ответов – подростки устанут и не будут работать внимательно.

7. Ограничивать выбор ответов нужно продуманно, с пояснениями. Ограничение выбора ответов целесообразно в случае выявления доминанты интереса, отношения, оценки и т. п. 

Пример ограничения выбора ответов на вопрос:

Чем ты преимущественно занимаешься в свободное время? (укажи не более 3 вариантов ответа)

  • хожу в кино; 
  • читаю; 
  • занимаюсь в спортивной секции; 
  • занимаюсь в Доме творчества; 
  • встречаюсь с друзьями; 
  • смотрю ТВ; 
  • сижу за компьютером; 
  • другое _______________________________________ . 

8. В педагогических исследованиях важную роль выполняет вариант ответа "затрудняюсь ответить”. Это связано с возрастной психологией, формированием у подростков собственных суждений, с одной стороны, и определенной нерешительностью в высказывании своего мнения – с другой. Отсутствие варианта ответа, соответствующего мнению респондента, может спровоцировать отклонение от опроса. 

Чтобы этого избежать, нужно включать там, где это необходимо, вариант "затрудняюсь ответить”.

Например:

Как ты собираешься проводить летние каникулы?

  • поеду в летний лагерь;
  • буду путешествовать с родителями;
  • поеду в гости;
  • буду дома;
  • лето проведу на даче;
  • затрудняюсь ответить.

В анкету, как правило, включают разные варианты вопросов: открытые, закрытые и полузакрытые. Это позволяет получить наиболее полезную информацию. Вопросы могут быть прямыми и косвенными. Иногда исследователь хочет узнать критическое отношение к событиям, окружающим людям, себе и т. п. Такие прямые вопросы могут остаться без ответа или содержать неточную информацию. В этом случае имеет смысл задавать вопросы, сформулированные в косвенной форме, а именно: респонденту предлагается воображаемая ситуация, не требующая оценки его личных качеств, обстоятельств его деятельности, деятельности его коллег и т. п. 

В одном педагогическом исследовании при опросе учителей встретился такой вопрос: "Что мешает Вам успешно проводить уроки?”. В вариантах ответов был предложен перечень таких причин, как "отсутствие методической помощи”, "слабая подготовка учащихся”, "недостаточный опыт работы” и т. д. Последним был вариант "ничто не мешает”. Здесь совершенно не обязательно было придавать вопросу личностную окраску, поскольку анкета была направлена на выяснение обобщенной статистической картины. Нужные данные могут быть получены при помощи вопроса, сформулированного в косвенной форме. 

Например: 

Просим закончить следующую фразу: "Когда я слышу, как учителя упрекают в том, что его ученики пассивны на уроках, я думаю, что ______________________________________________”. 

При конструировании таких вопросов исследователь исходит из предположения о том, что, отвечая на них, респонденты опираются на свой опыт и сообщают о нем в безличной форме, что снимает остроту критических оценок. 

Анкета заполняется респондентом самостоятельно, поэтому она должна быть понятна и удобна в работе. Это особенно важно в педагогических исследованиях, где основными респондентами являются подростки с их нетерпением и максимализмом. 

Анкета начинается с "шапки”, или введения, в котором содержатся информация о том, кто проводит опрос, для чего; гарантия анонимности (если нужно); инструкция по заполнению анкеты. 

Например: 

Управление образования и педагогический университет проводят исследование развития детского и молодежного движения. В связи с этим просим ответить на вопросы анкеты (обвести кружком цифру, соответствующую ответу). Фамилию указывать не нужно, так как ответы будут использованы в обобщенном виде. 

Вступительные вопросы должны "разговорить” респондента, помочь ему включиться в работу. Этот принцип используется в телевизионной игре "Кто хочет стать миллионером?”, когда сначала ведущий задает простые вопросы, затем идут более сложные. 

Так же выстраивается и анкета. Наиболее удобны для этой цели вопросы событийного содержания. 

Например:

Выходит ли в вашей школе стенгазета? Какие телевизионные программы ты смотришь? Сколько человек в вашем классе? Отметь самый любимый учебный предмет и т. д.

Трудные вопросы, поставленные в начале, могут вызвать напряжение, нежелание участвовать в опросе, что может привести к неполным ответам.

Основные вопросы анкеты объединяются по смысловым блокам, которые должны быть примерно одного объема. В педагогических исследованиях, в силу их монографичности, число и объем блоков сравнительно небольшие.

Вопросы в анкете выстраиваются по уровню их трудности. Первые вопросы должны быть простыми, далее следуют более сложные (желательно, событийные), затем еще сложнее (мотивационные), потом – спад (снова событийные, фактологические), завершаем анкету "паспортичкой”.

Заключительные вопросы должны быть относительно нетрудными. Наш опыт показывает, что подростки заполняют анкету достаточно сосредоточенно, во время работы находятся в определенном напряжении, поскольку, во-первых, занимаются непривычным видом деятельности, во¬вторых, боятся отметить не то, что все остальные респонденты. Поэтому опрос подростков более 30 мин нежелателен.

В заключительной части анкеты лучше использовать закрытые вопросы; открытые же следует расположить в середине анкеты.

"Паспортичка” в педагогических исследованиях небольшая по объему. Обычно это вопросы о поле, возрасте, составе семьи.

Например:

Теперь несколько вопросов о тебе.

Твой пол:

  1. женский;
  2. мужской.

Твой возраст:

  • 7–9 лет;
  • 10–12 лет;
  • 13–14 лет;
  • 15 лет;
  • 16 лет;
  • Старше 16 лет.

Твоя семья состоит из:

  • матери;
  • отца;
  • бабушки;
  • дедушки;
  • брата;
  • сестры;
  • других родственников _______________________________. 

Социологи рекомендуют в возрастных группировках до 25 лет использовать шкалу, учитывающую определенные стадии жизненного цикла и занятия в этом периоде: 0–2, 3–4, 5–6, 7–9, 10–12, 13–14, 15, 16, 17, 18–19, 20–21, 22, 23, 24. 

Последняя фраза в анкете – это благодарность за сотрудничество. Она располагается на некотором расстоянии от последнего вопроса, в середине страницы.

В педагогических исследованиях основными респондентами являются дети, подростки, хотя анкетный опрос может проводиться и среди взрослых (учителей, родителей, педагогов дополнительного образования, администрации). Учитывая эту особенность, нужно тщательное, хорошо продуманное оформление анкеты для того, чтобы с ней было удобно и просто работать.
В связи с этим необходимо соблюдать следующие требования.

1. Все смысловые разделы начинаются вступительными пояснениями или переходами, которые выделяются шрифтом.

Например: 
Летом ты был(а) в экологическом лагере. Давай поговорим об этом.

2. По необходимости вопрос сопровождается инструкцией (помним, что общие указания по работе с анкетой сделаны во введении).

Например:
Какие формы занятий в экологическом лагере тебе понравились больше всего? (отметь не более 3 вариантов ответа), 
или
Если следующим летом ты не собираешься приехать в экологический лагерь, то почему (впиши, пожалуйста) __________________________________,
или
Закончи, пожалуйста, фразу: "Экологический лагерь – это ______________________________________________________________________________________”.
 

Еще раз напоминаем, что респондент (и на это надо обратить его внимание) на закрытые вопросы отвечает, как правило, обводя цифру соответствующего ответа. Не следует предлагать зачеркивать варианты ответов, это создает трудности при обработке полученной информации, а также может снизить внимание респондента­подростка во время работы с анкетой.

Например:

Твой пол:

  • женский;
  • мужской.


3. Вопрос и варианты ответов должны располагаться на одной странице. Все вопросы нумеруются по порядку; варианты ответов обозначаются цифрами.

4. Чтобы анкета была выразительна, нужно применять разные шрифты при наборе самих вопросов, инструктивных замечаний, переходов, варианты ответов. Обычно вопросы набирают жирным шрифтом, инструктивные замечания – курсивом, варианты ответов – полужирным шрифтом.

5. В педагогических исследованиях можно использовать в анкетных вопросах рисунки.
Анкета готова, но прежде чем проводить опрос, необходимо ее опробовать. Это можно сделать, попросив ее заполнить пятью¬шестью респондентами той же социально­демографической группы (учащиеся, учителя, родители), в которой будет проводиться исследование. Небольшая количественная характеристика "пилотажа” объясняется тем, что выборка в педагогических исследованиях тоже невелика – 30–50 человек.

При проведении "пилотажа” отслеживается не только качество инструмента, но и поведенческие реакции респондентов, их комментарии и замечания.

Результаты "пилотажа” учитываются в окончательном варианте анкеты. После всех этих процедур можно проводить анкетный опрос.

Варианты правильно составленных анкет приводятся в приложениях 1–3.

Приложение 1

АНКЕТА 
для учащихся

В рамках исследования экологической культуры учащихся нашей школы Школьное научное общество проводит исследование среди учащихся, связанное с проблемами экологии. Просим тебя ответить на все вопросы анкеты. Заполнить ее просто: нужно обвести кружком цифру рядом с выбранным ответом или вписать свой ответ. 

Твои ответы будут обработаны на компьютере и использованы в обобщенном виде. Фамилию и имя указывать не нужно.

По твоему мнению, какая экологическая ситуация в том городе, где ты живешь? 

  1. Хорошая  
  2. Плохая 
  3. Затрудняюсь ответить

Если ты считаешь, что экологическая ситуация в твоем городе хорошая, то в чем это выражается?

  1. Хорошая вода
  2. Хороший воздух
  3. Город чистый
  4. Люди болеют редко
  5. Много зеленых насаждений
  6. Много парков, скверов
  7. Другое __________________________

Если ты считаешь, что экологическая ситуация в твоем городе плохая, то в чем это выражается? 

  1. Плохая вода
  2. Плохой воздух
  3. На улицах грязь, мусор
  4. Люди часто болеют  
  5. Мало зеленых насаждений
  6. Мало парков, скверов
  7. Другое ________________________

Откуда ты узнал об экологической ситуации в городе? 

  1. От родителей 
  2. От друзей 
  3. От учителя
  4. Из книг, журналов, газет
  5. Из телепередач
  6. Другое ____________________________

Скажи, пожалуйста, что помогает тебе в оценке экологической ситуации в твоем городе? 

  1. Литература (научная, художественная)
  2. Внимание к экологическим проблемам в стране в последние годы
  3. Учебный процесс в школе
  4. Беседы со знающими людьми
  5. Радио 
  6. Журналы, газеты
  7. Выступления в защиту природы известных ученых, деятелей искусства
  8. Телевидение
  9. Мой личный опыт 
  10. Участие в экологических мероприятиях
  11. Другое____________________________ 

А теперь давай поговорим о школе.

В школе с какой специализацией ты учишься? 

  1. Гуманитарной  
  2. Экономической  
  3. Биологической  
  4. Математической
  5. Экологической
  6. Юридической
  7. Школе без специализации
  8. Другое ____________________________

Почему ты выбрал эту школу?

  1. В этой школе уделяется много внимания предметам, которые мне интересны
  2. Близко к дому
  3. По совету родителей 
  4. Выпускники этой школы имеют большую вероятность поступления в вуз
  5. В этой школе учатся мои друзья
  6. Мне было все равно, куда идти
  7. Другое____________________________

Если бы ты сейчас выбирал(а) школу, то с какой специализацией школу ты бы выбрал(а)?  

  1. Гуманитарной  
  2. Экономической  
  3. Биологической  
  4. Математической 
  5. Экологической
  6. Юридической
  7. Школу без специализации
  8. Другое _______________________

 
Далее нам бы хотелось узнать твое мнение о таком предмете, как экология.

Скажи, что такое, по-твоему, экология? 

  1. Наука о природе 
  2. Наука о поведении человека в природе
  3. Наука о взаимоотношении человека с окружающей средой 
  4. Наука о взаимоотношении организмов и их сообществ между собой и с условиями окружающей среды

Что тебе нравится при изучении экологии?  

  1. Получаю более глубокие знания о природе 
  2. Больше узнаю о животных и растениях
  3. Изучая экологию, стал(а) понимать значимость воды, воздуха для человека
  4. Узнаю, как охранять природу
  5. Больше узнаю, как сохранить свое здоровье
  6. Другое ____________________________

Что тебе не нравится при изучении экологии? (Впиши, пожалуйста)
________________________________________________________________


Что нового ты узнал(а) при изучении экологии? 

  1. В моем городе самая грязная вода
  2. Сырую воду нельзя пить
  3. Нужно соблюдать правила личной гигиены
  4. Загрязнения дают промышленные предприятия
  5. Загрязнения дают автомобили
  6. С каждым годом гибнет все больше растений и животных
  7. Ничего нового не узнал(а)
  8. Другое ____________________________ 

Используешь ли ты в повседневной жизни свои знания по экологии? 

  1. Да 
  2. Нет 
  3. Затрудняюсь ответить

Если да, то как именно?

  1. Не пью сырую воду
  2. На улице выбрасываю мусор в урны
  3. Соблюдаю правила личной гигиены
  4. Бережно отношусь к природе
  5. Другое ____________________________

Если не используешь, то почему? 

  1. Изучаю экологию только ради оценки
  2. На уроках недостаточно хорошо объясняют, зачем нужны эти знания каждый день
  3. Не знаю, как применить эти знания в повседневной жизни
  4. Уроки – это одно, а повседневная жизнь – это другое
  5. Другое ____________________________

Если бы вашему классу предложили для изучения несколько тем по экологии, какие темы ты бы посчитал(а) важными? (Выбери не более 5 вариантов ответов)

  1. Как грамотно использовать природные богатства в нашей стране
  2. Влияние природы на развитие человека
  3. Охрана окружающей среды в других странах
  4. Экологическая обстановка в нашем городе
  5. Наша помощь городу по сохранению окружающей среды
  6. Природа, отдых, здоровье
  7. Я – экологически культурный человек
  8. "Человек-природа” в литературе и искусстве

Проводятся ли экологические мероприятия в вашей школе?

  1. Да 
  2. Нет 
  3. Затрудняюсь ответить

Участвуешь ли ты в экологических мероприятиях? 

  1. Участвую постоянно 
  2. Участвую иногда
  3. Не участвую

Если участвуешь, то почему?

  1. Мне это интересно
  2. Привлекают к участию в школе
  3. Хочу быть современным
  4. Мне это пригодится в будущем
  5. Свою будущую профессию хочу связать с экологией
  6. Другое____________________________

В какой форме проходит твое участие в экологических мероприятиях? 

  1. Участвую в экологических акциях
  2. Участвую в экологических практикумах
  3. Участвую в экологических праздниках
  4. Другое____________________________

 
Если ты не участвуешь в экологических мероприятиях, то почему? 

  1. Хотел(а) бы быть полезным в решении экологических проблем, но для практики не хватает теоретических знаний
  2. Не хватает времени
  3. Не вижу смысла в участии в экологических мероприятиях, которые проводятся в нашей школе
  4. Меня никто не приглашал
  5. Другое_______________________________

Какие экологические мероприятия, по твоему мнению, нужно проводить в школе?

  1. Субботники (во дворе, на территории школы и около нее)
  2. Сбор макулатуры 
  3. Посадка растений и уход за ними
  4. Оформление экологических плакатов для агитации горожан за чистоту, здоровый образ жизни
  5. Другое__________________________

Знаешь ли ты о каких­нибудь экологических мероприятиях, которые проводятся в нашем городе?

  1. Знаю  
  2. Не знаю
  3. В каких экологических мероприятиях хотел(а) бы поучаствовать? (Впиши, пожалуйста)
    _____________________________________________________________________

Если бы ты был(а) учителем экологии, то что бы ты изменил(а) в преподавании этого предмета? 

  1. Уделил(а) больше внимания практике
  2. Изменил(а) бы учебники
  3. Сделал(а) бы уроки более интересными
  4. Проводил(а) бы уроки за пределами школы
  5. Другое____________________________

Если бы ты был(а) директором школы, то какие предметы ты бы 

  • Убрал(а) из школьной программы 
    (Впиши, пожалуйста)
  • Включил(а)  в школьную программу 
    (Впиши, пожалуйста) 

А теперь несколько вопросов о тебе.

Твой пол  

  1. Мужской 
  2. Женский

В каком классе ты учишься?

  1. 6 класс 
  2. 7 класс 
  3. 8 класс 
  4. 9 класс  
  5. 10 класс
  6. 11 класс

В заключение анкеты ты можешь написать все, что хочешь сказать в отношении изучения экологии. Напоминаем, что фамилию указывать не нужно. Поэтому ты можешь писать все свои мысли.

Спасибо за сотрудничество!

Приложение 2

АНКЕТА
для учителя экологии

В рамках исследования экологической культуры учащихся нашей школы проводится анкетирование учителей экологии. Просим Вас ответить на все вопросы анкеты. Заполнить ее просто: нужно обвести кружком цифру рядом с выбранным ответом или вписать свой ответ. 

Ваши ответы будут обработаны на компьютере и использованы в обобщенном виде. Фамилию и имя указывать не нужно.

1. Скажите, пожалуйста, как давно Вы преподаете экологические дисциплины? 

  • До 1 года  
  • От 1 до 3 лет 
  • От 3 до 5 лет 
  • 5 лет и более 

2. В каких классах Вашей школы преподаются экологические дисциплины? 

  • 1–4 классах
  • 5–9 классах
  • 10–11 классах

3. Что Вы преподавали раньше? (Впишите, пожалуйста)
_________________________________________________________

4. Где прошли переподготовку по экологии?

  • На курсах повышения квалификации ___________________________________
  • Самостоятельно освоил(а) курс экологии
  • Другое __________________________

5. Каково Ваше отношение к действующей в городе системе подготовки, переподготовки и повышения квалификации преподавателей в области экологического образования?

  • Удовлетворительное
  • Неудовлетворительное  
  • Затрудняюсь ответить

6. Если Вы удовлетворены переподготовкой, то что Вам понравилось более всего? (Впишите, пожалуйста) _________________________________________________________

7. Если не удовлетворены, то почему? (Впишите, пожалуйста)
______________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________

8. Какие у Вас есть пожелания по улучшению переподготовки учителей в области экологического образования? (Впишите, пожалуйста) ______________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________

9. Какое, по Вашему мнению, учебное заведение лучше справится с переподготовкой учителей по экологическим дисциплинам? (Впишите, пожалуйста)
______________________________________________________________________________

10. Какие учебные программы Вы используете в своей работе? 

  1. "Наша окружающая среда” (издательство "Корус”)
  2. "Мир вокруг нас” (автор А.А. Плешаков)
  3. "Экология. 9 класс” (авторы Е.А. Криксунов, Б.В. Пасечник)
  4. "Основы экологии и человека” (автор К.Г. Силантьева)
  5. "Экологический менеджмент” (автор В.М. Двинский)
  6. Другое _____________________________________________

11. Соответствует ли содержание экологического образования в Вашей школе требованиям государственных образовательных стандартов?

  • Да 
  • Нет  
  • Затрудняюсь ответить

12. Какой примерно процент содержания стандарта по содержательной линии "Экологическая культура” реализуется в Вашей школе?  

  • 30% 
  • 50%  
  • 70% 
  • 100%
  • Затрудняюсь ответить

13. Если содержание стандарта по содержательной линии "Экологическая культура” реализуется не полностью, то почему?  

  • Мало часов
  • Не хватает специалистов
  • Возражают родители и дети
  • Другое _______________________

14. Скажите, пожалуйста, какую учебную и методическую литературу в основном Вы используете? (Впишите, пожалуйста)
______________________________________________________________________________

15. Удовлетворены ли Вы содержанием учебно¬методической литературы по предмету?  

  • Да  
  • Нет  
  • Затрудняюсь ответить  

16. Удовлетворены ли Вы обеспеченностью школы литературой по предмету? 

  • Да  
  • Нет  
  • Затрудняюсь ответить  

17. Заинтересованы ли в экологическом образовании, по Вашему мнению,
дети родители общество

  • Да
  • Нет
  • Затрудняюсь ответить

18. Наблюдаете ли Вы какие­то изменения в экологической культуре у детей?

  • Да 
  • Нет
  • Затрудняюсь ответить

19. Если наблюдаете изменения, то в чем это проявляется? (Впишите, пожалуйста)
______________________________________________________________________________

20. Какие составляющие экологической культуры Вы считаете нужно формировать у учащихся прежде всего? (Впишите, пожалуйста)
______________________________________________________________________________

21. Если бы учащимся Вашей школы предложили для изучения несколько тем по экологии, какие темы, на Ваш взгляд, они бы посчитали важными? (Выберите не более 5 вариантов ответов)

  • Как грамотно использовать природные богатства в нашей стране
  • Влияние природы на развитие человека
  • Охрана окружающей среды в других странах
  • Экологическая обстановка в нашем городе
  • Наша помощь городу по сохранению окружающей среды
  • Природа, отдых, здоровье
  • Я – экологически культурный человек
  • "Человек-природа” в литературе и искусстве

22. Проводятся ли экологические мероприятия в вашей школе?

  • Да
  • Нет
  • Затрудняюсь ответить

23. Участвуют ли учащиеся Вашей школы в экологических мероприятиях?

  • Участвуют постоянно 
  • Участвуют иногда
  • Не участвуют

24. Если учащиеся Вашей школы участвуют в экологической деятельности, то в какой форме?

  • Участвуют в экологических акциях
  • Участвуют в экологических практикумах
  • Участвуют в экологических праздниках
  • Другое______________________________

25. Скажите, пожалуйста, что, на Ваш взгляд, является источником информации для школьников относительно экологической ситуации в городе?

  • Литература (научная, художественная)
  • Внимание к экологическим проблемам в стране в последние годы
  • Учебный процесс в школе
  • Беседы со знающими людьми
  • Радио
  • Журналы, газеты
  • Выступления в защиту природы известных ученых, деятелей искусства
  • Телевидение
  • Личный опыт школьников
  • Участие в экологических мероприятиях
  • Другое____________________________ 

26. Что, на Ваш взгляд, необходимо ввести в школьный курс экологической направленности? 

  • Лабораторные и практические занятия
  • Индивидуальную теоретическую работу (рефераты, сообщения)
  • Семинарские занятия
  • Проведение индивидуальных или групповых экспериментов
  • Беседы с ведущими специалистами – экологами Урала
  • Экскурсии
  • Школьные исследовательские проекты
  • Работу в школьных теплицах
  • Обсуждение проблем, дискуссии
  • Другое ____________________________________________

27. Какова, на Ваш взгляд, роль школьных теплиц в экологическом образовании? (Впишите, пожалуйста)
______________________________________________________________________________

28. Как, на Ваш взгляд, должно быть представлено экологическое образование в школе?

  • Как самостоятельная учебная дисциплина
  • Как составляющая предметов школьного цикла
  • Как самостоятельная учебная дисциплина и как составляющая
  • Затрудняюсь ответить

29. Есть ли необходимость, по Вашему мнению, создания классов и школ с углубленным изучением экологических дисциплин (экологических лицеев)?

  • Да
  • Нет
  • Затрудняюсь ответить

30. Может быть, у Вас есть предложения по усовершенствованию экологического образования? Нам интересно было бы их узнать, напишите, пожалуйста.
______________________________________________________________________________

31. Как Вы оцениваете работу Городского детского экологического центра? 

  • Удовлетворительно  
  • Неудовлетворительно
  • Затрудняюсь ответить

32. Может быть, у Вас есть предложения по работе Городского детского экологического центра? Нам интересно было бы их узнать, напишите, пожалуйста.
______________________________________________________________________________

И, наконец, несколько слов о себе.

33. Сколько лет Вы работаете в школе?

  • До 1 года 
  • От 1 до 3 лет 
  • От 3 до 5 лет
  • От 5 до 10 лет
  • 10 лет и более

34. Ваш пол

  • Женский 
  • Мужской

35. Ваш возраст

  • 21–30 
  • 31–40 
  • 41–50
  • 51–60
  • 60 и более

36. Какое учебное заведение Вы окончили?

  1. Среднее специальное образовательное учреждение
  2. Высшее образовательное учреждение

37. Укажите Вашу специальность по диплому _________________________________

Приложение 3

АНКЕТА 
для родителей

В рамках исследования экологической культуры учащихся проводится социологическое исследование по изучению состояния экологического образования в нашей школе. Просим помочь нам в этой работе. Анкета заполняется анонимно, ее результаты будут обработаны на компьютере и использованы в обобщенном виде. Заполнить анкету просто: нужно обвести кружком цифру, соответствующую Вашему варианту ответа, или вписать ответ. 

В настоящее время придается большое значение экологическим проблемам. В связи с этим в школьную программу введен новый предмет, посвященный проблемам взаимодействия человека и окружающей среды, который называется "Экология”. 

1. Знакомы ли Вы с предметом "Экология”?

  • Да (переходите к вопросу 2)
  • Нет (переходите к вопросу 5)
  • Что-то слышал(а) об этом предмете (переходите к вопросу 5)

2. Нравится ли Вам содержание предмета "Экология”?

  • Да
  • Нет (переходите к вопросу 4)
  • Затрудняюсь ответить

3. Если нравится, то что именно? (Впишите, пожалуйста)
______________________________________________________________________________

4. Если не нравится, то что именно? (Впишите, пожалуйста)
______________________________________________________________________________

5. Есть ли необходимость, по Вашему мнению, создания классов и школ с углубленным изучением экологических дисциплин?

  • Да 
  • Нет
  • Затрудняюсь ответить

6. С какой целью Вы отдали своего ребенка в экологический лицей (класс с углубленным изучением экологических дисциплин)? 

  • Потому что это престижно в настоящее время
  • Чтобы облегчить выбор профессии
  • Для разностороннего развития личности ребенка
  • Для формирования экологически грамотного человека
  • Другое ________________________________________________

7. Наблюдаете ли Вы, какие­то изменения Вашего ребенка в отношении к окружающей среде?

  • Да
  • Нет
  • Затрудняюсь ответить

8. Если наблюдаете, то в чем они проявляются? 

  • Стал(а) бережнее относиться к природе
  • Понимает значимость воды, воздуха для человека
  • На улице стал(а) выбрасывать мусор в урны
  • Стал(а) соблюдать правила личной гигиены
  • Другое _______________________________________

9. Как Вы думаете, заинтересованы ли сегодня в экологическом образовании общество учителя дети 

  • Да
  • Нет
  • Затрудняюсь ответить  

10. Подготовка учителей по экологии стала осуществляться сравнительно недавно. Как Вы считаете, достаточно ли хорошо подготовлены учителя для преподавания предмета "Экология”?

  • Да 
  • Нет 
  • Затрудняюсь ответить

11. Скажите, пожалуйста, учебники и учебные материалы по экологии достаточно ли познавательны и интересны для детей?

  • Да
  • Нет
  • Затрудняюсь ответить

12. Назовите, пожалуйста, наиболее интересные, на Ваш взгляд, учебники и учебные материалы по экологии, которыми пользуется Ваш ребенок. (Впишите, пожалуйста)
______________________________________________________________________________

13. Не испытывали ли Вы трудностей в приобретении учебников и учебных материалов по предмету "Экология”?

  • Да
  • Нет

14. Обеспечивает ли Вас учебниками и учебными материалами по предмету "Экология” школьная библиотека?

  • Да
  • Нет
  • Затрудняюсь ответить

Несколько слов о себе.

15. Ваш пол

  • Женский
  • Мужской

16. Ваш возраст

  • 25–30 лет
  • 31–40 лет
  • 41–45 лет
  • 46–50 лет
  • 51–55 лет
  • 56–60 лет
  • Свыше 60 лет

17. Ваше образование

  • Среднее
  • Среднее специальное
  • Незаконченное высшее
  • Высшее

18. Ваше социальное положение

  • Работаю в госбюджетной сфере
  • Работаю в частном секторе
  • Предприниматель
  • Домохозяин(ка) 
  • Безработный(ая) 
  • Пенсионер(ка)
  • Другое______________________________________________________________________

Спасибо за сотрудничество!

Категория: АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ | Просмотров: 2793 | Добавил: admin | Теги: нормативные документы школы, администрация школы, анализ урока, Профильное обучение, педсовет, управление школо, завуч инфо, образовательная программа | Рейтинг: 5.0/1
Поиск

ИНФОРМАТИКА В ШКОЛЕ

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   ПРОФЕССОРА ФОРТРАНА


ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   ШКОЛЬНИКА "КОМПЬЮТЕР"


ПРАКТИКУМ ПО
   МОДЕЛИРОВАНИЮ.
   7-9 КЛАССЫ


РЕШЕНИЕ ТИПОВЫХ ЗАДАЧ
   ПО ПРОГРАММИРОВАНИЮ
   НА ЯЗЫКЕ PASCAL


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ
   ПО ИНФОРМАТИКЕ


ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ
   РАБОТЫ ПО
   ИНФОРМАТИКЕ. 11 КЛАСС


ГЕОГРАФИЯ В ШКОЛЕ

ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ
   ЭНЦИКЛОПЕДИЯ


ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
   ГЕОГРАФИЯ


ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   ГЕОГРАФИЯ РОССИИ


СПРАВОЧНИК ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ
   ПО ГЕОГРАФИИ


ЗАГАДКИ ТОПОНИМИКИ

ФИТОГЕОГРАФИЯ ДЛЯ
   ШКОЛЬНИКОВ


РУССКИЕ
   ПУТЕШЕСТВЕННИКИ


ПЕРВООТКРЫВАТЕЛИ

ГЕОГРАФИЯ ЧУДЕС

СОКРОВИЩА ЗЕМЛИ

МОРЯ И ОКЕАНЫ

ВУЛКАНЫ

СТИХИЙНЫЕ БЕДСТВИЯ

ЗАГАДКИ МАТЕРИКОВ И
   ОКЕАНОВ


ЗНАКОМЬТЕСЬ: ЕВРОПА

ЗНАКОМЬТЕСЬ: АФРИКА

ПОГОДА. ЧТО, КАК И
   ПОЧЕМУ?


ШКОЛЬНИКАМ О
   СЕВЕРНОМ СИЯНИИ


ГЕОГРАФИЯ.
   ЗЕМЛЕВЕДЕНИЕ. 6 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ
   ПО ГЕОГРАФИИ


ТИПОВЫЕ ВАРИАНТЫ
   КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ
   В ФОРМАТЕ ЕГЭ


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ
   ПО ГЕОГРАФИИ


АСТРОНОМИЯ В ШКОЛЕ

КАРТОЧКИ ПО
   АСТРОНОМИИ


ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   ШКОЛЬНИКА "КОСМОС И
   ВСЕЛЕННАЯ"


ЗАДАЧИ ДЛЯ ОЛИМПИАДЫ
   ПО АСТРОНОМИИ. 10-11 КЛАССЫ
   КЛАССЫ"


ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ
   ПО АСТРОНОМИИ


ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

ИНТЕРЕСНОЕ
   ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЕ


ЧЕЛОВЕКОВЕДЕНИЕ
   ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ


РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО
   ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ.
   8 КЛАСС


ТЕМАТИЧЕСКИЕ
   КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ
   ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ.
   8 КЛАСС


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ

ТИПОВЫЕ ТЕСТЫ В
   ФОРМАТЕ ЕГЭ


ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ
   УЧИТЕЛЯ


ХРИСТИАНСТВО

ЖИТИЯ СВЯТЫХ
    В КАРТИНКАХ


ПУТЕВОДИТЕЛЬ ПО МИРОВОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЕ

БОГИ ОЛИМПА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
   МИФОЛОГИЯ


РУССКИЕ НАРОДНЫЕ
   ПРОМЫСЛЫ


ШКОЛЬНИКАМ О МУЗЕЯХ

СКУЛЬПТУРА

ЧУДЕСА СВЕТА

ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ
   МОСКВЫ


ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ
   САНКТ-ПЕТЕРБУРГА



ИЗО В ШКОЛЕ

ОСНОВЫ РИСУНКА ДЛЯ
   УЧЕНИКОВ 5-8 КЛАССОВ


УРОКИ ПОШАГОВОГО
   РИСОВАНИЯ


РУССКИЕ ЖИВОПИСЦЫ


ФИЗКУЛЬТУРА В ШКОЛЕ

Я УЧИТЕЛЬ ФИЗКУЛЬТУРЫ

ИСТОРИЯ ОЛИМПИЙСКИХ
   ИГР


УРОКИ КУЛЬТУРЫ
   ЗДОРОВЬЯ


УПРАЖНЕНИЯ И ИГРЫ
   С МЯЧОМ


УРОКИ ФУТБОЛА

АТЛЕТИЧЕСКАЯ
   ГИМНАСТИКА


ЛЕЧЕБНАЯ ФИЗКУЛЬТУРА
   В СПЕЦИАЛЬНОЙ ГРУППЕ


УПРАЖНЕНИЯ НА
   РАСТЯЖКУ


АТЛЕТИЗМ БЕЗ ЖЕЛЕЗА


ТЕХНОЛОГИЯ В ШКОЛЕ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО
   ТЕХНОЛОГИИ ДЛЯ
   ДЕВОЧЕК. 6 КЛАСС


УРОКИ КУЛИНАРИИ В
   5 КЛАССЕ


КАРТОЧКИ ДЛЯ
    ОПРОСА ПО ТЕХНОЛОГИИ. 5 КЛАСС


ПРАКТИКУМ ПО
   СЛЕСАРНЫМ РАБОТАМ


ВЫПИЛИВАНИЕ ИЗ ФАНЕРЫ


ЭРУДИТ-КОМПАНИЯ

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ

АФОРИЗМЫ

АФОРИЗМЫ ОБ
   ОБРАЗОВАНИИ


АФОРИЗМЫ ОБ УЧИТЕЛЕ
   И УЧЕНИКЕ


Яндекс.Метрика Copyright MyCorp © 2024 Рейтинг@Mail.ru