В основе программы "Ступеньки роста", реализуемой в ГОУ СОШ "Школа
здоровья" № 901 г. Москвы, лежат следующие приоритетные идеи:
1.
Идея развития:
развитие
ученика, его творческой индивидуальности в учебно-воспитательном процессе и в
рамках дополнительного образования;
развитие
личности педагогов;
развитие
педагогической системы школы в целом.
2.
Идея творчества:
создание
атмосферы, стимулирующей к творчеству всех участников образовательного
процесса;
охват
творчеством всех сфер жизнедеятельности участников образовательного процесса.
3.
Идея сотрудничества:
партнерские
отношения субъектов воспитательной системы;
совместная
деятельность детей и взрослых, обеспечивающая творческую позицию каждого на
всех этапах коллективной жизнедеятельности: от выдвижения цели до оценки
результатов.
4.
Идея толерантности:
развитие
коммуникативных навыков, укрепляющих социальные связи;
развитие
социальной восприимчивости учащихся, доверия, способности к эмпатии,
сочувствию;
обучение
конструктивным способам выхода из конфликтов.
Воспитательная
деятельность в школе охватывает весь педагогический процесс, объединяя
обучение, внеклассную образовательную сферу и внеучебную работу. Чтобы
воспитательная система была эффективной, необходимо максимально согласованное
функционирование этих подсистем.
При
этом воспитательная деятельность должна отвечать следующим требованиям:
гуманистический
стиль отношений между всеми участниками образовательного процесса;
разумная
дисциплина и порядок;
возможность
проявления детской инициативы и ее поддержка со стороны взрослых;
демократические
принципы управления учреждением.
В
формировании личности школьника, на наш взгляд, исходным фактором выступает
наследственность. Это необходимо учитывать в процессе воспитания. Решающий
фактор – социальная среда. Воспитание не способно изменить ни ее, ни
микросреду ученика, но оно помогает выработать необходимое отношение к
позитивным и негативным сторонам жизни, приучить к активному участию в изменении
обстоятельств жизни.
Одним
из основных подходов при проектировании воспитательной программы
"Ступеньки роста" мы выбрали компетентностный подход, который
ориентирован на освоение умений, обобщенных способов деятельности.
Компетенцией можно управлять и подвергать ее мониторингу. Компетенция – область
полномочий по какому-то конкретному делу, т. е., в нашем понимании, –
способность к действию (навыкам). Мы определили общекультурные компетенции
школьника, которые и будут являться главными критериями для оценки
спроектированной воспитательной программы (табл. 1).
Таблица
1
Основные
общекультурные компетенции школьника
Компетенция
|
Характеристика
|
Значимые
действия и умения, характеризующие компетенцию
|
Социальная
|
Способность
человека эффективно решать проблемы (и индивидуальные, и социальные) в
процессе взаимодействия с социумом. Обусловлена личностными качествами
человека: инициативностью и ответственностью
|
Уметь
работать в группе, команде. Вести диалог, общаться, находить компромиссы.
Ориентироваться в этике и нормах взаимоотношений. Терпимо относиться к
чужому мнению. Ответственно подходить к делу
|
Гражданская
|
Способность
осуществлять своеобразные виды действий, направленных на реализацию своих
прав, обязанностей и свобод, и на поддержание прав, обязанностей и свобод
других людей
|
Понимать
социальные проблемы, сущность явлений, происходящих в обществе. Реализовывать
индивидуальные и общественные права и обязанности. Принимать обоснованные
решения, брать на себя ответственность за их реализацию. Определять и
оценивать свое поведение, основываясь на моральных нормах и этических
понятиях, соответствующих гуманистическим и демократическим ценностям
|
Культурнодосуговая
|
Способность
выбора рациональных способов использования свободного времени, умение
направлять свою деятельность в часы досуга на достижение общезначимых целей,
реализацию поисковой и творческой активности
|
Ориентироваться
в человеческих ценностях. Делать осознанный выбор (отказ от вредных привычек
и т. п.). Вовлекать эмоции в свою деятельность. Адекватно оценивать свои
возможности
|
Бытовая
|
Способность
к решению практических жизненных задач, связанных с использованием знаний и
умений о рациональном природопользовании, защите окружающей среды,
обеспечении безопасности жизнедеятельности человека, включая аспекты
собственного здоровья
|
Вести
работы в доме с учетом требований безопасности. Реализовывать на практике
принципы здорового образа жизни. Придерживаться традиций, обычаев в повседневной
жизни. Относиться к правилам как указателям желательных способов поведения
|
Критерием
оценки также является уровень развития личностных свойств.
В
таком учебном процессе для учителя характерны доверительность и
непринужденность в отношении с воспитанниками, демократический стиль общения.
Формы
сотрудничества
самые разные: совместная деятельность в творческих объединениях, в
осуществлении проектно-исследовательской деятельности, коллективно-творческих
делах, совместные экскурсии, помощь нуждающимся семьям, трудным подросткам,
проведение социальных акций и проектов и т. д.
Органичное
сочетание досуга (отдых, развлечения, самообразование, творчество) с
различными формами образовательной деятельности позволяет решать проблему
занятости детей, усиливая стартовые возможности личности на рынке труда и
профессионального образования.
Таким
образом, проектная идея программы "Ступеньки роста" – это формирование
социально-активной, физически здоровой, толерантной, творческой и трудолюбивой
личности, способной адаптироваться в условиях постоянно меняющегося мира,
путем создания оптимально благоприятных условий организации
учебно-воспитательного процесса.
Цели
и задачи программы "Ступеньки
роста" представлены на схеме.
Далее
определим задачи для достижения каждой подцели.
общечеловеческих
нравственных ценностей: добро, уважение, ответственность, готовность прийти на
помощь, старательность, добросовестность;
природосоответствие
воспитания: опора на врожденные психофизиологические особенности, возможности
ребенка;
"Успех
порождает успех";
"Право
на ошибку";
сотрудничество
и взаимодействие;
интеграция
учебной и воспитательной деятельности.
Виды
совместной деятельности детей и взрослых:
межпредметные
творческие объединения;
совместные
проекты;
участие
в социальных акциях;
совместные
КТД. Воспитательная программа реализуется через проекты:
"Потенциал";
"Твой
выбор";
"Экскурсия";
"Традиции".
Характеристика проектов дана в табл. 2
Для
определения результативности представленной воспитательной программы
необходимы критерии, которые значительно отличаются от критериев оценки учебной
деятельности. Мы опирались на разработанную в современной психологии концепцию
"гуманитарной экспертизы"*, цель которой – выявление
"человеческих" результатов педагогической деятельности,
"человеческого в человеке".
Для
оценки эффективности воспитательной программы "Ступеньки роста" нами
используются критерии, принятые в психологии: базовые, общие и конкретные.
Базовые
критерии:
гуманность
(уважение к личности и правам школьников и педагогов, признание личностного
роста);
экологичность
(ориентация на максимально личностнообразные, ненасильственные и
неманипулятивные способы влияния);
демократичность
воспитания (опора на демократические принципы, создание условий для осознанной
и ответственной подготовки ребенка к жизни в гражданском обществе);
толерантность
(взаимное уважение, доброжелательность, терпимое отношение к представителям
иных социальных, культурных, религиозных групп).
Характеристика
проектов воспитательной программы "Ступеньки роста"
Название
проекта
|
Цель
|
Направления
деятельности
|
Формы
работы
|
Потенциал
|
Раскрытие
потенциала личности ученика, помощь ребенку впонимании своихвозможностей,
осознании своего человеческого достоинства, в осмыслении ребенком окружающего
мира и себя внем
|
Формирование
гражданской компетентности
|
Проведение
уроков мужества, встреч с ветеранами ВОВ, конкурсы инсценированной военной
песни, классные мероприятия, проведение недели толерантности, акции "Нет
наркотикам!"; сбор подарков, проведение игровых программ для детского
дома, посещение экскурсий повоенно-патриотической тематике.Развитие
ученического самоуправления:• создание программы перспективных действий
школьного ученического совета (ШУС);• развитие коллективно-творческой
деятельности через систему традиционных школьных мероприятий;•
психологические тренинги;• классные часы, внеклассные мероприятия
|
Формирование
социальной, культурно-досуговой компетентности учащихся
|
Совершенствование
совместной проектной деятельности учащихся,учителей, классных руководителей.
Разработка проектов: "Я и моя семья", "Город, в котором мы
живем","Дорогой боевой славы" (сбор информации для уголка
боевой славы)
|
Помощь
в самоопределении и самореализации
|
Интеграция
основного общего и дополнительного образования:продолжение сотрудничества с
ДЮЦ, библиотекой, вовлечение учащихся школы в работу спортивного клуба
|
Укрепление
сотрудничества семьи и школы, повышение родительской компетентности, помощь
в решении проблем в воспитании
|
Разработка
и реализация программы "Родители – партнеры образования".
Проведение совместных праздников "День открытых дверей",
"Семейный калейдоскоп", "От всей души". Организация
системы работы общешкольного родительского комитетаи Совета Школы.
Психолого-педагогическое просвещение родителей через родительские собрания,
родительские конференции, психолого-логопедическое консультирование
|
Твой
выбор
|
Формирование
здорового жизненного стиля, стратегий поведения и личностных ресурсов,
препятствующих совершению правонарушений и преступлений среди школьников,
посредством работы с учащимися группы риска, их родителями и учителями
|
Работа
с учащимися
|
Целевой
ориентир – образовательный: знание о себе, пониманиесвоих чувств, эмоций,
знание способов работы с ними, заботы о себе. Формы работы: тренинги,
просвещение, индивидуальное консультирование. Психологический ориентир:
коррекция определенных психологических особенностей личности, способствующих
развитию девиантногоповедения. Формы работы: тренинги, индивидуальное
консультирование.
Социальный
ориентир: помощь в социальной адаптации подростка,овладение навыками общения.
Форма работы: тренинги
|
|
|
Работа
с родителями
|
Родительские
семинары: всего 15 ч; проводятся 1–2 раза в месяц в течение года. Оказание
индивидуальной и групповой психологической помощиродителям
|
|
|
Работа
с педагогами
|
Цикл
теоретических и практических занятий
|
|
|
Учебно-познавательныеэкскурсии
|
|
Экскурсия
|
Формирование
компетентностей в сфере познавательной, гражданской и культурно-досуговой
деятельности через организацию вшколе системной экскурсионной работы
|
Профориентационные
экскурсии
|
По
каждому направлению составлен план проведения экскурсий сучетом учебных
программ, программ элективных курсов, памятныхюбилейных дат календарного
года, направлений работы и объединений блока дополнительного образования
школы
|
|
|
Художественно-эстетические
экскурсии
|
|
|
|
Гражданско-патриотические
экскурсии
|
|
Традиция
|
Создание
условий дляреализации творческогопотенциала и возможностей всех участников
образовательного процесса
|
Образовательная
деятельность
|
Внеклассные
мероприятия по предмету и общешкольные воспитательные мероприятия, их
интеграция: развлекательно-познавательные игры, шоу-программы и т. п.
(конкурс экологического костюма, игра"Следопыт",
проектно-исследовательская игра "Страна, которой нет на карте",
интеллектуальные игры и т. п.). Праздники юмора и конкурсы: "Мушкетеры вперед!",
"Али-баба шоу", "Крестики нолики", "Золотая
осень", "Космические путешествия" и др.
Художественно-эстетические мероприятия: конкурс инсценированной песни,
школьный театр, литературная гостиная, литературное кафе,конкурс чтецов и др.
Общественно полезные трудовые коллективные мероприятия: акция "Чистый
город", акция "Дари тепло людям!", "От сердца к
сердцу", рейды Айболита и др. Спортивные мероприятия: школьная
спартакиада, Веселые старты, "Мама, папа, я – спортивная семья",
военно-спортивные эстафеты, Зарница. Интеллектуальные игры: "Что? Где?
Когда?", "Эрудит", "Колесо фортуны", "Взрослый
против пятиклассника" и др.
|
Общие
критерии (для
оценки психологического состояния субъектов воспитательной деятельности):
эмпатия
(способность педагога "вчувствоваться" в состояние ребенка и принятие
его переживаний независимо от способа выражения);
принятие
(основано на твердой уверенности педагога в том, что любой ребенок имеет право
быть принятым таким, какой он есть, без предварительного оценивания и каких бы
то ни было условий);
способность
к рефлексии (проявляется в помощи педагога детям в осмыслении того, что
происходит с ними в процессе их жизнедеятельности). Конкретные критерии
(для оценки качества воспитательной деятельности):
модель
выпускника (ориентир для построения процесса подготовки выпускника и критерий
качества обучения и воспитания);
оценка
выпускниками школы (через Интернет, на различных сайтах);
оценка
учащимися воспитательных мероприятий (в качестве единицы оценки используются
термины "событие" – "не событие");
стиль
общения педагога с воспитанниками в школе (обеспечивает создание условий для
саморазвития учащихся, создает пространство становления субъектных качеств
ребенка) |