Главная » 2012 » Май » 14 » Педагогическое творчество учителя в реализации личностно-ориентированного подхода в обучении учащихся
12:20
Педагогическое творчество учителя в реализации личностно-ориентированного подхода в обучении учащихся
Педагогическое творчество учителя в реализации
личностно-ориентированного подхода в обучении учащихся с разными
возможностями через центры активности
Учитель – центральное звено в реализации основных направлений
модернизации образования в целом по стране и в отдельно взятой школе.
Последние годы в педагогике укоренилось утверждение "У творчески
работающего педагога - творчески развитые ученики". Творчески работающий
педагог своими личностными качествами побуждает в воспитанниках
развитие творческой активности. Ребенок – не кувшин, который надо
наполнить, а лампа, которую надо зажечь. Следовательно, я должна не
наполнять ученика знаниями, а учить добывать их, использовать для
решения возникающих проблем. Поэтому сегодня, определяя главный вопрос
своей педагогической деятельности, я выбираю: «Как учить?».
Педагогическое творчество учителя, освобождаясь от шаблона, создает
интересные примеры нестандартных форм обучения. Именно работу в центрах
активности я считаю главным аспектом своей деятельности.
Цель статьи: раскрыть педагогическое творчество учителя через
развитие потенциальных возможностей каждого ребенка при работе в центрах
активности.
Педагогический труд не творческим не бывает, и быть не может, ибо
неповторимы дети, обстоятельства, личность самого учителя, и любое
педагогическое решение должно исходить из этих всегда нестандартных
факторов. Следовательно, педагогическая деятельность — процесс
постоянного творчества.
Творчество педагога - это поиск и нахождение новых коммуникативных
задач, новых средств мобилизации межличностного взаимодействия учащихся
на уроке, создание новых форм общения в групповой работе учащихся т.д
На уроках передо мной стоит цель: способствовать развитию потенциальных
возможностей каждого ребенка, воспитанию активного человека, способного
реализовать себя в жизни. Для решения этой цели я должна творчески
подойти к подготовке и проведению урока, чтобы ребенок был действительно
увлечен процессом обучения, активно включен в деятельность, имел выбор,
тогда он наилучшим образом развивается. С этой целью я использую работу
в центрах активности.
Уроки по центрам активности имеют личностно-ориентированную технологию -
задачи, темы и содержание, виды деятельности планируются и реализуются
исходя из реальных возможностей, интересов и потребностей, при
непосредственном активном участии детей и их родителей.
Принципы личностно-ориентированного подхода:
Принцип самоактуализации. В каждом ребенке существует
потребность в актуализации своих интеллектуальных, коммуникативных,
художественных и физических способностей. Важно побудить и поддержать
стремление учащихся к проявлению и развитию своих природных и социально
приобретенных возможностей.
Принцип индивидуальности. Создание условий для формирования
индивидуальности личности учащегося и педагога - это главная задача
образовательного учреждения.
Принцип субъектности. Индивидуальность присуща лишь тому
человеку, который реально обладает субъектными полномочиями и умело
использует их в построении деятельности, общения и отношений.
Принцип выбора. Педагогически целесообразно, чтобы учащийся
жил, учился и воспитывался в условиях постоянного выбора, обладал
субъектными полномочиями в выборе цели, содержания, форм и способов
организации учебно-воспитательного процесса и жизнедеятельности в классе
и школе.
Принцип творчества и успеха. Индивидуальная и коллективная
творческая деятельность позволяет определять и развивать индивидуальные
особенности учащегося и уникальность учебной группы.
Принцип доверия и поддержки. Важно обогатить арсенал
педагогической деятельности гуманистическими личностно-ориентированными
технологиями обучения и воспитания учащихся.
Технологию организации работы детей в центрах активности осуществляю по четырем главным принципам:
право выбора;
разноуровневые задания;
форма работы;
рефлексия.
Тщательно продуманная, созданная в процессе совместной деятельности
учителя, учащихся и родителей развивающая среда побуждает ребенка к
исследованию, проявлению инициативы и творчества. Для этого в классе
существует определенная организация развивающей среды.
Принципы формирования развивающей среды:
физическая и психологическая безопасность;
возрастная ориентированность;
доступность;
динамичность;
разноуровневость.
Все пространство класса поделено на Центры активности:
Центр русского языка и литературы;
Центр изобразительного творчества;
Центр драматизации;
Центр науки и природы;
Центр математики.
Каждый центр активности - это маленькая творческая лаборатория.
Виды центров активности могут изменяться в зависимости от потребностей
детей, продвижения в поставленных педагогами образовательных задачах.
Цель организации центров: создание комфортных, благоприятных
условий для развития ребенка в самостоятельной и совместной
деятельности, обеспечивающей разные виды его активности (умственную,
физическую, игровую, исследовательскую, творческую)
Три принципа, на которых должна строиться работа в группе в центре активности:
Свобода;
Самостоятельность;
Совместная деятельность;
Эти "три принципа" хороши в том случае, если объединены темой и целями урока. Компетентностный подход к работе в центрах активности:
Умение общаться; Умение договориться; Отстоять свое мнение; Согласиться
с мнением товарища; Сделать правильный выбор и нести за него
ответственность.
Выбор центра - за детьми. Выбор может быть закрытым. После презентации
центров, представленных на уроке, детям предлагают выбрать какие-либо
карточки и перейти в тот центр активности, на котором есть такой же
значок. Выбор может быть открытым. Это когда после презентации центров
дети осознанно идут работать в тот или иной центр. Наличие в центрах
активности материалов разного уровня сложности позволяет перейти от
обычной структуры урока к развивающей системе обучения.
При работе в центрах активности предлагаются разноуровневого задания, с
разными видами деятельности в центрах, созданных по интересам детей, и
соответствующих задачам урока.Мною был проведен урок русского языка в 4
классе по теме "Повторение изученного об имени прилагательном и имени существительном". Представлю отрывок урока.
На уроке открыты следующие центры активности:
Центр "Народная песня" (задания для аудиалов: прослушайте предложенную песню, выпишите словосочетания сущ. + прил., определите род, число, падеж)
Центр "Народные костюмы" ( задания для кинестетиков:
рассмотри куклы и обереги, описывая куклы, придумай словосочетания сущ. +
прил. с предложенными сущ. и предлогами, определи род, число, падеж).
Центр "Русские народные сказки" (задание для визуалов:
выберите книгу с русскими народными сказками, выпишите словосочетания
сущ. + прил., определи род, число, падеж)
Центр "Загадки" (задание для визуалов: выберите карточки
или книги с загадками, выпишите словосочетания сущ. + прил., определи
род, число, падеж)
Эту работу ребята могут выполнять по дополнительному материалу, а могут
выбрать работу по учебнику, по предложенным упражнениям. На карточке
отмечайте уровень сложности вашей работы в данном центре. Зеленым
цветом, значит, легко справился с работой, красным цветом, значит,
испытывал затруднения при выполнении работы. В каждом центре представлен
план работы.
Задача учителя подготовить "стартовую" среду в центрах – материалы
(разноуровневые задания), рабочие места, а также умело рассказать,
"презентовать" детям то, что их ждёт в разных центрах активности.
Центры активности могут быть статичными и подвижными в зависимости от
темы урока, цели его и задач. Статичные центры активности применяются
при групповой работе.
На протяжении урока с подвижными центрами, ребенок, переходя из одного
центра активности в другой, имеет возможность выбирать разноуровневые
задания и форму работы по предложенным темам. Подвижные центры
активности применяются при работе в парах сменного состава и
индивидуальной работе. По окончанию работы в центрах проводится
рефлексия и отслеживается мотивация.
Дети, которым предоставляется возможность выбирать вид деятельности,
учатся сознательно делать выбор и реализовывать свои интересы и
способности. Для этого необходим творческий подход учителя во время
подготовки и проведения урока по центрам активности.
На своих уроках, особенно в первом классе, я поощряю непосредственное
присутствие членов семьи ребенка в центре активности, активное участие в
оценивании и прогнозировании его развития, в планировании и
осуществлении развивающего обучения и готовлю для них специальные
"задания".
Реальное присутствие и участие семьи в центрах активности оказывает:
психологическую поддержку ребенку;
психоэмоциональную поддержку матери (ощущение покоя, уверенности за ребенка);
приобщает членов семьи ребенка к ценностям личностно-ориентированного образования;
дает родителям реальное представление о характере взаимодействия ребенка со сверстниками во время общих дел;
дает родителям представление об уровне развития через наблюдение ребенка в деятельности на фоне других детей класса;
дает ребенку право гордиться своими близкими (это моя мама занималась сегодня с ребятами);
дает учителю разностороннюю информацию о характере взаимоотношений ребенка с близкими, о стилях общения;
дает возможность конструктивного разговора о достижениях,
проблемах ребенка, возможность регулярного обсуждения с родителями
динамики и тенденций его развития;
дает возможность преемственного продолжения работы с ребенком в
домашних условиях, обеспечивает содержательную и организационную
преемственность (родители понимают, что и как можно сделать с ребенком
дома);
дает возможность участия родителей в классных делах и занятиях.
Подводя итоги, можно сказать, что уроки уроки по центрам активности
имеют личностно-ориентированную технологию - задачи, темы и содержание,
виды деятельности планируются и реализуются исходя из реальных
возможностей, интересов и потребностей, при непосредственном активном
участии детей и их родителей.