Преимущества и необходимость открытой модели обучения
Традиционное обучение, в соответствии с которым производится
искусственное разделение образования на воспитание и собственно
обучение, уже не в состоянии эффективно решать задачи современной
образовательной среды. Необходима новая концепция школьного обучения,
которая сможет обеспечить индивидуальную образовательную траекторию
каждого ученика при условии гарантированного достижения им
образовательного минимума. В связи с этим встает вопрос о разработке
открытой модели обучения, главным преимуществом которой является
возможность и способность к самоорганизации. Результаты такого
образования имеют как гарантированные, так и неопределенные, размытые
границы, допускающие присутствие творчества всех участников образования.
В современных условиях широкого применения компьютерной техники
появилась возможность эффективного использования электронных средств
для обеспечения открытости содержания обучения. Это не очень дорого,
доступно большинству ОУ и требует от участников образования только
умений простого пользователя. Информационные технологии могут
одновременно являться носителями учебного материала, средством обучения,
пространством деятельности, организационной формой обучения и полем
размещения результатов образования.
Интерактивный учебный комплекс
Благодаря информационным технологиям стало возможным создание
учебного комплекса нового типа, главное преимущество которого
заключается в интерактивности. Каждый школьник может принимать участие в
его составлении, привлекая такой учебный материал, который имеет для
него личностный смысл. Происходить это может через обсуждение на
интернет-форуме класса / школы. Что касается конкретных предметов,
например физики, то здесь есть большое поле деятельности для творчества
ученика. В курсе физики множество задач, связанных с числовой оценкой
конкретного физического явления. Практически каждая физическая модель
таких явлений имеет свои "плюсы" и "минусы".
А с дидактических позиций это прекрасная возможность потренироваться в
научном анализе конкретной ситуации. Кроме того, возможны
задачи-демонстрации, которые также допускают только качественное
объяснение, а значит, есть предмет для полемики. Если решенные задачи
размещать на электронных носителях, то получим действительно учебник, в
котором отражено реальное смысловое наполнение содержания учебного
материала участниками образования. Не представляет никакого труда
оформлять результаты такой учебной деятельности класса на специальном
сайте. Web-программирование в php, html или xml форматах вполне доступно
для школьников.
Интерактивные учебники-комплексы созданы в средней школе
информационного профиля при Новосибирском госуниверситете. Они состоят
из двух частей: постоянной и вариативной. Первая представляет собой
простое переложение страниц школьного учебника на электронные носители.
Вариативные блоки могут добавляться, заменяться, дополняться изучаемой
действительностью.
Наш учебный комплекс содержит результат деятельности учащихся
по осмыслению содержания образования. Все сведения, размещенные в нем,
имеют свой контекст, ориентированы на определенную субкультуру, отражают
личностные пристрастия к тем или иным событиям, что наполняет их
уникальным смыслом. Как правило, это выражено в перечне вопросов,
которые возникают у школьников во время самостоятельной работы над
заданиями; их собственные комментарии и споры по поводу проблемных
ситуаций; всевозможные контрпримеры; некоторые нестрогие аналогии и
исторические параллели, связь фактов биографии ученых с поступками
участников образования; шуточные истории и анекдотичные ситуации на
уроках. Все, из чего состоит наша повседневная жизнь и от чего
практически всегда уходит традиционное содержание образования.
Такой учебный комплекс противоречит традиционным представлениям
о дидактических средствах как о лишенных неточностей, вольностей и
прочей неопределенности. Но если не допускать вариативности вовсе, то
сразу возникает проблема реализации личностного обращения содержания
учебного материала, к которому ученик не "приложил руку", не выстрадал,
т. е. не включил собственный компонент (или контекст) в содержание
обучения.
Самоорганизация результатов обучения снимает проблему
отчуждения ученика от содержания образования. Включение в него
собственной составляющей учащихся реализуется нами через:
- различные способы решения учащимися нестандартных задач;
- вопросы, возникающие у школьников к своим товарищам в ходе
их выступления на уроке, и шутки по поводу нелепости некоторых из них;
- субъективный опыт школьников, житейские аналогии;
- реакцию на происходящие в школе события и отражение их в процессе обучения.
Результат такого сотворчества размещается на сайте класса и
таким образом наполняются страницы интерактивного учебного комплекса,
который создается под определенный ученический коллектив. Интерактивные
учебники являются штучным интеллектуальным продуктом определенного
учебного сообщества, для которого они имеют личностный смысл,
приобретают аффективную окраску, порождают специфические
эмоциональноценностные ориентиры и способы сотрудничества.
Так возникает и функционирует самоорганизующаяся
образовательная система. Каждый участник привносит или, по крайней мере,
имеет возможность привнести в содержание обучения свои эмоции, ценности
и смыслы, собственное творчество, все то, что создает пусть небольшой,
но уникальный культурный сегмент. В своей совокупности такие сегменты и
порождают "живое знание", которое является открытым, недосказанным,
неполным. Это уже "знание о знании", и строится оно на основе
проникновения науки, искусства в индивидуальную культуру участников
образовательного процесса.
В такой образовательной системе необходима открытая (не
стереотипная, без жесткой унификации) педагогическая позиция учителя,
который должен учитывать всю предысторию отношений участников
образования, социальный состав аудитории, принадлежность ее к
субкультуре, настроение ребенка и т. п. Благодаря высокой педагогической
культуре преподаватель строит открытую модель обучения, которая, в свою
очередь, вызывает у обучающихся стремление раскрыться продуктивному
диалогу и сотворчеству.
Традиционная система оценки успешности школьников
Еще один пример внутренней открытости модели обучения – оценка успешности школьников.
Традиционная система оценки является причиной большинства
школьных конфликтов. Это связано с тем, что по уровню успеваемости
оценивается успешность выполнения юношами и девушками их главной
социальной функции – ученика. Так будет, повидимому, и в дальнейшем,
если не произойдет каких-то значительных изменений в итоговой
аттестации, вступительных экзаменационных процедурах вузов, формах
отчетности образовательных учреждений и академическом контроле.
К тому же существующие системы имеют один общий недостаток –
это всегда внешнее оценивание, т. е. оценивание, осуществляемое
учителем, квалифицированным экспертом и т. п. Самооценка ученика
применяется, но она "не легитимна" и никак не используется при
оформлении официальных результатов.
Главный недостаток традиционного оценивания заключается в том,
что оно полностью сосредоточено на уровне сформированных ЗУНов и лишь
слегка касается творческих способностей ребенка, опять же через проверку
ЗУНов более высокого уровня сложности. В результате опыт осуществления
эмоционально-ценностных отношений оцениванию не подвергается вовсе.
А это один из равноправных компонентов базового определения содержания образования.
Нами были проведены исследования, которые подтвердили
недостаточность и неэффективность традиционной оценки деятельности
учащихся.
Исследование конфликтного поведения старшеклассников
Для исследования конфликтного поведения в школе
старшеклассников были составлены анкеты, в которых причины (и поводы)
конфликтов учащихся с педагогами классифицировались по трем основаниям:
- "общество" (социальный заказ на выполнение функций учащегося);
- "учитель" (отношение к педагогам со стороны учащихся);
- "ученик" (поведение подростков, обусловленное их личностными особенностями).
При анализе анкет учитывался фактор успеваемости учащихся и
гендерный аспект. Это позволило сгруппировать и упорядочить эмпирический
материал о наиболее распространенных, с точки зрения учащихся,
конфликтах.
В табл. 1 представлены конфликтогенные ситуации в школе, выявленные на основе ответов школьников.
Таблица 1
Наиболее распространенные причины конфликтов старшеклассников с учителями
Причины конфликтов
|
Фактор успеваемости
|
Гендерный аспект
|
Доля учащихся (%), успевающих на
|
"4" и "5"
|
"4"и "3"
|
"3" и "2"
|
Юноши (%)
|
Девушки (%)
|
1. Выполнение – невыполнение главной социальной функции (роли) учащегося
|
Пропуски занятий, опоздания
|
10,0
|
18,8
|
35,1
|
19,8
|
15,7
|
Мое поведение в школе
|
9,7
|
16,2
|
19,5
|
18,9
|
11,3
|
Моя успеваемость
|
2,5
|
10,3
|
29,3
|
11,0
|
8,6
|
2. Отношение к учителям, их профессиональным действиям и свойствам личности
|
Несправедливо ставят оценки
|
27,8
|
34,4
|
22,4
|
31,8
|
29,9
|
Скучные уроки
|
12,2
|
19,3
|
23,0
|
22,6
|
13,4
|
Мне не нравятся некоторые предметы
|
9,3
|
16,2
|
20,1
|
15,1
|
13,4
|
Непонятно объясняют материал
|
10,7
|
15,4
|
13,2
|
13,0
|
13,0
|
Несовременные взгляды учителей
|
8,3
|
10,2
|
8,0
|
12,6
|
7,0
|
3. Поведение учащихся, обусловленное особенностями их личности (собственным "Я"), защита круга друзей
|
Мой характер
|
10,2
|
10,8
|
19,5
|
13,6
|
10,1
|
Курение и другие вредные привычки
|
2,2
|
5,5
|
14,4
|
9,5
|
2,5
|
Мой внешний вид (прическа, одежда)
|
4,7
|
6,2
|
8,0
|
5,2
|
6,5
|
Несправедливость к моим друзьям
|
10,3
|
11,0
|
16,7
|
12,8
|
10,6
|
Конфликтов практически не бывает
|
58,0
|
40,2
|
25,3
|
37,5
|
50,3
|
Обращает внимание не только то, что на главную причину
конфликтности отношений "Моя успеваемость" указали многие "закоренелые"
троечники (29,3%), но и то, что в их среде в 10 раз больше конфликтующих
подростков, чем в кругу вполне благополучных школьников (2,5%).
Наиболее распространенная причина конфликтов школьников с учителями
– несправедливо выставленные, по мнению учащихся, оценки (в среднем на
эту причину указали 30,6% старшеклассников). И это не удивительно. Если
из-за плохой успеваемости педагоги предъявляют претензии чаще всего к
слабым учащимся, и их критика хоть и неприятна, но принимается как
обоснованная, то по поводу несправедливости в оценках негодуют не только
слабые (22,4%), но и сильные ученики (27,8%). К сожалению, часто
педагоги, плохо оценивая деятельность воспитанника на уроке,
распространяют эту оценку на него как человека и осуждают его личные
качества. Бывает так, что учащиеся даже не понимают причину конфликта,
но прекрасно помнят интонацию, выражение лица и другие способы выражения
учителем своего недовольства. Именно это вызывает у них обиду и
внутреннее несогласие с критикой.
Важную информацию дает гендерный аспект. Юноши
лидируют практически по всем причинам и поводам конфликтов; они
доставляют учителям больше беспокойства. О том, что "Конфликтов
практически не бывает", сообщили всего 37,5% мальчиков, среди девушек
неконфликтующих оказалось больше (50,3%).
Основные гендерные различия касаются группы причин, связанных с
выполнением учащимися своей социальной функции: у мальчиков чаще
возникают конфликты изза поведения в школе, пропусков занятий и
опозданий. Девочки опередили своих коллег только в одном случае – "Мой
внешний вид: прическа, одежда". Не исключено, что это более "женский",
чем "мужской" повод для разногласий, хотя внешний вид многих мальчиков
также вызывает вполне обоснованный протест со стороны учителей.
Таким образом, анализ типичных конфликтных ситуаций показал, что в их основе, как правило, лежит несоответствие
уровня успеваемости учащихся ролевым ожиданиям окружающих (учителей,
родителей) и нарушение подростками правил поведения, предъявляемых к ним
как к школьникам.
Новая модель оценки успешности учащихся
Для преодоления проблем традиционной системы оценивания нами
была разработана новая модель оценки успешности учащихся, которая
применялась при изучении физики. Для самостоятельного исследования
школьникам были предложены задачи-проекты повышенной сложности. Каждый
ученик готовил их решение постепенно в течение целого полугодия.
Несколько таких задач представлено в приложении.
За две недели до защиты проекта каждый ученик публиковал свое
решение на сайте класса, чтобы дать возможность потенциальным соперникам
подготовить вопросы. Стимулом для победы на конкурсе проектов был
"автомат", т. е. освобождение от итогового экзамена по физике с оценкой
"отлично". Его заслужить мог только один ученик, который выбирался всем
классом путем тайного голосования. Оно осуществлялось в т. ч. и через
sms-сообщения. Этот способ голосования особенно увлекал ребят,
воспринимавших его как модное и престижное мероприятие. Кроме самих
учеников в голосовании принимали участие приглашенные "официальные"
оппоненты из числа выпускников школы, поступивших в вузы. Сам
преподаватель тоже имел право голоса.
Чтобы убедиться в эффективности выбранной нами оценки
успешности ученика, мы провели анкетирование, с целью выяснить мотивацию
учащихся при голосовании за конкретного кандидата. Ученикам разрешалось
давать несколько вариантов ответов, которые им наиболее близки, и
оставлять анкету незаполненной. Результаты анкетирования приведены в
табл. 2.
Таблица 2
Мотивация учащихся при голосовании
Определяющие критерии при голосовании
|
Доля учащихся (%) с уровнем образовательной компетентности
|
высоким
|
средним
|
низким
|
Решенная задача была очень трудной, поэтому я голосовал за соискателя
|
40
|
30
|
20
|
Мне понравилась манера общения соискателя, его способность умело уходить от "нападок"
|
20
|
25
|
30
|
Выступление соискателя было ярким и доходчивым. Это для меня было определяющим при голосовании
|
15
|
30
|
40
|
Отношения с конкретным соискателем дружеские, и я в любом случае проголосовал бы за него
|
8
|
8
|
15
|
Один из соискателей обещал мне вознаграждение
|
0
|
4
|
4
|
Мое голосование было протестным, т. е. я исходил из того, за кого я не хочу голосовать
|
4
|
0
|
0
|
Анализ результатов показал прямую связь между уровнем знаний
голосовавших и ориентацией их на существенные, определяющие критерии.
Всему классу стало понятно, что некомпетентный ученик не в состоянии
дать квалифицированную оценку выступлению своего товарища, поэтому
руководствуется чисто внешними признаками. Осмысление этого помогло
многим задуматься над своей позицией субъекта обучения.
Расстановка сил в пользу того или иного кандидата складывалась в
течение всей подготовки учениками своих проектных заданий. По
наблюдению преподавателя, наличие конструктивной конкуренции приводило к
оздоровлению отношений между участниками образовательного процесса. К
числу позитивных результатов мы отнесли:
- получение новой информации о сопернике, а также диагностику его возможностей;
- создание и сплочение малых групп для противоборства с конкурентами;
- стимулирование к саморазвитию;
- снятие синдрома покорности перед "высшей инстанцией", имеющей все права для выставления оценки;
- возможность представления своей независимой позиции;
- развитие культуры ведения полемики.
Возможные негативные последствия новой модели оценки успешности учащихся и меры по их предупреждению
Однако были и негативные результаты, поэтому принимать на веру
полезность подобной модели мониторинга и механически переносить ее в
собственную практику не стоит. Противоборства, даже интеллектуальные,
иногда наносят психологическую травму и могут иметь драматичные
последствия. Если ребята не подготовлены к такому взаимодействию, то
может произойти:
- общее снижение дисциплины;
- ухудшение социальнопсихологического климата в классе:
возникает представление о "хороших" и "плохих", "своих" и "чужих", о
побежденных и победителях как о врагах;
- уменьшение степени сотрудничества между школьниками и
преподавателями, когда доверительное отношение и взаимоуважение
снижаются, а эмоциональное напряжение чувствуется довольно долго.
Чтобы этого избежать, необходима основательная подготовительная
работа с классом. Правила должны быть понятными, а последствия не
"трагичными" и обратимыми, т. е. допускающими профессиональную
корректировку учителя. А главное – обязательное обсуждение результатов с
целью снятия конфликтной ситуации, которая может ощущаться учениками
довольно долго.
При голосовании мы работали, по сути, с самой простой –
двоичной – знаковой системой: "да", "нет". Бюллетенем для голосования
каждый ученик отдавал свой голос за конкретного кандидата – участника
конкурса. Но заветный "автомат" достался только одному лидеру,
получившему большинство голосов.
Понятно, что окончательный результат связан со многими явными и
латентными отношениями между участниками образования, которые следует
понимать и не удивляться неожиданным итогам. Такова особенность всех открытых систем.
Это был один из первых опытов, позволивший школьникам осознать
ответственность за принятые решения, осмыслить многофакторность
окончательного вердикта, его неопределенность. Данный опыт помог нам
реально осмыслить гуманитарный по своей природе процесс образования,
понять роль и ответственность каждого за конечный результат.
ЗАДАЧИ-ПРОЕКТЫ ПО ФИЗИКЕ
для самостоятельного исследования учащимися
Приложение
Задача 1
Найти сопротивление растеканию электрического тока между
цилиндрами радиусами а, помещенными параллельно друг другу в среду с
проводимостью s. Расстояние между центрами проводников b много больше а.
Длина проводника L много больше b.
Ответ: R=[ln((ba)/a)]/[2psL]
Задача 2
Найдите силу притяжения заряда е, находящегося на расстоянии b от центра изолированной металлической сферы радиусом а; b>а.
Ответ: F=ke2(a/b)[]
Задача 3
Из угла комнаты выбегает мышь со скоростью U, направленной
вдоль стены. В другом углу, находящемся на расстоянии Н от стартового
положения мыши, притаилась кошка, которая тут же бросилась догонять мышь
со скоростью V, направленной всегда строго на объект преследования.
Через какое время кошка приступит к своему завтраку?
Ответ: T= V
Задача 4
По гладкой горизонтальной поверхности стола скользит мешок
массой m1, связанный жесткой невесомой веревкой с мешком массой m2.
Веревка, соединяющая мешки, проходит через небольшое отверстие в центре
стола. Длина веревки L, высота стола Н, причем Н<L. На какую высоту h
поднимется мешок m2 после удара об пол, если в начальный момент вся
веревка лежала на столе, а мешки не двигались?
Ответ: h=H(m1/(m1+m2))2
Задача 5
Два человека находятся на разных платформах, которые
движутся относительно друг друга со скоростью V. Они наблюдают за
бревном, которое тянут по шероховатой горизонтальной поверхности.
Совпадают ли полученные этими людьми значения: а) кинетической энергии
бревна; б) полной работы, совершаемой над телом; в) механической
энергии, перешедшей в тепловую изза наличия трения? Не противоречит ли
ответ на вопрос "в" ответам на вопросы "а" и "б"?
Задача 6
Встаньте у края открытой двери так, чтобы этого никто не
видел. Ноги поставьте по обе стороны двери, живот не выпячивайте, а
слегка прикоснитесь им к двери. Кончиком носа также дотроньтесь до края
двери. Попытайтесь стать на цыпочки, не отрывая от двери ни носа, ни
живота. Ну как, получилось?
Задача 7
Объясните принцип действия "подушки безопасности" в
автомобиле. Почему она уменьшает возможность получения травмы, хотя
импульс человека все равно меняется от начального до нулевого?
Задача 8
Какой вариант столкновения автомобилей более опасный для
пассажиров: когда автомобили разлетаются в разные стороны или когда они,
сцепившись, продолжают свое движение? |