Уровень воспитанности обучающихся – это степень
сформированности (в соответствии с возрастом) важнейших качеств их
личности. Каждый показатель воспитанности оценивается по шкале: высокий,
хороший, средний, низкий уровень сформированности. При этом если хотя
бы одна составляющая поведения ученика получила резко отрицательную
оценку, как не соответствующая нормам нравственности и поведения в
обществе, то общая оценка воспитанности будет низкой.
Если какое-то качество затрудняются оценить родители или учитель, то оценка не ставится.
Диагностика уровня воспитанности школьников
Анкета для учащихся 6–9-х классов
Инструкция: оцените степень выраженности качеств личности обучающегося по 5-балльной шкале, где:
- 5 – качество личности присутствует у обучающегося всегда;
- 4 – часто;
- 3 – иногда;
- 2 – редко;
- 1 – никогда.
Качества личности
|
Самооценка
|
Оценка родителей
|
Оценка одноклассников (2–3 чел.)
|
Оценка учителей (2–3 чел.)
|
Итоговая оценка
|
I. Интеллектуальный уровень
|
Эрудиция (начитанность, глубокие познания в какой-либо области науки)
|
|
|
|
|
|
Культура речи
|
|
|
|
|
|
Аргументированность суждений
|
|
|
|
|
|
Сообразительность
|
|
|
|
|
|
Использование дополнительных источников
|
|
|
|
|
|
II. Прилежание (отношение к учебе)
|
Старательность и добросовестность, регулярность и систематичность занятий
|
|
|
|
|
|
Самостоятельность
|
|
|
|
|
|
Внимательность
|
|
|
|
|
|
Взаимопомощь
|
|
|
|
|
|
III. Трудолюбие (отношение к труду)
|
Организованность и сообразительность
|
|
|
|
|
|
Бережливость
|
|
|
|
|
|
Привычка к самообслуживанию
|
|
|
|
|
|
Следование правилам безопасности в работе
|
|
|
|
|
|
Эстетика труда
|
|
|
|
|
|
IV. Я и природа
|
Бережное отношение к земле
|
|
|
|
|
|
Бережное отношение к растениям
|
|
|
|
|
|
Бережное отношение к животным
|
|
|
|
|
|
Стремление сохранять природу в повседневной жизнедеятельности и труде
|
|
|
|
|
|
Помощь природе
|
|
|
|
|
|
V. Я и общество (отношение к общественным нормам и законам)
|
Выполнение правил для учащихся
|
|
|
|
|
|
Выполнение правил внутреннего распорядка
|
|
|
|
|
|
Следование нормам и правилам человеческого общежития
|
|
|
|
|
|
Милосердие как противоположность жестокости
|
|
|
|
|
|
Участие в жизни класса и школы
|
|
|
|
|
|
VI. Эстетический вкус (отношение к прекрасному)
|
Аккуратность (опрятность)
|
|
|
|
|
|
Культурные привычки
|
|
|
|
|
|
Внесение эстетики в повседневную жизнь
|
|
|
|
|
|
Умение находить прекрасное в жизни
|
|
|
|
|
|
Посещение культурных центров
|
|
|
|
|
|
VII. Я (отношение к себе)
|
Управление собой, своим поведением
|
|
|
|
|
|
Умение организовать свое время
|
|
|
|
|
|
Соблюдение правил личной гигиены
|
|
|
|
|
|
Забота о здоровье, отсутствие вредных привычек
|
|
|
|
|
|
Диагностика уровня воспитанности школьников
Анкета для учащихся 10–11-х классов
Инструкция: оцените степень выраженности качеств личности обучающегося по 5-балльной шкале, где:
- 5 – качество личности присутствует у обучающегося всегда;
- 4 – часто;
- 3 – иногда;
- 2 – редко;
- 1 – никогда.
Качества личности
|
Самооценка
|
Оценка родителей
|
Оценка одноклассников (2–3 чел.)
|
Оценка учителей (2–3 чел.)
|
Итоговые оценки
|
I. Интеллектуальный уровень
|
|
Эрудиция
|
|
|
|
|
|
Культура речи
|
|
|
|
|
|
Логика мышления
|
|
|
|
|
|
Самостоятельность и творчество
|
|
|
|
|
|
Использование дополнительных источников
|
|
|
|
|
|
II. Нравственная позиция
|
|
Понимание взаимосвязи развития человека, общества и природы
|
|
|
|
|
|
Осознание роли человека в преобразовании окружающей среды
|
|
|
|
|
|
Потребность и умение отстаивать свои взгляды
|
|
|
|
|
|
Ответственное отношение к учению
|
|
|
|
|
|
Трудолюбие
|
|
|
|
|
|
Осознание прав и обязанностей человека в обществе
|
|
|
|
|
|
Уважение, бережное отношение к истории своего народа
|
|
|
|
|
|
Потребность в служении отечеству и народу
|
|
|
|
|
|
Готовность к сознательному выбору профессии
|
|
|
|
|
|
Понимание значения духовно-нравственных ценностей в жизни человека
|
|
|
|
|
|
Понимание сознательной дисциплины как нормы: самоконтроль
|
|
|
|
|
|
Понимание взаимосвязи внутренней и внешней культуры человека
|
|
|
|
|
|
Осознание активной роли личности
в становлении характера и чувства собственного достоинства
|
|
|
|
|
|
Неприятие безнравственного поведения
|
|
|
|
|
|
Внесение эстетики в жизнедеятельность
|
|
|
|
|
|
Сознательное отношение к укреплению своего здоровья
|
|
|
|
|
|
Отрицательное отношение к вредным привычкам
|
|
|
|
|
|
Самооценка учащегося, оценки родителей, одноклассников,
учителей суммируются, выводится итоговый балл по каждому качеству
личности ученика и вписывается в последнюю колонку таблицы. Из этих
баллов выводится средний балл по каждому качеству личности ребенка. В
результате каждый ученик 6–9-х классов имеет 7 оценок. А учащийся
10–11-х классов – 2 оценки. А уже из них складывается средний балл,
который и является условным определением уровня воспитанности каждого
отдельного ребенка.
Результаты диагностики:
- от 5 до 4,5 баллов – высокий уровень воспитанности обучающихся;
- от 4,4 до 4 – хороший уровень;
- от 3,9 до 2,9 – средний уровень;
- от 2,8 до 2 – низкий уровень.
Отслеживание динамики учебных достижений
Для отслеживания динамики учебных достижений учащихся можно использовать Индивидуальный график продвижения в учении.
Все оценки, полученные за неделю по всем предметам,
суммируются, и выводится общий балл. С помощью графика можно увидеть –
улучшилась или ухудшилась общая успеваемость учащегося за определенный
период (например, неделю).
Индивидуальный график продвижения в учении
График поможет отследить даже небольшое падение успеваемости, которое пока не заметно в общей массе оценок.
Вести подсчет можно также и отдельно по предметам. |