Результат деятельности социального педагога во многом зависит от
эффективной организации работы. Это и ведение документации, и
отчетность, и кадровые ресурсы и многое другое. Следует отметить, что
деятельность данных специалистов не всегда можно оценить с помощью
количественных показателей, должна присутствовать и качественная оценка,
ресурсом которой может выступать портфолио.
Портфолио - это набор материалов, предназначенных для оценки уровня
профессионализма (компетентности) специалиста, демонстрирующих его
умение решать профессиональные задачи, выбирать стратегию и тактику
деятельности и профессионального поведения. В портфолио социальный
педагог фиксирует, накапливает и оценивает индивидуальные достижения за
определенный период времени в разнообразных видах деятельности.
Структура портфолио
Титульный лист
- Титульный лист должен содержать:
- Ф. И. О. специалиста;
- полное название образовательного учреждения (далее - ОУ), в котором работает педагог;
- профессиональное образование;
- стаж работы в данном ОУ;
- имеющиеся награды, звания, квалификацию;
- указание периода, за который представлены документы и материалы (за 3 последних года);
- телефон: контактный, рабочий;
- E-mail;
- личную подпись.
Раздел 1. Официальные документы
К официальным документам относятся:
- сертифицированные документы специалиста, подтверждающие его
индивидуальные достижения (номер документа, название, содержание, кем
выдан, когда выдан);
- дипломы лауреатов и участников конкурсов, сертификаты участия в научно-практических конференциях;
- грамоты, благодарственные письма;
- гранты (документы о получении) и т. д.
Перечень документов заверяется подписью руководителя и печатью ОУ. Можно приложить копии документов.
Раздел 2. Данные о повышении квалификации и о профессиональной подготовке
Данные о систематичности повышения квалификации заносятся в табл. 1.
Таблица 1
№
|
Форма повышения квалификации (образовательные курсы, семинары и т. д.), наименование программы повышения квалификации (тема)
|
Сроки и место прохождения обучения
|
Кол-во часов и вид документа о повышении квалификации, номер, дата выдачи
|
|
|
|
|
Раздел 3. Работа социального педагога по обобщению и распространению собственного педагогического опыта
3.1. Сведения о публикациях, методических разработках заносятся в табл. 2.
Таблица 2
№
|
Ф. И. О. автора (авторов) публикации
|
Наименование публикации
|
Вид (статья, тезисы, учебно-методическое пособие и т. д.)
|
Выходные данные(издательство, год издания)
|
Объем (кол-во страниц, печатных листов)
|
|
|
|
|
|
|
3.2. Участие в научно-практических конференциях муниципального, регионального уровня отражается в табл. 3.
Таблица 3
Ф. И. О. участника
|
Название конференции, семинара, место и время проведения
|
Форма участия в научно-практических конференциях
|
Выступление на секции (тематика)
|
Проведение мастер-класса и др. (тема)
|
Публикация статьи (тезисов): название, выходные данные сборника конференции
|
|
|
|
|
|
По пп. 3.1, 3.2 - прилагаются копии соответствующих материалов и документов (статей, сертификатов участия и др.).
3.3. Участие в проведении мастер-классов, методических семинаров, круглых столов, стажировок молодых специалистов, а также:
- проведение семинаров, практических занятий, мастер-класса на базе своего ОУ для слушателей курсов повышения квалификации;
- работа в ОУ, являющемся учебно-методической, инновационной, опытно-экспериментальной площадкой;
- руководство учебной практикой студентов-психологов (социальных педагогов);
- разработка методических рекомендаций для педагогов, родителей, обучающихся;
- другие формы учебно-методической, научно-методической работы в ОУ.
Раздел 4. Профессиональные задачи, решаемые специалистом по социально-педагогическому сопровождению обучающихся в ОУ
Раздел оформляется по материалам годовых
планов и отчетов о работе, рабочей документации специалиста по основным
направлениям деятельности.
Годовые планы и отчеты о работе также могут прилагаться к данному разделу.
В раздел включаются подтверждающие документы за межаттестационный период социального педагога (не менее 3 лет):
- статистические справки, перечень используемых программ социального педагога;
- распорядительные документы школы, свидетельствующие об участии
социального педагога в работе по социально-психологической адаптации
обучающихся, данные мониторинга по их использованию.
Вышеперечисленные документы должны быть заверены руководителем ОУ.
Раздел 5. Реализация развивающих (профилактических программ) в работе с обучающимися (педагогами, родителями)
Представляется краткая информация (аннотация) о реализуемых социальным педагогом программах (табл. 4).
Таблица 4
№
|
Название программы, реализуемой социальным педагогом, ее выходные данные (автор, издание)
|
Цель программы
|
Категория участников (на кого рассчитана)
|
Продолжительность (кол-во занятий, часов)
|
|
|
|
|
|
Если реализуемая программа разработана
(адаптирована) социальным педагогом на основании какой-либо программы из
учебно-методических пособий, то об этом делается соответствующий
комментарий.
Раздел 6. Анализ эффективности работы специалиста
В данном разделе отражается динамика
результативности социально-педагогического сопровождения, выявленная по
итогам мониторинга эффективности решения профессиональных задач.
Оценка социальным педагогом эффективности
решения актуальных задач социально-педагогического сопровождения может
рассматриваться как значимый показатель его профессиональной
компетентности. По каждой из задач, реально решаемых в ОУ, выделяются
количественные показатели (по диагностике; количеству детей, охваченных
различными формами социально-педагогической помощи).
Рекомендуемый вариант "Схемы оценки
эффективности профессиональной деятельности социального педагога" по
решению основных задач сопровождения
Основные задачи сопровождения (выделяются социальным педагогом)
|
Охват различными формами диагностики, профилактической работы
|
Кол-во запросов к социальному педагогу по решению задачи
|
Кол-во детей, охваченных диагностикой по проблемным социальным ситуациям
|
Кол-во детей, охваченных формами социально-психологической помощи
|
Уровень динамики: кол-во детей с позитивной динамикой по проблеме (показатель в %)
|
От педагогов
|
От родителей
|
Защита основных
социальных прав семей с различными формами неблагополучия, семей,
находящихся в сложной жизненной ситуации (реализация посреднической
функции, программ социально-правовой помощи)
|
|
|
|
|
|
Ранняя профилактика и коррекция семейного неблагополучия, неблагоприятной социализации детей в семье
|
|
|
|
|
|
Социально-педагогическая поддержка семей с опекаемыми и приемными детьми
|
|
|
|
|
|
Социально-педагогическая помощь детям с признаками социального неблагополучия
|
|
|
|
|
|
Защита основных социальных прав ребенка и семьи
|
|
|
|
|
|
Социально-педагогическая помощь в профессиональной ориентации учащихся
|
|
|
|
|
|
Другие задачи
|
|
|
|
|
|
Раздел 7. Анализ удовлетворенности деятельностью социального педагога в ОУ
В данный раздел включаются результаты
анкетирования участников образовательного процесса (педагогов,
родителей, обучающихся/воспитанников).
Статистические данные по оценке
удовлетворенности могут сопровождаться диаграммами, графиками. Также
целесообразно включить качественный анализ данных мониторинга.