На современном этапе развития образования мониторинговая деятельность -
необходимое условие успешного функционирования образовательной
организации (далее - ОО), т. к. качество обеспечиваемого образования
определяется в первую очередь способностью ОО получить информацию о
состоянии педагогической системы школы и спрогнозировать ее развитие. В
соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об
образовании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "Об
образовании в Российской Федерации") в школе должна быть сформирована
внутренняя система оценки качества образования (далее - ВСОКО), целью
которой является непрерывное, научно обоснованное,
диагностико-прогностическое отслеживание динамики качества
образовательных услуг. Инструментом отслеживания результативности и
прогнозирования деятельности ОО как раз и являются мониторинговые
исследования.
Исследования в ОО проводились и ранее, но носили эпизодический характер
и служили скорее дополнительной информацией для администрации, чем
базой для формирования стратегии развития ОО. К сожалению, такое
отношение к мониторинговой деятельности нередко и сейчас, что,
несомненно, затормаживает развитие управленческой системы в образовании,
поскольку эффективность принимаемых руководством решений продолжает
зачастую базироваться на интуитивном восприятии ситуации и не
подкрепляется исследованиями, которые могли бы снизить степень риска
неверных решений и избавить от необходимости исправлять ошибки.
Статья 28 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации"
Статья 28. Компетенция, права, обязанности и ответственность образовательной организации. <.. >
3. К компетенции образовательной организации в установленной сфере
деятельности относятся: <...> 13) проведение самообследования,
обеспечение функционирования внутренней системы оценки качества
образования; <.>
В развитых странах мониторинговые исследования являются частью
системы работы ОО; в школах имеются службы мониторинга и маркетинга,
которые определяют объекты мониторинга, устанавливают сроки и
процедуру мониторинговых исследований, разрабатывают мониторинговые
карты.
Так, например, во Франции (г. Ницца) в школах ежемесячно проводят
опросы учащихся на предмет установления степени удовлетворенности
образовательным процессом. Вопросов в таких мониторингах от 10 до 15,
они варьируются в зависимости от месяца и конкретной цели исследования.
На основе полученных результатов администрация ОО принимает решения
подчас довольно жесткие (вплоть до смены преподавателя в классе или
расторжения трудового договора с сотрудником).
Вот некоторые варианты вопросов, предлагаемых французским школьникам:
1. Сколько лет ты учишься в этой группе (классе)?
2. Где учился до этого?
3. Какие предметы были любимыми до перехода (до школы)?
4. Какие предметы были любимыми в прошлом сезоне?
5. Что изменилось сейчас?
6. Какой предмет самый нелюбимый?
7. Это связано с личностью преподавателя или это предмет не твоего профиля?
8. Тебе нравится манера преподавания твоего нелюбимого предмета?
9. Преподаватель объясняет понятно или ты выходишь из кабинета с непониманием?
10. Тебе хочется делать домашнее задание по этому предмету?
11. Почему тебе хочется (не хочется) делать задание по этому предмету (по каждому предмету)?
12. Расположи предметы в порядке убывания твоего интереса к предмету.
13. Расположи предметы в порядке убывания интереса к учителю.
14. Самое отталкивающее в наименее интересном учителе?
15. Самое привлекательное в наиболее интересном учителе?
16. Есть ли шансы для наименее привлекательного стать наиболее привлекательным? Что для этого он должен сделать, что изменить?
17. Есть ли шансы у наиболее привлекательного учителя сдать свои позиции? Из-за чего?
18. У тебя есть выбор - три лучших учителя и три самых непривлекательных, сделай свой выбор.
19. Что бы ты изменил в манере преподавания самого привлекательного учителя?
20. Что бы ты изменил в манере преподавания самого непривлекательного учителя?
21. На какие уроки добавить часы?
22. С каких уроков снять часы, уменьшить количество?
23. Какие предметы вы обсуждаете после уроков с друзьями?
24. Кого вы будете помнить после школы, почему?
25. К кому вы можете обратиться за помощью?
26. К кому никогда не обратитесь?
Данный перечень не является постоянным, это - базовые вопросы. Как
видно из их формулировок, для принятия решения у администрации будут все
необходимые сведения.
Мониторинговая деятельность - неотъемлемая часть образовательного
процесса, т. к. позволяет получить объективные данные в отношении тех
вопросов, в которых каждый участник образовательного процесса имеет свое
субъективное мнение.
|