Каждому образовательному учреждению интересна и значима его оценка со
стороны, место, отводимое ему внешними потребителями. В связи с этим
возникает острая необходимость в способности, во-первых, самостоятельно и
объективно оценивать качество образования, предоставляемого учебным
заведением, а во-вторых, - управлять изменением этого качества. Решение
таких задач требует разработки модели внутришкольного мониторинга,
основанной на постоянном изучении социальных и профессиональных потребностей на образовательные и методические услуги.
Под внутришкольным мониторингом качества образования мы понимаем
вид деятельности по информационному обеспечению процесса управления
образовательным учреждением, основанной на систематическом,
стандартизированном изучении состояния основных процессов, условий и
результатов их осуществления.
Для администрации образовательного учреждения всегда важно иметь
оперативную, точную и объективную информацию о текущем состоянии
учебного процесса. Это позволяет своевременно осуществить методическую
поддержку учителей, вносить требуемые коррективы в учебно-воспитательный
процесс и, как следствие, приводит к повышению качества образования.
Каждый год в школе собирается некая статистическая информация разного
рода: начиная от отчета ОШ-1, заканчивая результатами ЕГЭ. Из года в год
поток информации увеличивается. Заместители руководителя, психологи,
социальные педагоги проводят различные исследования, анкетирования.
Собранная информация анализируется, доводится до сведения коллектива,
обсуждается на педагогических советах. На основе этих данных принимаются
соответствующие решения, вносятся изменения в план ВШК.
Создавая систему мониторинга в своей школе, нами изучался опыт других
школ, был проведен обзор и анализ литературы, учитывался практический
опыт, накопленный при работе коллектива нашей школы в 2008-2011 году в
составе городской экспериментальной площадки «Формирование модели оценки
качества общего образования в Москве». Все это постепенно формировало
свое представление о мониторинге, его роли, месте в педагогической,
управленческой деятельности как механизма слежения и контроля за
качеством образования.
В проектировании модели была использована идея сферного подхода, в
соответствии с которой структура школы как социальной организации
образует единство четырех сфер: материальной, организационной,
духовной, гуманитарной. Источник развития этих сфер - диалектическое
противоречие между ними, а высшая цель развития - гуманитарная сфера,
ученик, развитие способностей и удовлетворение потребностей которого
являются главной задачей развивающейся школы.
Так как мы рассматриваем мониторинг как механизм слежения и контроля за
качеством образования, то идею сферного подхода мы связали с
современной трактовкой понятия «качество образования», которое включает в
себя не только качество педагогической деятельности и ее результатов,
но и других видов деятельности, а также условий для их осуществления.
Таким образом, материальная сфера – это качество условий (ресурсов),
организационная и духовная сферы – качество образовательного процесса,
гуманитарная – качество результатов.
Такая модель мониторинга дает возможность наиболее полно выделить
основные процессы развития школы внутри каждой из четырех «сфер».
Мониторинг этих процессов и является важной составляющей деятельности
субъектов управления школой. Каждый из перечисленных объектов
представляет собой сложное педагогическое явление и делится на более
мелкие элементы.
Следующий шаг при выстраивании модели внутришкольного мониторинга нами
был сделан в сторону выбора и конструирования параметров для каждого из
трех элементов, отражающих положение дел по направлениям мониторинга.
Выбор параметров и критериев их оценки, на наш взгляд, является самым
важным звеном в системе работы руководства школы по управлению
качеством. При выборе мы основывались на следующих принципах:
Параметр должен существенно влиять на качество образования.
Исходная информация должна быть количественной, а не носить характер суждений.
Параметры, по возможности, должны опираться на стандартную статистическую отчетность.
Перейдем к описанию содержания трех основных составляющих нашей модели.
Качество условий (ресурсов). В понятие «ресурсы» мы включаем различные
факторы, влияющие на качество образовательного процесса. Наиболее
важными ресурсами школы, которые мы оцениваем, являются: кадровые,
материально-технические, информационно-методические,
финансово-экономические.
Кадровые ресурсы:
Педагогический стаж
Уровень образования
Квалификационная категория
Итоги аттестации
Повышение квалификации
Профессиональные достижения (конкурсы, самосовершенствование)
Текучесть кадров
Материально-технические ресурсы:
Обеспечение кабинетов средствами обучения, в том числе компьютерами
Обеспеченность учебно-методической литературой
Смотр кабинетов
Доступ в Интернет
Информационно-методические ресурсы:
Разработка авторских программ
Разработка методических и дидактических материалов
Из всех процессов, протекающих в школе, образовательный, на наш взгляд,
является ведущим, потому что несет в себе три функции: образовательную,
воспитательную и развивающую.
Анализ качества образовательного процесса осуществляется по следующим позициям:
Содержание образования:
Эффективность образовательных программ
Внедрение программ расширенного, углубленного изучения, авторских
Эффективность учебного плана
Уровень преемственности учебных программ
Организация профильного обучения
Индивидуальная работа с мотивированными детьми
Учебный процесс
Качество проведения уроков
Четкость выполнения учебного плана и программ
Дозировка домашнего задания
Охват обучающихся занятиями по выбору, факультативными занятиями
Уровень психологической комфортности
Уровень тревожности
Воспитательный процесс
Уровень воспитанности
Уровень здоровья и физической подготовки
Уровень общественной активности учащихся
Охват обучающихся дополнительным образованием
Качество основных результатов. Образовательные достижения обучающихся
представляют собой наиболее значимый объект оценки, ведь именно
выпускник и его результаты: предметные, надпредметные и личностные,
является главным продуктом производства школы. Причем эти результаты еще
не являются конечным показателем качества выпускника. Дальнейшая
востребованность, конкурентноспособность – вот те индикаторы, по которым
можно судить о качестве работы школы.
Предметные результаты
Процент обучающихся на 4 и 5 по ступеням обучения, по классам, по параллелям, по предметам
Все предметные и надпредметные результаты рассматриваются в динамике.
Личностные результаты
Уровень развития мотивации
Уровень умственного развития
Уровень социализации
Ценностные ориентации
Следует отметить, что представленный перечень параметров не является
исчерпывающим, закрытым. Параметры оценки находятся в движении и могут
меняться исходя из необходимости администрации школы узнать о состоянии
того или иного объекта. Также на текучесть параметров оказывают влияние
потребители образовательных услуг (обучающиеся, родители, социум). Так в
последнее время программа внутришкольного мониторинга была дополнена
блоком «Социальная эффективность», включающим:
Наличие конкурса при поступлении
Информационная открытость
Удовлетворенность родителей качеством образовательных услуг
Специально созданной службы мониторинга в нашей школе нет. Все
мониторинговые процедуры разделены между членами администрации. При
необходимости в постоянную группу добавляются другие представители школы
или родительской общественности. Виды мониторинга и состав постоянной
группы, проводящей его, представлены в таблице.
Соответствие видов мониторинга и ответственных за его проведение
Вид мониторинга
Кто проводит
Виды деятельности
Управленческий
Директор, заместитель директора по административно-хозяйственной деятельности, бухгалтер
Финансово-хозяйственная деятельность, кадровое обеспечение
Дидактический
Заместитель директора по учебной работе, председатели методических объединений
Учебная работа, учебный процесс,промежуточная и итоговая аттестация, учебный план, программы
Методический
Заместитель директора по методической работе, заместитель директора по учебной работе
Методическая и экспериментальная работа
Воспитательный
Заместитель директора по воспитательной работе, социальный педагог
Воспитательная работа
Психолого-педагогический
Психолог, классные руководители
Психологический климат
Медицинский
Социальный педагог, медицинский работник
Охрана здоровья
Как процесс, мониторинг представляет собой определенные этапы, последовательно сменяющие друг друга, нами выделены следующие:
1 этап – подготовительный (определение объекта мониторинга, формирование экспертных групп, разработка инструментария).
2 этап – информационный (сбор информации с помощью подобранных методик,
наблюдение, анкетирование, опросы устные и письменные, изучение
нормативных, инструктивных, методических и других вопросов).
3 этап – аналитический (обработка, систематизация полученной
информации, анализ результатов проведенной работы, оценка состояния
объекта мониторинга, сопоставление его с «нормативными показателями»,
установление причины отклонений на основе логического анализа).
4 этап – прогностический (оценка состояния объекта мониторинга с
помощью разнообразных диагностических приемов, прогнозирование
дальнейших тенденций и возможностей развития обследуемого объекта).
5 этап – коррекционный (разработка стратегии коррекционно-развивающей работы).
6 этап – итоговый (определение эффективности проведенной работы на основе логического анализа).
Этапы мониторинговых исследований расположены в определенной логической
последовательности, все элементы структурно и функционально связаны
между собой и представляют единый цикл мониторинга. Выпадение любого из
этих компонентов из системы, делает мониторинг малоэффективным и
некачественным.
Надо отметить, что этот цикл наполняется разным содержанием в каждом
конкретном случае, но алгоритм действий остается неизменным.
Проведение мониторинга оценки качества образования требует значительных
временных затрат. Но компьютеризация школы позволила администрации
перевести бумажную работу по обработке информации, оформлению и хранению
результатов в электронный вид. Благодаря использованию локальной сети
стало возможным систематизировать все информационные потоки в единой
форме и в одном месте.
Для повышения эффективности функционирования системы мониторинга
необходима автоматизация труда учителя и администрации образовательного
учреждения. Такую возможность предоставляет Московский регистр качества
образования (МРКО), участником которого является наша школа. Работа в
МРКО сразу упростила технологию мониторинга, так как данная
информационная система объединяет в себе информацию о качестве
образовательных услуг в образовательном учреждении и позволяет
оперативно влиять на внутреннюю аналитику образовательного учреждения,
одновременно внося рекомендации по изменению параметров качества
образования.
На уровне образовательного учреждения эта система позволяет:
проводить внутренний самоаудит образовательного учреждения на уровне класса, параллели, всего образовательного учреждения;
выявлять обучающихся, не осваивающих стандарт образования, а также
обучающихся, которых можно подтянуть по тем или иным предметам;
выявлять педагогов с большим количеством проблемных компонентов;
формировать и пополнять портфолио педагогического работника с учетом достижений работника и его обучающихся;
автоматически выявлять занижение или завышение итоговых оценок;
снизить нагрузку по формированию отчетности.
Образование на современном этапе нуждается в системе управления
качеством, которую должно иметь каждое образовательное учреждение. Такая
система невозможна без современной, комплексной системы оценки как
качества образования в целом, так и всех его составляющих в отдельности.
Его обеспечение требует формирования специализированных механизмов
управления качеством, одним из которых, несомненно, является мониторинг.
Мониторинг является важнейшим инструментом проверки и оценки
эффективности внедряемого содержания образования, используемых методик,
служит основой для обоснованных путей устранения недостатков
образовательного процесса в школе, является основой для принятия
эффективных управленческих решений.Разработанная модель внутришкольного
мониторинга качества образовательного процесса, раскрывающая взаимосвязь
между условиями, процессом и результатами мониторинговой деятельности,
может быть использована в качестве средства управления качеством
образования в любом образовательном учреждении.
Приложение
Циклограмма внутришкольного мониторинга в ГБОУ СОШ № 1254
Параметры
Методы, технологии
Ответственный
Дидактический мониторинг
Качество обученности Уровень успеваемости Количество отличников «Резерв»
По окончании каждого триместра В конце учебного года
Московский регистр качества образования
Заместитель директора по УВР (учебная работа)
Количество медалистов
В конце учебного года
Результаты административных контрольных работ
Октябрь Январь Май
Московский регистр качества образования
Результативность участия в олимпиадах, конкурсах и т. п.
Май
Портфолио ученика
Качество проведенных уроков
1 раз в триместр
Программа Г.И. Скворцовой
Поступление выпускников в вузы(специальности)
Сентябрь
Диаграммы
Развитие учебных кабинетов
Март
Оценочная таблица
Методический мониторинг
Уровень развития ИКТ – компетентности
Декабрь
Анкета
Заместитель директора по УВР (методическая и экспериментальная работа)
Профессиональные достижения педагогов
Апрель -май
Портфолио педагогоа
Удовлетворенность родителей качеством образовательных услуг
Апрель
Анкета МЦКО
Психолого-педагогический мониторинг
Уровень умственного развития обучающихся 7-8 классов