Роль учителя на уроке в последнее время стала заметно меняться, и это 
неизбежно. Традиционный урок "учитель говорит, ученики записывают, дома 
 изученный материал закрепляют" уже не соответствует общественным 
запросам, так как не формирует в учениках стремления к самостоятельному 
приобретению знаний и не развивает у них общеучебных компетентностей. 
 Многие учителя  пробуют разнообразить формы  самих уроков – уроки-исследования, уроки-путешествия, уроки – "мозговые штурмы"
 и т.д. Предлагаются и обсуждаются в среде педагогов такие формы 
домашних заданий, как: составить рассказ, написать сочинение, предложить
 творческий отчёт, составить кроссворд по заданной теме. Не менее 
распространённой формой задания сегодня стало приготовление презентации 
по изучаемой теме. Но… Развитие ИКТ и расширение возможностей 
использования Интернета, как учителями, так и учениками, поставило всех 
перед фактом – учителя часто задают то, что не трудно найти и скачать из
 Интернета. То есть,  творчество ученика сведено теперь только к замене 
титульного слайда (многие, не секрет, даже этим стараются себя не 
утруждать). Проверять каждую представленную презентацию - труд 
бесполезный. Вот и приходится искать новые интересные приёмы, способные 
заинтересовать ученика, а главное, вовлечь его в процесс обучения, 
сделать его соучастником в получении знаний. Превратить из объекта 
обучения в субъект, понимающий, чего он хочет достичь, знающий уровень 
своих возможностей и потребностей, умеющей добывать необходимую 
информацию из различных источников и транслировать её. 
 Интерес учеников к работе с  Интернетом можно использовать  и на уроке,
 и при выполнении домашнего задания. Именно последнее – выполнение 
домашнего задания с помощью Интернета, я и взяла на вооружение. Всем 
учителям знакомы ЦОР (ЦОР - цифровые образовательные ресурсы) и ЭОР (ЭОР
 – электронные образовательные ресурсы), их удобно использовать и при 
выполнении домашнего задания. Это, конечно, потребует от учителя более 
тщательной подготовки в выборе ресурсов, знание типов ресурсов и их 
классификацию. Можно использовать для выполнения домашних заданий все 
типы ЭОР: лекции, практические ресурсы, ресурсы-тренажеры, 
контрольно-измерительные материалы, электронные справочники и словари, 
рабочие тетради. 
 Электронные образовательные ресурсы дают возможность выполнять дома 
самостоятельно более разнообразные задания – решение упражнений и задач,
 выполнение опытов в виртуальной лаборатории, работа с тестом, проверка 
усвоения материала по теме. Материал можно давать с «эффектом 
опережения», особенно в классах профильного обучения, в которых ученики 
нацелены на получение более качественных знаний.  Тогда выполнение 
домашнего задания становится более интересным, удобным для ученика, так 
как работа выполняется в комфортном для него темпе, позволяет 
многократно, при необходимости, проработать материал. Можно ответить на 
вопросы теста, используя все имеющиеся источники. Благодаря наглядности,
 доступности, качественному звуковому сопровождению и визуализации всех 
этапов проведения практического задания, ученики с разным типом 
восприятия информации чувствуют себя уверенно, лучше запоминают и 
закрепляют полученные знания. 
  
 В таком домашнем задании я использую следующую технологическую схему: в
 профильном 11-ом классе ученики получают на уроке опережающее задание 
по новой теме. Новой многие темы по химии в 11-ом классе можно назвать 
условно, так как большинство из них изучались ранее в курсах химии с 8 
по 10 классы. Но материал уже частично подзабыт, часть материала 
значительно предполагается расширить, тем более в профильном классе. 
 Перед ними ставится проблема,  предлагаются сайты тех ЭОР, которые 
помогут решить данную проблемную ситуацию. Помогут, но не дадут сразу 
ответы на все вопросы, это главное. Чем интереснее и необычнее 
сформулирована проблема, тем вероятнее, что справиться с ней получится 
не у всех учащихся класса. Так чаще всего и бывает. Тогда на следующем 
уроке будет "взрыв" эмоций, споры между учащимися и с учителем, 
 фронтальное обсуждение. В сильном классе такое задание создаёт 
творческую, рабочую ситуацию совместного разрешения проблемы. Сначала 
высказываются те, у кого накопилось больше вопросов, чем ответов. С ними
 начинают спорить те, у кого ответы есть, но они должны попробовать 
своими ответами создать новые вопросы и так далее. На этом этапе роль 
учителя сводится к  роли посредника, который  владеет информацией и 
помогает учащимся выбрать из всего потока информации самое  важное, 
необходимое для дальнейшего практического использования. Знания, добытые
 самостоятельно и подтверждённые в споре запоминаются надолго, легко 
вспоминаются при работе с упражнениями на уроках, при решении заданий 
ЕГЭ. 
 Ещё один интересный приём – класс поделить на группы, перед каждой из 
них поставить задачи по разрешению данной проблемы, предложить ЭОР и 
ЦОР, раскрывающие данную проблему только с одной стороны. Тогда на 
следующем уроке у каждой группы будет готова часть информации по части 
данного материала. Группа посоветовавшись, решает, кто из группы 
учеников будет отчитываться о полученных результатах и перед классом 
раскрывает свою информацию. Из сообщений-отчётов каждой группы 
складывается "пазл" - полная информация по проблеме. Вся информация 
систематизируется и проверяется в ходе выполнения теста. Если тест - ЭОР
 и выполняется сообща каждой группой, то его проверка проходит мгновенно
 и не занимает много времени на уроке. Это даёт возможность каждому 
ученику получить оценку и сразу узнать её, что очень важно. Особенно для
 неуверенных в своих знаниях учеников. 
 Новое в данной технологии домашних заданий состоит в том, что с 
подготовленными учениками интереснее и эффективнее работать на уроке, 
отдача от такой формы домашнего задания выше, полученные знания 
закрепляются лучше. И в этом важнейшую роль играют ЭОР. 
 
 
	
	
	  |