Роль учителя на уроке в последнее время стала заметно меняться, и это
неизбежно. Традиционный урок "учитель говорит, ученики записывают, дома
изученный материал закрепляют" уже не соответствует общественным
запросам, так как не формирует в учениках стремления к самостоятельному
приобретению знаний и не развивает у них общеучебных компетентностей.
Многие учителя пробуют разнообразить формы самих уроков – уроки-исследования, уроки-путешествия, уроки – "мозговые штурмы"
и т.д. Предлагаются и обсуждаются в среде педагогов такие формы
домашних заданий, как: составить рассказ, написать сочинение, предложить
творческий отчёт, составить кроссворд по заданной теме. Не менее
распространённой формой задания сегодня стало приготовление презентации
по изучаемой теме. Но… Развитие ИКТ и расширение возможностей
использования Интернета, как учителями, так и учениками, поставило всех
перед фактом – учителя часто задают то, что не трудно найти и скачать из
Интернета. То есть, творчество ученика сведено теперь только к замене
титульного слайда (многие, не секрет, даже этим стараются себя не
утруждать). Проверять каждую представленную презентацию - труд
бесполезный. Вот и приходится искать новые интересные приёмы, способные
заинтересовать ученика, а главное, вовлечь его в процесс обучения,
сделать его соучастником в получении знаний. Превратить из объекта
обучения в субъект, понимающий, чего он хочет достичь, знающий уровень
своих возможностей и потребностей, умеющей добывать необходимую
информацию из различных источников и транслировать её.
Интерес учеников к работе с Интернетом можно использовать и на уроке,
и при выполнении домашнего задания. Именно последнее – выполнение
домашнего задания с помощью Интернета, я и взяла на вооружение. Всем
учителям знакомы ЦОР (ЦОР - цифровые образовательные ресурсы) и ЭОР (ЭОР
– электронные образовательные ресурсы), их удобно использовать и при
выполнении домашнего задания. Это, конечно, потребует от учителя более
тщательной подготовки в выборе ресурсов, знание типов ресурсов и их
классификацию. Можно использовать для выполнения домашних заданий все
типы ЭОР: лекции, практические ресурсы, ресурсы-тренажеры,
контрольно-измерительные материалы, электронные справочники и словари,
рабочие тетради.
Электронные образовательные ресурсы дают возможность выполнять дома
самостоятельно более разнообразные задания – решение упражнений и задач,
выполнение опытов в виртуальной лаборатории, работа с тестом, проверка
усвоения материала по теме. Материал можно давать с «эффектом
опережения», особенно в классах профильного обучения, в которых ученики
нацелены на получение более качественных знаний. Тогда выполнение
домашнего задания становится более интересным, удобным для ученика, так
как работа выполняется в комфортном для него темпе, позволяет
многократно, при необходимости, проработать материал. Можно ответить на
вопросы теста, используя все имеющиеся источники. Благодаря наглядности,
доступности, качественному звуковому сопровождению и визуализации всех
этапов проведения практического задания, ученики с разным типом
восприятия информации чувствуют себя уверенно, лучше запоминают и
закрепляют полученные знания.
В таком домашнем задании я использую следующую технологическую схему: в
профильном 11-ом классе ученики получают на уроке опережающее задание
по новой теме. Новой многие темы по химии в 11-ом классе можно назвать
условно, так как большинство из них изучались ранее в курсах химии с 8
по 10 классы. Но материал уже частично подзабыт, часть материала
значительно предполагается расширить, тем более в профильном классе.
Перед ними ставится проблема, предлагаются сайты тех ЭОР, которые
помогут решить данную проблемную ситуацию. Помогут, но не дадут сразу
ответы на все вопросы, это главное. Чем интереснее и необычнее
сформулирована проблема, тем вероятнее, что справиться с ней получится
не у всех учащихся класса. Так чаще всего и бывает. Тогда на следующем
уроке будет "взрыв" эмоций, споры между учащимися и с учителем,
фронтальное обсуждение. В сильном классе такое задание создаёт
творческую, рабочую ситуацию совместного разрешения проблемы. Сначала
высказываются те, у кого накопилось больше вопросов, чем ответов. С ними
начинают спорить те, у кого ответы есть, но они должны попробовать
своими ответами создать новые вопросы и так далее. На этом этапе роль
учителя сводится к роли посредника, который владеет информацией и
помогает учащимся выбрать из всего потока информации самое важное,
необходимое для дальнейшего практического использования. Знания, добытые
самостоятельно и подтверждённые в споре запоминаются надолго, легко
вспоминаются при работе с упражнениями на уроках, при решении заданий
ЕГЭ.
Ещё один интересный приём – класс поделить на группы, перед каждой из
них поставить задачи по разрешению данной проблемы, предложить ЭОР и
ЦОР, раскрывающие данную проблему только с одной стороны. Тогда на
следующем уроке у каждой группы будет готова часть информации по части
данного материала. Группа посоветовавшись, решает, кто из группы
учеников будет отчитываться о полученных результатах и перед классом
раскрывает свою информацию. Из сообщений-отчётов каждой группы
складывается "пазл" - полная информация по проблеме. Вся информация
систематизируется и проверяется в ходе выполнения теста. Если тест - ЭОР
и выполняется сообща каждой группой, то его проверка проходит мгновенно
и не занимает много времени на уроке. Это даёт возможность каждому
ученику получить оценку и сразу узнать её, что очень важно. Особенно для
неуверенных в своих знаниях учеников.
Новое в данной технологии домашних заданий состоит в том, что с
подготовленными учениками интереснее и эффективнее работать на уроке,
отдача от такой формы домашнего задания выше, полученные знания
закрепляются лучше. И в этом важнейшую роль играют ЭОР.
|