Четверг, 02.05.2024, 09:09                                                                    ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ    ПОРТАЛ
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

З  В  О  Н  О  К   НА   У  Р  О  К

Было бы желание - найдешь на сайте знания!

Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | 

НАГЛЯДНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ОФОРМЛЕНИЯ СТЕНДОВ  РАБОТА С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ
МЕНЮ САЙТА

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРА В ШКОЛЕ

ЕГЭ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

ВЕЛИКИЕ ПИСАТЕЛИ

ИЗУЧЕНИЕ ТВОРЧЕСТВА
   ГОГОЛЯ


50 КНИГ ИЗМЕНИВШИХ
   ЛИТЕРАТУРУ


ТРЕНИНГИ "ТВОРЧЕСКАЯ
   ЛАБОРАТОРИЯ УЧИТЕЛЯ
    ЛИТЕРАТУРЫ"


ТЕМАТИЧЕСКОЕ
   ОЦЕНИВАНИЕ ПО
   ЛИТЕРАТУРЕ В 11 КЛАССЕ


ОЛИМПИАДА ПО
   ЛИТЕРАТУРЕ. 10 КЛАСС


ЛИТЕРАТУРНЫЕ РЕБУСЫ
   ПО ТВОРЧЕСТВУ ПОЭТОВ
   СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА


ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ

ТЕМАТИЧЕСКИЕ КАРТОЧКИ
   ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


КАК УЧИТЬ АНГЛИЙСКИЕ
   СЛОВА ЭФФЕКТИВНО


АНГЛИЙСКИЕ ВРЕМЕНА В
   ТЕКСТАХ И УПРАЖНЕНИЯХ


РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ
   ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


200 АНГЛИЙСКИЙ ВЫРАЖЕНИЙ.
   ТЕХНИКА ЗАПОМИНАНИЯ


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ В
   ФОРМАТЕ ЕГЭ ПО
   АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ТИПОВЫЕ ВАРИАНТЫ
   ЗАДАНИЙ ЕГЭ ПО
   АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ГРАММАТИКА
   ИСПАНСКОГО ЯЗЫКА


ФРАНЦУЗСКИЙ ЯЗЫК

ФРАНЦУЗСКИЕ СЛОВА.
   ВИЗУАЛЬНОЕ
   ЗАПОМИНАНИЕ


ГРАММАТИКА
   ФРАНЦУЗСКОГО ЯЗЫКА


ВНУТРИШКОЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ
   ПО ФРАНЦУЗСКОМУ ЯЗЫКУ


ИСТОРИЯ В ШКОЛЕ

БИОЛОГИЯ В ШКОЛЕ

МАТЕМАТИКА В ШКОЛЕ

ФИЗИКА В ШКОЛЕ

ХИМИЯ В ШКОЛЕ

Категории раздела
АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ [93]
ДИАГНОСТИКА И МОНИТОРИНГ ПРОЦЕССА ВОСПИТАНИЯ В ШКОЛЕ [23]
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН "ОБ ОБРАЗОВАНИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ". 2013 год [111]

Статистика

Онлайн всего: 6
Гостей: 6
Пользователей: 0
Форма входа


Главная » 2012 » Июнь » 25 » Интерес и мотивация учения как фактор сохранности контингента обучающихся в системе дополнительного образования детей
13:26
Интерес и мотивация учения как фактор сохранности контингента обучающихся в системе дополнительного образования детей

Прежде всего, рассмотрим понятия "интерес” и "мотивацияи основные её виды, определим профессионально-педагогические качества педагога, педагогические способности, а также предметное содержание педагогической деятельности способствующие сохранности контингента обучающихся как в системе общего образования, так и в системе дополнительного образования детей.

Интерес – эмоциональное переживание познавательной потребности.

Интерес определятся "как следствие, как одно из интегральных проявлений сложных процессов мотивационной среды”

Важность создания условий возникновения интереса к педагогу, к учению и формирование самого интереса отмечалось многими исследователями.

На основе системного анализа С.М.Бондаренко были названы факторы, способствующие тому, чтобы учение было интересным для воспитанника.

Важнейшей предпосылкой создания интереса к учению является воспитание широких социальных мотивов деятельности, понимание её смысла, осознание важности изучаемых процессов для собственной деятельности.

Необходимое условие для создания у воспитанников интереса к содержанию обучения и к самой учебной деятельности – возможность проявить в учении умственную самостоятельность и инициативность. Чем активнее методы обучения, тем легче заинтересовать ими воспитанников.

Основное средство воспитания устойчивого интереса к учению – использование таких вопросов и заданий, решение которых требует от воспитанников активной поисковой деятельности.

Мотивация – важный компонент регуляции любой деятельности человека. Для подростка необходима учебная деятельность, как основа последующего успешного функционирования в обществе. Следовательно, необходимо развитие мотивации обучения.

Основой успешной учебной деятельности воспитанника является высокий уровень мотивации к данному виду деятельности.

Структура мотивации:

Существует 4 вида мотивации (по Додонову).

  1. Удовольствие от самой деятельности
  2. Значимость для личности непосредственно её результат
  3. Мотивирующая сила вознаграждения за деятельность
  4. Принуждающее давление на личность

Учебная мотивация определяется как частный вид мотивации, включённый в учебную деятельность.

  1. Мотивация определяется образовательным учреждением
  2. Организацией образовательного процесса
  3. Особенностями воспитанника (возраст, пол, способности, самооценка, взаимодействие с другими воспитанниками)
  4. Особенностями педагога (возраст, пол, педагогические способности)
  5. Специфика учебного предмета.

Остановимся на профессионально-педагогических качествах педагога.

К важным педагогическим качествам относятся:

  1. Педагогическая эрудиция.
  2. Педагогическое (практическое и теоретическое) мышление.
  3. Педагогическая наблюдательность.
  4. Педагогическая импровизация.
  5. Педагогический оптимизм.
  6. Педагогическая находчивость.
  7. Педагогическое предвидение.
  8. Педагогическая рефлексия.

Педагогические способности (по В.А. Крутецкому):

Дидактические способности – способность передавать учебный материал, делая его доступным для воспитанников. Преподносить им проблему ясно и понятно.

Вызывать интерес к предмету. Возбуждать у воспитанников активную самостоятельную мысль.

Академические способности – способности к соответствующей области наук (математике, истории и т.д.)

Перцептивные способности – способности проникать во внутренний мир воспитанника. Психологическая наблюдательность, связанная с тонким пониманием личности воспитанника и его временных психических состояний.

Речевые способности – способности ясно и чётко выражать свои мысли чувства с помощью речи, а также мимики и пантомимики. Речь способного педагога на занятиях всегда обращена к воспитанникам.

Организаторские способности – это способности организовать коллектив воспитанников, сплотить его, воодушевить на решение важных задач.

Способность правильно организовать свою педагогическую работу.

Авторитарные способности – способность непосредственного эмоционально-волевого влияния на воспитанников.

Коммуникативные способности – способности к общению с детьми, умение найти правильный подход к воспитанникам, установить с ними целесообразные с педагогической точки зрения, взаимоотношения, наличие педагогического такта.

Педагогическое воображение (прогностические способности) - способность предвидеть последствия своих действий в воспитательном проектировании личности воспитанника. Умение прогнозировать развитие тех или иных качеств воспитанника.

Способность к распределению внимания одновременно между несколькими видами деятельности имеет особое значение для работы педагога.

Предметное содержание педагогической деятельности.

Педагогическая деятельность определяется предметным содержанием, в которое включаются: мотивация, цели, предмет, средства, способы и результат.

Предметом педагогической деятельности является организация учебной деятельности воспитанников, направленной на освоение предметного социокультурного опыта как основы и условия развития.

Средствами педагогической деятельности являются научные (теоретические и эмпирические) знания, при помощи и на основе которых формируются знания воспитанников.

Способами передачи социокультурного опыта в педагогической деятельности являются объяснения показ (иллюстрация), совместная работа с воспитанниками по решению учебных задач, непосредственная практика воспитанников (лабораторная, пленеры), тренинги.

Продуктом педагогической деятельности является формируемый индивидуальный опыт воспитанника в совокупности нравственно-этических, эмоционально-смысловых, предметных выставках, конкурсах, олимпиадах.

II. Исследование мотивов учебной деятельности.

Исследование мотивов учебной деятельности на воспитанниках было проведено с помощью анкетирования.

В исследовании приняло участие 79 респондентов в возрасте от 9 до 17 лет.

Таблица 1. Методика "Мотивы учебной деятельности” (анкета)

  Мотивы учебной деятельности
1 Занимаюсь потому, что интересно
2 Занимаюсь потому, что заставляют родители
3 Занимаюсь потому, что хочу получать хорошие отметки
4 Занимаюсь потому, что подготовиться к будущей профессии
5 Занимаюсь потому, что в наше время учатся все, незнайкой быть нельзя
6 Занимаюсь потому, что завоевать авторитет у товарищей по учёбе
7 Занимаюсь потому, что нравится узнавать новое
8 Занимаюсь потому, что нравится педагог
9 Занимаюсь потому, что хочу избежать плохих отметок и неприятностей
10 Занимаюсь потому, что хочу больше знать
11 Занимаюсь потому, что люблю мыслить, думать, соображать
12 Занимаюсь потому, что быть первым учеником

Цель: выявить мотивы учебной деятельности воспитанников методом анкетирования.

Ход работы: педагог ставит перед воспитанником задачу: "Внимательно прочитай анкету и подчеркни те пункты, которые соответствуют твоим стремлениям и желаниям”

Таблица 2. Результаты анкеты

Место
вопроса
Степень значимости Респондентов %
I 1 Занимаюсь потому, что интересно 92
II 8 Занимаюсь потому, что нравится педагог 89,8
III 7 Занимаюсь потому, что нравится узнавать новое 62
IV 11 Занимаюсь потому, что люблю мыслить, думать, соображать 46,8
V 10 Занимаюсь потому, что хочу больше знать 44,3
VI 4 Занимаюсь потому, что подготовиться к будущей профессии 33
VII 5 Занимаюсь потому, что в наше время учатся все, незнайкой быть нельзя 21
VIII 3 Занимаюсь потому, что хочу получать хорошие отметки 17,8
IX 6 Занимаюсь потому, что завоевать авторитет у товарищей по учёбе 11,3
X 12, 9 Занимаюсь потому, что хочу избежать плохих отметок и неприятностей Занимаюсь потому, что быть первым учеником 7,6
XI 2 Занимаюсь потому, что заставляют родители 5

Таблица 3. Классификация мотивов участия воспитанников в деятельности отдела ДПТ

1 место

2 место

3 место

4 место

5 место

6 место

Мотивация благополучия

Узкие социальные мотивы

Мотивация содержания

Широкие социальные мотивы

Престижная мотивация

Мотивация прессом

1,11
вопросы

3,8
вопросы

7,10
вопросы

4, 5
вопросы

6, 12
вопросы

2,9
вопросы

111 выборов

85 выборов

84 выборов

42 выборов

12 выборов

11 выборов

Итог: Результатом педагогической деятельности как выполнение её основной цели является личностное, интеллектуальное развитие воспитанника, совершенствование, становление его как личности, как субъекта учебной деятельности.

Категория: АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ | Просмотров: 2492 | Добавил: admin | Теги: нормативные документы школы, администрация школы, анализ урока, Профильное обучение, управление школо, педсовет, образовательная программа, завуч инфо | Рейтинг: 5.0/1
Поиск

ИНФОРМАТИКА В ШКОЛЕ

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   ПРОФЕССОРА ФОРТРАНА


ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   ШКОЛЬНИКА "КОМПЬЮТЕР"


ПРАКТИКУМ ПО
   МОДЕЛИРОВАНИЮ.
   7-9 КЛАССЫ


РЕШЕНИЕ ТИПОВЫХ ЗАДАЧ
   ПО ПРОГРАММИРОВАНИЮ
   НА ЯЗЫКЕ PASCAL


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ
   ПО ИНФОРМАТИКЕ


ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ
   РАБОТЫ ПО
   ИНФОРМАТИКЕ. 11 КЛАСС


ГЕОГРАФИЯ В ШКОЛЕ

ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ
   ЭНЦИКЛОПЕДИЯ


ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
   ГЕОГРАФИЯ


ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   ГЕОГРАФИЯ РОССИИ


СПРАВОЧНИК ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ
   ПО ГЕОГРАФИИ


ЗАГАДКИ ТОПОНИМИКИ

ФИТОГЕОГРАФИЯ ДЛЯ
   ШКОЛЬНИКОВ


РУССКИЕ
   ПУТЕШЕСТВЕННИКИ


ПЕРВООТКРЫВАТЕЛИ

ГЕОГРАФИЯ ЧУДЕС

СОКРОВИЩА ЗЕМЛИ

МОРЯ И ОКЕАНЫ

ВУЛКАНЫ

СТИХИЙНЫЕ БЕДСТВИЯ

ЗАГАДКИ МАТЕРИКОВ И
   ОКЕАНОВ


ЗНАКОМЬТЕСЬ: ЕВРОПА

ЗНАКОМЬТЕСЬ: АФРИКА

ПОГОДА. ЧТО, КАК И
   ПОЧЕМУ?


ШКОЛЬНИКАМ О
   СЕВЕРНОМ СИЯНИИ


ГЕОГРАФИЯ.
   ЗЕМЛЕВЕДЕНИЕ. 6 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ
   ПО ГЕОГРАФИИ


ТИПОВЫЕ ВАРИАНТЫ
   КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ
   В ФОРМАТЕ ЕГЭ


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ
   ПО ГЕОГРАФИИ


АСТРОНОМИЯ В ШКОЛЕ

КАРТОЧКИ ПО
   АСТРОНОМИИ


ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   ШКОЛЬНИКА "КОСМОС И
   ВСЕЛЕННАЯ"


ЗАДАЧИ ДЛЯ ОЛИМПИАДЫ
   ПО АСТРОНОМИИ. 10-11 КЛАССЫ
   КЛАССЫ"


ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ
   ПО АСТРОНОМИИ


ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

ИНТЕРЕСНОЕ
   ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЕ


ЧЕЛОВЕКОВЕДЕНИЕ
   ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ


РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО
   ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ.
   8 КЛАСС


ТЕМАТИЧЕСКИЕ
   КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ
   ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ.
   8 КЛАСС


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ

ТИПОВЫЕ ТЕСТЫ В
   ФОРМАТЕ ЕГЭ


ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ
   УЧИТЕЛЯ


ХРИСТИАНСТВО

ЖИТИЯ СВЯТЫХ
    В КАРТИНКАХ


ПУТЕВОДИТЕЛЬ ПО МИРОВОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЕ

БОГИ ОЛИМПА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
   МИФОЛОГИЯ


РУССКИЕ НАРОДНЫЕ
   ПРОМЫСЛЫ


ШКОЛЬНИКАМ О МУЗЕЯХ

СКУЛЬПТУРА

ЧУДЕСА СВЕТА

ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ
   МОСКВЫ


ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ
   САНКТ-ПЕТЕРБУРГА



ИЗО В ШКОЛЕ

ОСНОВЫ РИСУНКА ДЛЯ
   УЧЕНИКОВ 5-8 КЛАССОВ


УРОКИ ПОШАГОВОГО
   РИСОВАНИЯ


РУССКИЕ ЖИВОПИСЦЫ


ФИЗКУЛЬТУРА В ШКОЛЕ

Я УЧИТЕЛЬ ФИЗКУЛЬТУРЫ

ИСТОРИЯ ОЛИМПИЙСКИХ
   ИГР


УРОКИ КУЛЬТУРЫ
   ЗДОРОВЬЯ


УПРАЖНЕНИЯ И ИГРЫ
   С МЯЧОМ


УРОКИ ФУТБОЛА

АТЛЕТИЧЕСКАЯ
   ГИМНАСТИКА


ЛЕЧЕБНАЯ ФИЗКУЛЬТУРА
   В СПЕЦИАЛЬНОЙ ГРУППЕ


УПРАЖНЕНИЯ НА
   РАСТЯЖКУ


АТЛЕТИЗМ БЕЗ ЖЕЛЕЗА


ТЕХНОЛОГИЯ В ШКОЛЕ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО
   ТЕХНОЛОГИИ ДЛЯ
   ДЕВОЧЕК. 6 КЛАСС


УРОКИ КУЛИНАРИИ В
   5 КЛАССЕ


КАРТОЧКИ ДЛЯ
    ОПРОСА ПО ТЕХНОЛОГИИ. 5 КЛАСС


ПРАКТИКУМ ПО
   СЛЕСАРНЫМ РАБОТАМ


ВЫПИЛИВАНИЕ ИЗ ФАНЕРЫ


ЭРУДИТ-КОМПАНИЯ

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ

АФОРИЗМЫ

АФОРИЗМЫ ОБ
   ОБРАЗОВАНИИ


АФОРИЗМЫ ОБ УЧИТЕЛЕ
   И УЧЕНИКЕ


Яндекс.Метрика Copyright MyCorp © 2024 Рейтинг@Mail.ru