Прежде всего, рассмотрим понятия "интерес” и
"мотивация” и основные её виды, определим
профессионально-педагогические качества
педагога, педагогические способности, а также
предметное содержание педагогической
деятельности способствующие сохранности
контингента обучающихся как в системе общего
образования, так и в системе дополнительного
образования детей.
Интерес – эмоциональное переживание
познавательной потребности.
Интерес определятся "как следствие, как одно
из интегральных проявлений сложных процессов
мотивационной среды”
Важность создания условий возникновения
интереса к педагогу, к учению и формирование
самого интереса отмечалось многими
исследователями.
На основе системного анализа С.М.Бондаренко
были названы факторы, способствующие тому, чтобы
учение было интересным для воспитанника.
Важнейшей предпосылкой создания интереса к
учению является воспитание широких социальных
мотивов деятельности, понимание её смысла,
осознание важности изучаемых процессов для
собственной деятельности.
Необходимое условие для создания у
воспитанников интереса к содержанию обучения и к
самой учебной деятельности – возможность
проявить в учении умственную самостоятельность
и инициативность. Чем активнее методы обучения,
тем легче заинтересовать ими воспитанников.
Основное средство воспитания устойчивого
интереса к учению – использование таких
вопросов и заданий, решение которых требует от
воспитанников активной поисковой деятельности.
Мотивация – важный компонент регуляции
любой деятельности человека. Для подростка
необходима учебная деятельность, как основа
последующего успешного функционирования в
обществе. Следовательно, необходимо развитие
мотивации обучения.
Основой успешной учебной деятельности
воспитанника является высокий уровень мотивации
к данному виду деятельности.
Структура мотивации:
Существует 4 вида мотивации (по Додонову).
- Удовольствие от самой деятельности
- Значимость для личности непосредственно её
результат
- Мотивирующая сила вознаграждения за
деятельность
- Принуждающее давление на личность
Учебная мотивация определяется как частный вид
мотивации, включённый в учебную деятельность.
- Мотивация определяется образовательным
учреждением
- Организацией образовательного процесса
- Особенностями воспитанника (возраст, пол,
способности, самооценка, взаимодействие с
другими воспитанниками)
- Особенностями педагога (возраст, пол,
педагогические способности)
- Специфика учебного предмета.
Остановимся на профессионально-педагогических
качествах педагога.
К важным педагогическим качествам относятся:
- Педагогическая эрудиция.
- Педагогическое (практическое и теоретическое)
мышление.
- Педагогическая наблюдательность.
- Педагогическая импровизация.
- Педагогический оптимизм.
- Педагогическая находчивость.
- Педагогическое предвидение.
- Педагогическая рефлексия.
Педагогические способности (по В.А.
Крутецкому):
Дидактические способности – способность
передавать учебный материал, делая его доступным
для воспитанников. Преподносить им проблему ясно
и понятно.
Вызывать интерес к предмету. Возбуждать у
воспитанников активную самостоятельную мысль.
Академические способности – способности к
соответствующей области наук (математике,
истории и т.д.)
Перцептивные способности – способности
проникать во внутренний мир воспитанника.
Психологическая наблюдательность, связанная с
тонким пониманием личности воспитанника и его
временных психических состояний.
Речевые способности – способности ясно и
чётко выражать свои мысли чувства с помощью речи,
а также мимики и пантомимики. Речь способного
педагога на занятиях всегда обращена к
воспитанникам.
Организаторские способности – это
способности организовать коллектив
воспитанников, сплотить его, воодушевить на
решение важных задач.
Способность правильно организовать свою
педагогическую работу.
Авторитарные способности – способность
непосредственного эмоционально-волевого
влияния на воспитанников.
Коммуникативные способности – способности к
общению с детьми, умение найти правильный подход
к воспитанникам, установить с ними
целесообразные с педагогической точки зрения,
взаимоотношения, наличие педагогического такта.
Педагогическое воображение (прогностические
способности) - способность предвидеть
последствия своих действий в воспитательном
проектировании личности воспитанника. Умение
прогнозировать развитие тех или иных качеств
воспитанника.
Способность к распределению внимания
одновременно между несколькими видами
деятельности имеет особое значение для работы
педагога.
Предметное содержание педагогической
деятельности.
Педагогическая деятельность определяется
предметным содержанием, в которое включаются:
мотивация, цели, предмет, средства, способы и
результат.
Предметом педагогической деятельности
является организация учебной деятельности
воспитанников, направленной на освоение
предметного социокультурного опыта как основы и
условия развития.
Средствами педагогической деятельности
являются научные (теоретические и эмпирические)
знания, при помощи и на основе которых
формируются знания воспитанников.
Способами передачи социокультурного опыта в
педагогической деятельности являются
объяснения показ (иллюстрация), совместная
работа с воспитанниками по решению учебных
задач, непосредственная практика воспитанников
(лабораторная, пленеры), тренинги.
Продуктом педагогической деятельности
является формируемый индивидуальный опыт
воспитанника в совокупности
нравственно-этических, эмоционально-смысловых,
предметных выставках, конкурсах, олимпиадах.
II. Исследование мотивов учебной деятельности.
Исследование мотивов учебной деятельности на
воспитанниках было проведено с помощью
анкетирования.
В исследовании приняло участие 79 респондентов
в возрасте от 9 до 17 лет.
Таблица 1. Методика "Мотивы
учебной деятельности” (анкета)
|
Мотивы учебной деятельности |
1 |
Занимаюсь потому, что интересно |
2 |
Занимаюсь потому, что заставляют
родители |
3 |
Занимаюсь потому, что хочу
получать хорошие отметки |
4 |
Занимаюсь потому, что
подготовиться к будущей профессии |
5 |
Занимаюсь потому, что в наше
время учатся все, незнайкой быть нельзя |
6 |
Занимаюсь потому, что завоевать
авторитет у товарищей по учёбе |
7 |
Занимаюсь потому, что нравится
узнавать новое |
8 |
Занимаюсь потому, что нравится
педагог |
9 |
Занимаюсь потому, что хочу
избежать плохих отметок и неприятностей |
10 |
Занимаюсь потому, что хочу
больше знать |
11 |
Занимаюсь потому, что люблю
мыслить, думать, соображать |
12 |
Занимаюсь потому, что быть
первым учеником |
Цель: выявить мотивы учебной
деятельности воспитанников методом
анкетирования.
Ход работы: педагог ставит перед
воспитанником задачу: "Внимательно прочитай
анкету и подчеркни те пункты, которые
соответствуют твоим стремлениям и желаниям”
Таблица 2. Результаты анкеты
Место |
№
вопроса |
Степень значимости |
Респондентов % |
I |
1 |
Занимаюсь потому, что интересно |
92 |
II |
8 |
Занимаюсь потому, что нравится
педагог |
89,8 |
III |
7 |
Занимаюсь потому, что нравится
узнавать новое |
62 |
IV |
11 |
Занимаюсь потому, что люблю
мыслить, думать, соображать |
46,8 |
V |
10 |
Занимаюсь потому, что хочу
больше знать |
44,3 |
VI |
4 |
Занимаюсь потому, что
подготовиться к будущей профессии |
33 |
VII |
5 |
Занимаюсь потому, что в наше
время учатся все, незнайкой быть нельзя |
21 |
VIII |
3 |
Занимаюсь потому, что хочу
получать хорошие отметки |
17,8 |
IX |
6 |
Занимаюсь потому, что завоевать
авторитет у товарищей по учёбе |
11,3 |
X |
12, 9 |
Занимаюсь потому, что хочу
избежать плохих отметок и неприятностей
Занимаюсь потому, что быть первым учеником |
7,6 |
XI |
2 |
Занимаюсь потому, что заставляют
родители |
5 |
Таблица 3. Классификация мотивов
участия воспитанников в деятельности отдела ДПТ
1 место |
2 место |
3 место |
4 место |
5 место |
6 место |
Мотивация
благополучия |
Узкие социальные
мотивы |
Мотивация содержания |
Широкие социальные
мотивы |
Престижная мотивация |
Мотивация прессом |
1,11
вопросы |
3,8
вопросы |
7,10
вопросы |
4, 5
вопросы |
6, 12
вопросы |
2,9
вопросы |
111 выборов |
85 выборов |
84 выборов |
42 выборов |
12 выборов |
11 выборов |
Итог: Результатом педагогической
деятельности как выполнение её основной цели
является личностное, интеллектуальное развитие
воспитанника, совершенствование, становление
его как личности, как субъекта учебной
деятельности. |