В настоящее время каждый учитель заинтересован
в том, чтобы наиболее эффективно использовать
современные информационные технологии (ИКТ) на
своих уроках. Действительно, с их помощью можно
просто и наглядно представить все составляющие
части современного урока, эффективно провести
свое выступление на конференции, сделать
незабываемым внеклассное мероприятие. Однако на
начальном этапе педагоги сталкиваются с
проблемой использования нового оборудования и
адаптации всего учебного материала под
мультимедийный или интерактивный стандарт. Это
требует разработки совершенно новых методов и
методик преподавания, что, в свою очередь,
рождает новый прогрессивный формат проведения
занятий.
На основе опыта внедрения интерактивных
технологий в учебный процесс (а именно,
использования интерактивных досок), комплекс
обучающих мероприятий, должен состоять из
следующих направлений:
- Презентации возможностей интерактивной доски и
соответствующего программного обеспечения;
- Информационно-практические семинары;
- Мастер-класс "Интерактивные технологии в
помощь учителю";
- Создание собственного урока с использованием
интерактивной доски.
После окончания данных обучающих мероприятий
учитель должен уметь:
- Работать с интерактивной доской;
- Эффективно использовать программное
обеспечение, поставляемое с данным
оборудованием;
- Успешно проводить занятия с использованием
интерактивных устройств.
Предлагаемая программа курса обучения
учителей-предметников внедрению интерактивных
технологий в учебный процесс опробована в школах
Московского района г. Нижнего Новгорода. I часть
курса может проводить как приглашенный
специалист, так и учитель информатики (в силу
специфики предмета обучения). Во II части курса
(семинарах) принимают участие несколько учителей
школы, подготовившие выступления по наиболее
актуальным вопросам использования
интерактивных досок. Мастер-класс проводят
учителя школы, пожелавшие принять участие в
разработке уроков. Курирует программу
заместитель директора школы по информационным
технологиям. Зачет по программе принимает
комиссия, сформированная директором школы.
Программа курса "Интерактивные
технологии в работе учителя-предметника"
Содержание занятий |
Вид занятий |
Продолжительность |
I. Презентации возможностей
интерактивной доски и соответствующего
программного обеспечения. |
Правила работы с интерактивными
устройствами: - как правильно установить;
- правила техники безопасности при работе.
Калибровка интерактивного экрана.
Использование маркера (или руки), виртуальной
клавиатуры.
Возможности интерактивной доски: движение
объектов, шторка, выделение, фотографирование
экрана |
Лекция |
2 часа |
Знакомство с интерактивной доской |
Практическая работа |
1 час |
Компоненты ПО: - установка ПО;
- использование галереи;
- сохранение, экспорт и импорт файлов;
- инструменты ПО. |
Лекция |
2 часа |
Знакомство с программным обеспечением |
Практическая работа |
1 час |
II. Информационно-практические
семинары. |
Использование интерактивной доски на
уроках: - создание урока по предмету (пример);
- создание тестовой программы (пример);
- использование интерактивной доске при опросе
учащихся (пример). |
Семинары |
2 семинара по 2 часа (с обсуждением) |
III.Мастер-класс "Интерактивные
технологии в помощь учителю". |
Мастер-класс "Урок с интерактивной
доской" |
Мастер-класс |
2 часа (с обсуждением) |
IV. Создание собственного урока
с использованием интерактивной доски |
Создание собственного урока с
использованием интерактивной доски |
Практическая работа |
2 урока по 2 часа |
Защита проекта |
Зачет |
1 час |
Итого: |
15 часов |
Самым интересным этапом является защита
проектов - уроков, созданных
учителями-предметниками. Авторы уроков с
удовольствием рассказывают о своей работе.
Далее, по мере приобретения и отработки
практических навыков, все большее число учителей
принимает участие в различных конкурсах,
проводимых в сообществах сети Интернет. Учителя
разрабатывают предметные уроки с использованием
интерактивного оборудования, привлекают к
данной работе учащихся, а иногда и родителей. Тем
самым значительно расширяют и углубляют свои
умения и навыки в работе с интерактивным
оборудованием.
Как результат этой деятельности в школе
создается "банк методико-педагогических работ
учителей". Администрация школы должна
поддерживать педагогов-новаторов, использующих
интерактивное оборудование, оказывать
методическое содействие в плане повышения
ИКТ-компетентности, творческого и
профессионального роста.
Наш опыт работы показывает, что учителя приняли
и активно используют в своей повседневной
практике новое интерактивное оборудование и не
хотят возвращаться к прежним методам ведения
уроков. Поменялись их взгляды на учебный процесс
в целом. Учитель верит в изменение учебного
процесса к лучшему и ждет расширения спектра
интерактивных услуг. |