Известно,
что интеграция - это процесс объединения части в целое. Педагогическая
интеграция представляет из себя создание укрупненных педагогических единиц на
основе усиления взаимосвязи различных компонентов учебно-воспитательного
процесса. В этом смысле интеграция и есть форма такого укрупнения.
Интеграция
в управленческой деятельности предусматривает создание укрупненных единиц
управленческой деятельности на основе усиления взаимосвязей между составляющими
её различными компонентами. Интеграция контроля, аттестации и повышения
профессиональной квалификации и компетентности работников образования - это
пример укрупнения информационно - аналитической базы, организационной структуры
управленческой деятельности.
Опираясь
на взаимообусловленность этих процессов, мы в лицее построили модель единой
системы контроля, аттестации и дополнительного профессионального образования
педагогов. Так, контроль и аттестацию мы не рассматриваем отдельно от системы
непрерывного профессионального образования (послевузовской учебы,
научно-методической работы в лицее, повышения квалификации), т.к.
компетентность и квалификация учителя, оцениваемые в ходе контроля и
аттестации, формируются в процессе получения дополнительного профессионального
образования, в том числе и в системе повышения квалификации. В то же время
сама эта система может успешно функционировать лишь в том случае, если
опирается на данные, полученные в ходе контроля и аттестации, выявившие
профессиональные затруднения и потребности педагогов. И, наконец, аттестация не
может существовать без информации, полученной в ходе контроля, т.к. является
комплексной оценкой профессиональной квалификации работника на основе данных
предыдущего контроля.
Создание
единой системы работы с педагогическими кадрами мы начали с моделирования
интегрированной информационно - аналитической базы, основой которой является определение
единых критериев (подходов) оценки профессиональной квалификации.
К
началу нового учебного года составляется характеристика педагогического
коллектива. Это качественно - количественный анализ педагогического коллектива:
количество учителей, со стажем до 5,10, 15 лет и более; преподавание осуществляется
учителями в штате - , совместителями - ; средний возраст учителей, сколько
являются пенсионерами, сколько женщин, мужчин; наличие квалификационных
категорий (высшая,1,2), наград. Отмечается, кто, где и по каким направлениям
повышал квалификацию: на курсах в Институте развития образования, в других
вузах; методические темы учителей.
Конечные
результаты работы педагогов отражены в системе мониторинга:
1.
Диагностическая карта труда учителя по четвертям, за год;
2.
Информационные карты грамотности по предметам;
3.
Мониторинг качества образования за 5 лет (учитель, предмет);
4.
Диагностическая карта методической работы.
Эта
система позволяет диагностировать затруднения в методической работе, выбрать
темы для контроля. Слабые места берутся на контроль. Когда было отмечено, что
не все молодые учителя работают со своими наставниками, то в план работы был
включен контроль наставничества, взаимопосещения уроков, итоги работы молодых
учителей. Ежегодно контролируется изучение творческого потенциала вновь
прибывших учителей; эффективность проведения аттестации учителей, её
направленность на повышение профессионального мастерства педагогов. Каждый год
берется на контроль работа определенной предметной кафедры и творческой группы
учителей.
Ежегодно
контролируется внедрение передового педагогического опыта:
- как
учителя математического цикла используют ППО, элементы каких технологий
(результат - муниципальный семинар учителей математики);
- работа
учителей - экспериментаторов по формированию у учащихся знаний высокого
качества.
В
соответствии с затруднениями, выявленными в ходе контроля,
диагностирования,
посещения уроков, строится содержание методической работы:
разрабатывается
тематика педсоветов, методических семинаров, занятий в школе молодого
учителя,
темы заседаний предметных кафедр, методические темы учителей. Например, в
2007 г. было проведено психолого-педагогическое исследование учебной
мотивации гимназистов по
методике автора Е. К. Кустобаевой. Сделан вывод, что учебная мотивация у
учащихся представлена избирательно к предметам. Она высока там, где на
уроках
присутствует познавательный интерес, создан положительный
психологический
климат, обосновываются социальные мотивы. И, наоборот, учебная мотивация
низка
там, где нет познавательного интереса, ученики не понимают предмет,
неадекватная методика преподавания, нарушены межличностные отношения. С
целью
разрешить возникшие трудности был проведен школьный
психолого-педагогический
семинар для учителей второй квалификационной категории и без категории.
На
семинаре были даны методические рекомендации учителям по формированию
мотивации
учения школьников на отдельных этапах урока, разработаны методические
памятки
"Методы мотивации", "Пути развития познавательных
интересов". По результатам работы педсоветов выпускается методический
бюллетень и вывешивается в учительской. Разработана папка с памятками
для
учителей и руководителей.
Таким
образом, система мер контроля теоретической и практической подготовки
педагогических работников, творческой лаборатории, конечных результатов связана
с системой мер по оперативному вскрытию недостатков в профессиональной
деятельности педагога и проектированию его дальнейшего развития, заканчивается
системой процедур аттестации педагога.
Осуществление
интеграции, модель единой системы внутришкольного контроля, аттестации и
повышения квалификации педагогов способствует повышению эффективности
управления лицеем. |