Один из важнейших аспектов модернизации российского образования заключается
в том, что в системе образования зарождаются и занимают ведущие позиции новые
субъекты активизации инновационных процессов — лицеи, гимназии, образовательные
учреждения, участвующие в реализации ПНПО «Образование» и получившие статус
«базовая школа», «ресурсный центр». Именно они становятся
технолого-организационной основой процесса создания и внедрения новшеств
в современном образовании.
Эти образовательные учреждения, во-первых, жизненно заинтересованы
в нововведениях для обеспечения собственных конкурентных преимуществ и,
во-вторых, обладают средствами, необходимыми для этого. Для эффективной
инновационной деятельности эти школы должны иметь собственные системы создания
и внедрения новшеств, а также педагогов, способных реализовать этот процесс.
Многообразие инновационных преобразований, происходящих в образовательных
учреждениях, требуют серьезного научно-методического обеспечения. Рассмотрим
отличительные особенности традиционной и инновационной систем методической
работы.
Сравнительная характеристика системы методической работы
Критерии |
Традиции |
Инновации |
Определение. |
Часть системы непрерывного образования
педагогов. |
Система условий, способствующих саморазвитию
каждого педагога. |
Цель. |
Освоение наиболее рациональных методов и
приемов обучения и воспитания учащихся. |
Создание условий для профессионального
саморазвития, готовности к инновациям, творческой самореализации. |
Задачи. |
Обобщение и внедрение передового
педагогического опыта. |
Экспертиза, анализ, технологизация опыта.. |
Практическая помощь учителю. |
Образовательный консалтинг. |
Повышение квалификации педагогов. |
Профессиональное развитие и саморазвитие
педагогов. |
Работа с профессиональным (закрытым)
сообществом. |
Формирование открытого поли-профессионального
сообщества. |
Выполнение инструкций по готовым алгоритмам. |
Проектирование, моделирование новых
педагогических практик. |
Поощрение лучших учителей. |
Создание условий для развития мотивации к
профессиональному росту. |
Содержание. |
Дидактическое. Воспитательное.
Методическое.
Физиологическое. |
Технологическое (изучение и применение ИКТ,
современных образовательных технологий). Психологическое (изучение
актуальных психологических концепций).
Культурологическое (формирование методологической, психологической,
технологической, методической культуры педагога). |
Результативность. |
Педагогическое мастерство. |
Уровни профессионального саморазвития
педагога (педтехника, педмастерство, творческая деятельность, создание
индивидуального стиля, авторских программ и технологий, готовность к
инновациям). Инновационные принципы работы (системность,
диагностичность, дифференцированность, оптимальность, технологичность). |
Основная тенденция развития образования технологизация имеет глобальный
характер и направлена одновременно на повышение эффективности образовательных
систем и уменьшение затрат на достижение результатов. Предлагаем модель
организации научно-методической работы по подготовке в самом образовательном
учреждении современно мыслящих педагогов, способных максимально эффективно
обеспечить решение задач, стоящих перед образовательным учреждением.
Модель «5 шагов к успеху»
Шаг 1: Для решения проблемы подготовки учителя, обладающего
ИКТ-компетентностью, в школе организуются постоянно действующие
компьютерные
курсы «Современный учитель: оптимизация работы» для учителей –
предметников.
Результатом работы на курсах являются созданные учителями цифровые
образовательные ресурсы, которые они в дальнейшем используют при
проведении
уроков и внеклассных мероприятий.
Информационные технологии становятся базой современного образования. Но они
эффективны лишь в сочетании с соответствующими педагогическими технологиями:
если учитель мыслит прежними категориями, то использование технических средств
не меняет сути образовательного процесса и традиционного репродуктивного метода
подачи материала. Данная идея становится основной в определении содержания
научно-методического семинара.
Шаг 2: Для повышения компетентности педагогов в области современных
образовательных технологий в школе организуется научно-методический семинар по
их изучению. При организации работы семинара очень важно информационный подход к
повышению квалификации педагогов, заменить на развивающее и личностно –
ориентированное обучение, создавая условия, обучающую среду и деятельность, при
которых происходит формирование и развитие личности учителя. Изучение
современных образовательных технологий: проектной, модульного обучения,
проблемного обучения, исследовательской организуется таким образом, что педагогу
предлагается не руководить деятельностью учащихся, а самому пройти весь путь по
созданию проекта, изучить предлагаемые технологии «изнутри».
Деятельность учителя на первых двух шагах организована в нескольких
направлениях: приобретение новых знаний, поиск новых идей, генерирование
собственных идей, а последующие шаги предоставляют возможность проверки
действенности своих инновационных идей.
Шаг 3: Практическая деятельность «Применение ИКТ в учебно-воспитательном
процессе» включает в себя проведение уроков, внеклассных мероприятий,
родительских собраний с применением современных образовательных и
информационно-коммуникационных технологий. Работа на данном этапе происходит в
творческой лаборатории, созданной на базе мультимедийного кабинета. Для оказания
педагогам методической помощи в режиме индивидуального консультирования работают
заместитель директора по научно-методической работе, учитель информатики,
руководители методических объединений.
Шаг 4: Весьма важным аспектом методической работы в школе является
формирование проектной культуры отдельного учителя и всего коллектива в целом.
Проектирование стимулирует педагога к получению новых знаний, к творческим
поискам, помогает развивать профессиональную компетентность.
В школе разрабатывается и реализуется система проектов, направленных на
модернизацию содержания образования, управление педагогическим процессом,
планирование и развитие ОУ, повышение квалификации педагогов. Процесс реализации
этих проектов позволяет решить несколько задач: реализовать стратегию
инновационного развития школы, повысить проектную культуру педагогов, создать
условия для использования метода проектной деятельности в учебно-воспитательном
процессе, организовать социальное партнерство между всеми участниками школьного
образовательного пространства учителями, учениками, родителями.
Шаг 5: Участие педагогов в семинарах, конкурсах, научно-практических
конференциях, публикации и распространение своего опыта работы. Работа на данном
этапе строится на акмеологической концепции: в основе саморазвития и
самоорганизации лежит потребность человека в новых достижениях, стремление к
успеху, к совершенству, активная жизненная позиция, позитивное мышление, вера в
свои возможности.
Рассмотрим инновационные технологии, которые используются в экономике,
бизнесе, но могут быть применимы тогда, когда требуется совершенствование,
развитие конкретного образовательного учреждения.
- образовательный консалтинг - это набор социально-технологических приемов и
методов, используемых для проектирования процесса инновационного развития
образовательного учреждения и системы образования работников. Процесс
консультирования включает в себя: диагностику, выработку рекомендаций,
содействие во внедрении проекта - это один вид консультирования. Другой -
направлен на то, чтобы организация сама выработала нужные для ее развития
решения. В этом случае роль консультанта сводится к тому, чтобы с помощью
специальных средств, процедур создать условия для разработки плана действий. Но
идеальным является такой способ консультирования, который, с одной стороны,
приводил бы к запуску механизма самоорганизации и саморазвития; с другой –
означал бы совместную деятельность по решению какой-либо проблемы;
- образовательный аутсорсинг – это привлечение внешних ресурсов для оказания
методических услуг. Сегодня аутсорсинг в образовании, применяемый наряду
с собственными системами методической работы, представляет собой один
из наиболее эффективных подходов к формированию системы обучения работников
непосредственно в образовательном учреждении. Смысл аутсорсинга сводится к
простой формуле: учреждение получает возможность сосредоточить все ресурсы на
основных видах деятельности, передав остальные (поддерживающие, сопутствующие)
функции надежному и профессиональному партнеру.
Организация научно-методической работы в образовательном учреждении на
современном уровне - это необходимое условие реализации инновационной
деятельности педагогического коллектива, образовательного учреждения,
работающего в режиме развития. |