В настоящее время в отечественном образовании
успешно реализуется приоритетный национальный
проект «Образование». Одним из направлений
национального проекта является информатизация
образования через создание системы электронных
учебных ресурсов и соответствующей
программно-технической инфраструктуры, а также
через масштабное подключение школ к Интернету и
оснащение их компьютерными классами. Конечная
цель национального проекта – достичь
современного качества образования, адекватного
меняющимся запросам общества и
социально-экономическим условиям.
Перечислим основные факторы, способствующие
повышению эффективности образовательного
процесса при условии комплексной информатизации
системы образования:
- оперативность получения информации из
структурных подразделений и учебных заведений;
- снижение прямых и обратных потоков информации;
- оперативное получение и обработка отчетности;
- системное хранение и оперативное использование
нормативной базы, информации о
материально-технической базе, кадровом составе
учебных заведений, периодичности прохождения
педагогическими кадрами курсов повышения
квалификации, опыте работы учебных заведений,
педагогов;
- снижение затрат времени специалистов на
осуществление функций анализа, контроля,
подготовку текущей информации;
- унификация компьютерной техники, программной
продукции;
- использование новых форм предоставления
информации, новых форм учебных занятий, новых
информационных технологий педагогического и
управленческого назначения;
- реализация системы компьютерного
сопровождения механизмов оценки качества
образования;
- активизация методической работы педагогов за
счет широких возможностей компьютерных
образовательных сетей.
Отличительной особенностью современной
системы образования является резкое возрастание
прямых и обратных потоков информации по всей
вертикали управления. Традиционные формы работы
с информацией практически изжили себя и, в этом
плане, альтернативы использованию компьютерных
технологий управленческого назначения нет.
Хранение, обработка, получение, передача, анализ
информации, уменьшение бумажного потока
посредством компьютерных сетей представляет
возможность ускорения процесса управленческой
деятельности и, в целом, повышения её
эффективности.
Опыт работы нашей школы показывает
действительную возможность реализации основных
задач информатизации в управленческой
деятельности. Хочу обозначить имеющиеся
технические возможности для работы с
применением компьютерных ресурсов. На
сегодняшний день школа имеет вналичии:
- модем, обеспечивающий подключение по
выделенной линии к сети Интернет;
- компьютерный класс на 13 компьютеров с
организованной локальной сетью,
медиапроектором, принтером , сканером;
- компьютер в библиотеке;
- 3 у административных работников и 6 в учебных
классах;
- оргтехника.
Даже средние, по современным меркам,
возможности школы позволили успешно начать и
продолжать работу по внедрению компьютерных
технологий в управленческий процесс.
Налажена связь с Комитетом образования и
другими образовательными учреждениями и
организациями через электронную почту,
позволяющую экономить время и дающую
оперативность при выполнении приказов,
распоряжений, отчетов и других документов.
Использование электронной энциклопедии
административной работы в школе. Сайт поддержки даёт возможность получать и использовать
материалы по всем аспектам деятельности
школьного администратора. Широко применяется
программа Хронобус, предназначенная для
информатизации административной деятельности
образовательных учреждений (поступившая в составе медиатеки из 49 дисков в 2005
году. Она позволила составить базу данных на
учителей, провести тарификацию, использовать её
при составлении расписания, пользоваться ей при
проведении различных мониторингов
учебно-воспитательного процесса.
Работа в таких программах как Microsoft Ecxel, M Word
позволяет своевременно, быстро составить и
отправить отчет по школе, педагогическую
картотеку, банк данных для организаторов ЕГЭ и
прочие документы.
Один из реальных путей повышения качества
школьного образования – использование
информационных технологий в оценочной
деятельности учителя. Использование этих
возможностей позволяет автоматизировать
процесс обработки результатов тематических,
итоговых проверочных работ, отслеживать их
динамику.
Это позволяет своевременно корректировать
содержание и методику обучения. Табличный
процессор Excel позволяет легко проводить
обработку и анализ результатов тестовых заданий
и наглядно представлять в виде таблицы и
диаграмм, что в целом создает основу
информационного обеспечения управления
качеством образования.
Так вышеуказанные Интернет-ресурсы позволяют
осуществлять доступ и получать консультации по
вопросам планирования, организации и контроля в
общеобразовательном учреждении, организации
методической работы в школе.
Программа M Power Point, создания презентаций,
позволяет наглядно, доступно представлять любую
информацию, что используется при проведении
педагогических советов, семинаров, заседаний
методических объединений, совещаний. Создание
любой печатной продукции невозможно без
использования программы M Publisher. Буклеты,
бюллетени, другие шаблоны оформления для
представления своей информации активно
используются педагогами, учащимися. Конечно, для
применения в своей работе вышеперечисленных
программных продуктов необходимо достаточное
владение ими и в первую очередь административной
команде школы, призванной первой подавать пример
и вести за собой по пути познания и овладения
новыми технологиями обучения школьника. Вся
административная команда нашей школы прошла
обучение по программе Intel "Teach to the Future”
(«Обучение для будущего»),
которая призвана помочь управленцам и учителям
средней школы глубже освоить новейшие
информационные технологии, расширить их
использование в повседневной работе.
Раскрывая, основные направления работы в нашем
образовательном учреждении, хотелось
представить опыт работы по внедрению
информационных технологий в управленческую
деятельность школы. |