Процесс информатизации нашего общества стремительно движется вперед, и
у школы нет иного выбора, как адаптации ее к информационному веку.
Необходимость применения информационных компьютерных технологий в
школьном образовании очевидна. В настоящее время в России идет
становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в
мировое информационно-образовательное пространство. Этот процесс
сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и
практике учебно-воспитательного процесса, связанными с внесением
корректив в содержание технологий обучения, которые должны быть
адекватны современным техническим возможностям, и способствовать
гармоничному вхождению ребенка в информационное общество. Компьютерные
технологии призваны стать неотъемлемой частью целостного
образовательного процесса, значительно повышающей его эффективность.
Важным элементом
формирования универсальных учебных действий
обучающихся на ступени начального общего образования являются
ориентировка младших школьников в информационных и коммуникативных
технологиях (ИКТ) и формирование способности их грамотно применять
(ИКТ-компетентность), включена подпрограмма "Формирование ИКТ
компетентности обучающихся".
Конкретными результатами освоения данных умений, как указано в ФГОС
второго поколения, является "активное использование … средств
информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения
коммуникативных и познавательных задач; использование различных способов
поиска (в … открытом учебном информационном пространстве сети
Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и
интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и
познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе
умение вводить текст с помощью клавиатуры". Это требует от учителя
владения информационными компетентностями. Учитель быть
квалифицированным пользователем ИКТ.
Отличительной особенностью начала обучения является то, что наряду с
традиционным письмом ребенок сразу начинает осваивать клавиатурный набор
текста.
Изучение окружающего мира предполагает не только изучение материалов
учебника, но и наблюдения и опыты, проводимые с помощью цифровых
измерительных приборов, цифрового микроскопа, цифрового фотоаппарата и
видеокамеры. Наблюдения и опыты фиксируются, их результаты обобщаются и
представляются в цифровом виде.
Изучение искусства предполагает изучение современных видов искусства
наравне с традиционными. В частности, цифровой фотографии, видеофильма,
мультипликации.
В контексте изучения всех предметов должны широко использоваться
различные источники информации, в том числе, в доступном Интернете.
В современной школе широко применяется проектный метод. Средства ИКТ
являются наиболее перспективным средством реализации проектной методики
обучения. Интегрированный подход к обучению, применяемый при
создании нового стандарта, предполагает активное использование знаний,
полученных при изучении одного предмета, на уроках по другим предметам.
Описание опыта работы с ИКТ.
Использование учебных игровых программ, обучающих и тренажёрных программ
Первоначальное знакомство младших школьников с компьютером как правило,
осуществляется в процессе использования учебных игровых программ,
обучающих и тренажёрных программ. В процессе работы с такими
программными средствами учащиеся не только отрабатывают основные
пользовательские навыки и навыки самостоятельной работы, но и повышают
качество знаний по важнейшим школьным дисциплинам.
Важным звеном процесса обучения является контроль знаний посредством
тестирования учащихся. Компьютер также способен определить уровень
знаний за такой короткий срок, что позволяет сэкономить время на уроке.
Использование информационных технологий дает возможность расширить и
углубить уровень познавательной активности, расширить уровень
индивидуализации обучения, пробудить у учащихся стремление к
углубленному изучению учебного материала, развивать творческие
способности учащихся, а также является важнейшим условием повышения
качества образования.
Обучение учащихся созданию презентаций.
В качестве одной из форм обучения, стимулирующих учащихся к творческой
деятельности, можно предложить создание одним учеником или группой
учеников мультимедийной презентации, сопровождающей изучение какой-либо
темы курса, презентации по результатам выполнения индивидуальных и
групповых проектов.
Мультимедийная презентация – способ предъявления творчески
переработанной учеником языковой информации в виде логически завершённой
подборки слайдов по определённой теме, базирующийся на использовании
аудиовизуальных возможностей компьютерных технологий.
В начальной школе ученик собирает по своей инициативе, по заданию
учителя или в рамках коллективного проекта информацию об окружающей
природе, жизни людей, событиях в классе в форме цифровых фотографий,
видео- и аудиозаписей.
Вводя текст в компьютер, ученик свободно использует клавиатуру,
редактор текста, программы орфографического контроля. В своих
выступлениях он использует заранее подготовленные к экранному показу
иллюстрации и тезисы.
Кроме презентаций, ученики могут создавать, например, базы данных
(классификация животных и растений, группировку учебного материала).
Такие задания предоставляют возможность поработать с интересной
информацией, систематизировать полученные знания, расширить кругозор.
Компьютер способен быстро и эффективно научить детей самостоятельной
работе с объемным текстом, чего требует средняя школа от начальной,
когда обсуждаются вопросы преемственности.
Используя возможность выделения на компьютере ключевых слов и фраз,
ребенок учится выбирать из текста главное, создавать на основе
отобранной информации короткий опорный конспект.
Создание учащимися мультфильмов
Создание мультфильма включает два основных этапа: съемка и монтаж. Для
съемки понадобится фотоаппарат, штатив, хорошее освещение (лампа) и то,
что вы собираетесь снимать, а так же фон для этого. Это может быть
практически все, что угодно. Потом у нас должны появиться персонажи.
Например, сначала приходит собачка. Фотографируем. Двигаем её вперед
примерно на сантиметр, фотографируем. Продолжаем: двигаем, снимаем,
двигаем, снимаем. Когда все отснято, время переходить ко второй части
процесса - монтажу.
Мультфильм из фотографий можно делать в любой монтажной программе
(программе для работы с видео). Почти у всех на компьютере есть Windows
Movie Maker. Импортируем отснятые изображения и перетаскиваем их вниз на
шкалу времени, где отображается раскадровка. Затем в видеоэффектах
находим эффект ускорение, и применяем его несколько раз для каждого
кадра. Затем импортируем звук, например, музыку, также добавляем её на
шкалу времени и обрезаем нужный фрагмент. Сохраняем созданный фильм на
компьютере.
Разработка дистанционных курсов в системе Moodle.
Современный педагог сегодня – это не только традиционный, очный
преподаватель, но и человек, знающий образовательные возможности сети
Интернет, ориентирующийся в педагогических сетевых сообществах, имеющий
навыки проведения образовательного процесса с помощью
информационно-коммуникационных технологий, знающий педагогические
технологии дистанционного обучения, умеющий преподать свой предмет в
любой форме с помощью любых средств общения.
Дистанционное обучение – обучение, при котором все или большая часть
учебных процедур осуществляется с использованием современных
информационных и телекоммуникационных технологий при территориальной
разобщенности преподавателя и обучающегося.
Все учебные материалы, которые учитель может разместить на своем курсе,
в системе Moodle разбиты на две большие категории: ресурсы и элементы
курса. Ресурсы и элементы - структурные "кирпичики" учебного содержания
курса. Учитель размещает их на курсе по своему плану и, тем самым,
создает информационно-образовательную среду для учащихся. Возможно
размещение самых разнообразных ресурсов: тексты, видеофильмы, рисунки,
файлы презентации или ссылки на Интернет-сайт и т.д. Элементы курса -
это учебные инструменты, с помощью которых организуется интерактивное
общение: задания, опросы, тесты, форумы и т.д. Ученики постоянно
выступают в активной роли. Они не только изучают материал, но и проводят
какое-то действие - решают задачи, устанавливают соответствие, делают
выбор. Модули оболочки позволяют организовать самостоятельную работу
учащихся по сценарию, провести конференцию в чате или форуме,
контрольную работу (тестирование, опрос, задание). Оболочка позволяет
вести каждым ребенком индивидуальную тетрадь в on-line режиме, создать
интерактивный урок с включением видео и аудио ресурсов, анимации.
В Национальной образовательной инициативе "Наша новая школа",
утвержденной Президентом РФ Медведевым Д.А. 04 февраля 2010г. (Пр-271),
так описывается школа будущего: "Новая школа - это школа для всех. В
любой школе будет обеспечиваться успешная социализация детей с
ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов, детей, оставшихся
без попечения родителей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Будут учитываться возрастные особенности школьников…"
Включение в систему образования детей с ограниченными возможностями
здоровья технологий дистанционного обучения позволяет не только
усовершенствовать и повысить качество образования, но и дает
детям-инвалидам возможность виртуального общения, знакомства и обмена
мнениями в компьютерной сети, т.е. содействует их интеграции в социум
посредством Интернет технологий. Для ребенка с ограниченными
возможностями это открывает пути в новый мир, дает возможность
реализовать себя и свои потребности, преодолеть свое одиночество.
Мною разработан электронный курс по окружающему миру "Природные зоны
России" для ученика 4 класса. Компьютер вместе с информационными
технологиями открывает принципиально новые возможности в области
образования, в учебной деятельности и творчестве учащегося. Технические
возможности компьютера как дидактического средства обучения позволяют
обеспечить более эффективную реализацию развивающего обучения. Создаются
условия для поисковой и исследовательской деятельности учащихся,
повышения познавательной активности на основе развития критического
мышления, развития учебно-коммуникативных умений (работа в команде,
участие в дискуссии), развития творческого мышления учащихся.
|