1. Баян является одним из многочисленных инструментов группы гармоник. В современной классификации к гармоникам принято
относить инструменты, имеющие общий принцип звукоизвлечения. Источником
звука в гармониках является свободно проскакивающий язычок, который
совершает колебательные движения под воздействием воздушной струи.
Принцип свободно проскакивающего «надрезного» язычка использовался еще в
древних музыкальных инструментах государств Индокитая и Японии. Первые
упоминания о них относятся к III – II тысячелетиям до н.э. В Китае эти
инструменты назывались «Ю», «Чао», «Хо», «Шэн».
В 1770г. был
изготовлен портативный музыкальный инструмент и в Европе. Звук от
свободно проскакивающего язычка отличался напевностью, пластичностью и
тембрально был близок к органному. Органные гармоники имели рояльную
клавиатуру, а воздух, нагнетаемый мехами, поступал к голосам через
специальные приспособления
Назовите подобные европейские музыкальные инструменты ХIII века.
2.
В 1827 году английский ученый Чарльз Уинстон создал музыкальный
инструмент, в котором воздух попадал к язычкам напрямую, минуя
какие-либо приспособления. Такая гармоника пользовалась широкой
популярностью более 100 лет. Этот инструмент положил начало созданию
инструментов нового типа с горизонтальным меховедением и прямым доступом
воздуха к голосовым язычкам.
Назовите этот инструмент.
3.
В 1829 году венский мастер Кирилл Дамиан изготовил инструмент с грифом,
на котором располагалась правая клавиатура с пятью клавишами, издающих
на разжим и сжим меха основные звуки ре мажора. На левой стороне было
пять клапанов для аккомпанемента, дающих десять разных аккордов.
Какое название закреплено за инструментом в Австрийской привилегии, а какое в России?
4.
В городе Череповец была сконструирована гармонь очень маленьких
габаритов, имела гриф, продолговатые клавиши, без аккордов -
мелодическая. Пользовалась особой популярностью у профессиональных
исполнителей. В то время гармонь использовалась для аккомпанемента к
куплетам и частушкам, либо при создании эксцентрических эстрадных
номеров. Известный талантливый гармонист, автор самоучителя Петр
Елисеевич Емельянов расширил возможности гармони.
Назовите ласковое имя гармони.
5. К
началу ХХ века были сконструированы и пользовались популярностью
гармоники с двумя рядами клавиш на правой клавиатуре а также трех-,
четырех- и даже пятирядные гармоники. Большинство гармоник было
многоголосыми. На некоторых имелись переключатели, позволявшие добавлять
или убирать октавные звуки. Гармоники были как мелодические, так и с
готовым аккомпанементом.
Назовите имя гармониста, который
значительно усовершенствовал тульскую гармонь и использовал ее для
исполнения переложений классической музыки.
6.
Появление баяна было подготовлено конструктивно и предопределено
музыкально-эстетическими потребностями общества. Баян не появился
внезапно, а явился результатом конструктивного усовершенствования
различных гармоник. Петербургский мастер изготовил очередной вариант
четырехрядной петербургской гармоники для известного исполнителя Якова
Федоровича Титаренко (псевдоним Орланский). Этот инструмент и был назван
Баяном. Имя русского певца-сказителя Бояна было своеобразным
национальным символом. Орланскому-Титаренко, яркому и талантливому
исполнителю, удалось закрепить название за русской моделью хроматической
гармоники.
Назовите имя петербургского мастера - автора баяна, и год появления инструмента.
7.
Манера игры первых баянистов ничем не отличалась от исполнительских
особенностей гармонистов. Как правило, исполнители во время своих
выступлений демонстрировали умение играть на различных видах гармоней.
Отличием являлось тяготение баяна к академическим музыкальным
инструментам. В 20-40 годы был популярен жанр простейших вариаций на
народные и популярные мелодии. Усложнялась техника игры на баяне,
усложнялся и репертуар.
Назовите имя известного
исполнителя, который обработал множество русских народных песен; имя
известного исполнителя, который обработал множество украинских народных
песен.
8. Известному музыканту принадлежит большая
заслуга в том, что русский баян стал инструментом, на котором в больших
концертных залах исполняются произведения Баха, Прокофьева, Паганини,
Чайковского. Он утвердил на эстраде новый жанр – сольный вечер баяна.
Артист много выступал в городах Советского Союза и в 46 странах Европы,
Азии, Америки, Африки. Сложность репертуара, желание решать большие
творческие задачи заставляют его в содружестве с мастерами постоянно
совершенствовать конструкцию баяна, искать новые краски, расширять его
художественные возможности. Поиски привели к созданию в 1965 году
инструмента, в котором природные тембры обогащены возможностями
современной электроники. Баян получил сотни красочных звуковых
комбинаций: фундаментальный бас, оркестровую мощь звучания и многое
другое. Характерно, что художественные достоинства русского баяна, его
«традиционные» голоса не вытесняются и не заменяются современной
электронной техникой, а, наоборот, дают исполнителю неограниченные
возможности.
Назовите имя первого в нашей стране исполнителя на электронном баяне.
9.
Конструктивная унификация баяна, в тридцатые годы ХХ столетия, которая
была связана с налаживанием промышленного производства гармоник,
позволила создать и уникальную российскую систему обучения игре на этом
инструменте. Баяном заинтересовались талантливые композиторы, и уже к
середине двадцатого столетия в репертуаре исполнителей было большое
количество и качественной оригинальной музыки, и интересных
высокохудожественных переложений мировой классики. К восьмидесятым годам
сформировался обширный багаж оригинальной баянной музыки.
Назовите
имена композиторов, чье творчество составляет профессиональный
оригинальный репертуар баянистов, и наиболее известные их произведения.
10.
Несмотря на то, что в унифицированном баяне для расположения клавиш на
правой клавиатуре использована система Мирвальда, можно смело
утверждать, что в начале ХХ века появился новый музыкальный инструмент. И
по происхождению, и по популярности баян, несомненно, является русским
национальным инструментом. Уже при рождении этот инструмент носил ярко
выраженную профессиональную направленность. Своеобразным итогом труда
многих поколений мастеров стал баян современной модели.
Назовите имя конструктора и название баяна, сконструированного в 1972 году.
11.
На рубеже ХХ и ХХI веков в российском народно-инструментальном
исполнительстве среди баянистов и аккордеонистов, возрос интерес к
эстрадно-джазовой музыке. В 40-50-х годах существовал негласный запрет
на аккордеон, как «буржуазный инструмент»: «Сегодня он играет джаз, а
завтра Родину продаст». До 90-х годов эстрадная музыка развивалась вне
стен классов народных отделов школ, средних учебных заведений и
консерваторий. Тем не менее, можно назвать целый ряд замечательных
отечественных исполнителей, которые являлись одновременно и авторами
исполняемой музыки: Б.Тихонов, М. Двилянский, В. Гридин, В. Власов. С
середины 80-х годов огромную популярность завоевывает московский
аккордеонист, подготовивший несколько десятков концертных программ и
записавший более десяти пластинок и компакт-дисков.
Назовите
имя популярного джазового исполнителя-аккордеониста, обработавшего
такие народные мелодии, как «Сиртаки», «Бесаме мучо», «Кумпарсита»
12.
С 90-х годов в России проходят первые конкурсы среди баянистов по
эстрадно-джазовому исполнительству. Один из первых «Импровиз-92» в
Магнитогорске. Наряду с большой популярностью музыки зарубежных авторов -
аргентинца А. Пьяцоллы, французов Р. Гальяно, Д. Базелли, успешно
творят российские композиторы. На сегодня накоплен обширный
эстрадно-джазовый репертуар для баяна и аккордеона.
Назовите автора джазовых композиций для баяна «Хорошее настроение», «По следам каравана», «Дилижанс», «Карнавал»
13.
10 февраля 2001 года в концертном зале Омской филармонии состоялся
вечер, посвященный 25-летию творческой деятельности композитора, солиста
- баяниста, аранжировщика. Чествовали юбиляра солисты и оркестровые,
хоровые, танцевальные коллективы из Омска, Новосибирска, Казахстана.
Среди произведений юбиляра множество различных песен и танцев для
коллектива Омского ансамбля песни и пляски, Омского Государственного
русского народного хора и, конечно, для баяна. Его обработки народных
танцев используются в качестве конкурсных произведений на соревнованиях
баянистов. Много легких мелодий есть у автора и для учащихся детских
музыкальных школ.
|