Изготовление блондинок
По генетическим правилам, блондинок
среди всех женщин должно быть не более 10 %, однако простейший подсчет
на привокзальной площади в любом российском городе дает число
значительно большее — около 25 %. А в мире шоу-бизнеса и на светских
тусовках количество блондинок достигает 40 %. Понятно, что это особый
мир и туда «отбирается» больше блондинок, чем их существует в популяции,
однако не настолько же! Ни для кого не секрет, что подавляющая часть
белокурых бестий воспользовались достижениями химической науки. Волосы
любого цвета можно превратить в локоны Красной Шапочки путем
выдерживания в растворе производных перекиси водорода. И хотя в данном
случае волосы не окрашиваются, а, наоборот, обесцвечиваются, известный
всем дамам пергидроль (30 %-ный раствор перекиси водорода H2O2)
можно считать одной из красок для волос. Разумеется, первой такой
краской была не перекись, а вещества природного происхождения.
Установить дату появления самых первых
красок невозможно. Им примерно столько же лет, сколько человеку
разумному, хомо сапиенс. Уже тогда, 40 тысяч лет тому назад, хитроумные
кроманьонки добивались благосклонности вождя племени с помощью выжатого
сока различных растений и ягод. Помните, у Цветаевой: «Но если по дороге
— куст/Встает, особенно — рябина»? Так вот — палеоботаники находят в
кроманьонских пещерах Пиренеев необычно большое количество сохранившихся
с допотопных времен семян рябины, в общем-то не слишком пригодных в
пищу.
Первые письменные упоминания о
специальном окрашивании волос мы находим на шумерских клинописных
табличках и на древнеегипетских папирусах. Кстати, в Шумере, а потом и в
Ассирии волосы красили в основном как раз не женщины, а мужчины, причем
знатного происхождения. В некоторых случаях цвет волос был даже
признаком высокого (или низкого) социального положения их носителя. И в
Шумере X века до н. э., и в Древнем Египте за 1000 лет до н. э. уже были
хорошо известны хна и басма. Более того, в гробницах фараонов часто
обнаруживают сосуды из золота, серебра и полудрагоценных камней,
содержащие краски для волос, бровей и бороды.
В Древнем Риме волосы красили и
простолюдинки, и императрицы — так, о супруге императора Клавдия (41–54
годы) говорили, что при появлении на людях в Риме красный цвет ее волос
был виден аж на берегах Рейна. В Византии также предпочитали локоны
темно-красного цвета, хотя византийская императрица Феодора, жена
императора Юстиниана (VI век) красила волосы в голубоватый цвет и
посыпала их потом золотой пудрой. Голубоватый цвет волосам придавала,
видимо, природная синька — толченый и разведенный в воде или масле
минерал лазурит (ляпис-лазурь, ультрамарин), действующим веществом
которого является сложный алюмосиликатосульфат натрия (его
приблизительный состав Na6Al4Si6S4O24.
Во времена Юлия Цезаря в моде уже были
светло-золотистые волосы, причем красящие вещества использовали как
женщины, так и мужчины. Древние мастера-парикмахеры применяли и красящие
растения, такие как хна, индигофера (басма), саффлора, ромашка, и
скорлупу различных орехов, например грецких, и пигменты животного
происхождения (в основном некоторые органы ярко окрашенных моллюсков). В
Древнем Китае предпочитали цветные соли металлов и толченые окрашенные
минералы.
Особых изменений в использовании краски
для волос в последующие почти 2 тысячи лет не происходило — женщины
красились природными органическими красителями, иногда неорганическими,
например болтушками из цветной глины.
В эпоху Возрождения крашение волос
стало особенно популярным. Леонардо да Винчи неоднократно приготавливал
краски для женщин из семейства Медичи, и были это смеси уже известных
неорганических пигментов, полученных в том числе растиранием
полудрагоценных камней. Наиболее модными по-прежнему оставались
осветленные волосы. До нас дошли самые разнообразные рецепты крашения и
осветления: втирание в волосы смеси цветов лютика с селитрой (сейчас бы
это вещество назвали окислителем), нанесение на волосы смесей сушеной
саффлоры с илом, известью и солями серебра, принудительное выгорание
волос на солнце. Этот способ применяли еще древние гречанки, часами
валявшиеся на пляжах и в масличных рощах с непокрытой головой. Глаза и
щеки защищали от солнца тканью.
А у нас в России красавицы из семейства
фабрикантов Демидовых в XVIII веке посыпали голову толченым малахитом,
однако считать нерастворимый малахит красителем затруднительно, да и
зеленый цвет волос стал модным только недавно, в начале XXI века. А вот в
начале прошлого, в 1907 году, первую качественную краску для волос
выпустила компания «Безвредные краски для волос», основанная французом
немецкого происхождения Эженом Швеллером. Он, собственно, и изобрел эти
краски, будучи прекрасным химиком, вначале исключительно для
собственного употребления — то есть для употребления своей женой. Эти
краски представляли собой растворы синтетических органических
красителей.
Любопытно, что фабричные краски
немедленно начали подделывать — вспомним Кису Воробьянинова из
«Двенадцати стульев», пытавшегося выкрасить волосы в кардинальный черный
цвет контрабандной краской для волос. Оказавшиеся совершенно зелеными
волосы пришлось сбрить. По уверению Бендера, вся контрабанда делается в
Одессе на Малой Арнаутской. Очевидно, что фальсификаторы использовали
анилиновые красители для тканей.
В 1920-е годы появилась мода на
короткие стрижки, как у Дэзи в «Великом Гэтсби» Фицджеральда или у
Деборы в фильме «Однажды в Америке». В ответ на вызов моды потребовалось
создать краску для частого применения, поскольку отросшие корни
коротких волос более заметны и их приходилось постоянно подкрашивать. А
после Второй мировой войны наконец на рынок была выброшена краска для
самостоятельного использования — не в парикмахерской, а дома, в ванной.
Краски для волос стали продаваться в магазинах. Сейчас ассортимент этих
красок огромен, колористические альбомы имеют по сотне страниц. Однако…
Краска против волос
Однако добавим изрядную ложку дегтя в
бочку с косметикой. Точнее, не дегтя, а этой самой краски для волос.
Многие специалисты считают, что из всей косметической продукции,
представленной на рынке, наибольший вред представляют именно они, краски
для волос. По данным Европейской комиссии по безопасности, около 60
веществ, примерно половина соединений, применяемых при их производстве,
не могут считаться полностью безопасными. В результате проведенных
исследований была обнаружена явная связь между этими веществами и такими
заболеваниями, как аллергия, дерматиты и даже рак кожи. Калифорнийские
ученые обнаружили, что у женщин, использующих хотя бы один раз в месяц
краску для волос, риск развития рака кожи повышается в три раза.
Отметим, что постоянно применявшая черную краску для волос Жаклин
Кеннеди умерла от лейкоза. Разумеется, винить во всем краску не следует,
однако задуматься стоит.
Специалисты считают, что краски для
волос, наряду с косметическими масками и тушью, относятся к самым
аллергенным косметическим средствам. Поэтому, чтобы снизить риск их
применения, к краскам всегда прилагается инструкция, в которой указаны
меры предосторожности. В настоящее время для окраски волос используют
множество различных органических красителей. Иногда для этой цели
применяют экзотику — соли серебра, меди, никеля, кобальта, железа. При
этом окраску гривы проводят при помощи двух растворов. Один из них
содержит соли этих металлов — нитраты, цитраты, сульфаты или хлориды, а
второй — восстановители, например пирогаллол или танин. При смешивании
растворов ионы металлов восстанавливаются до атомов, которые и
осаждаются на поверхности волос. Получается этакая эффектная
металлизация.
Вернемся к изготовлению блондинок.
Пергидроль, концентрированный раствор перекиси водорода, прямо на
волосах разлагается на воду и кислород, причем в момент образования
кислород находится в атомарном состоянии и лишь затем переходит в
молекулярный. Атомарный кислород обладает особенно сильным окислительным
свойством. Благодаря ему растворы перекиси водорода разрушают красящие
вещества и отбеливают не только волосы брюнеток, но и хлопчатобумажные и
шерстяные ткани, шелк и перья. При взаимодействии атомарного кислорода с
красящим веществом волос меланином последний превращается в бесцветное
вещество. Перекись водорода окисляет и разрушает заодно и клетки кожи
головы, но будущие блондинки стараются об этом не думать.
Но недавно появилась альтернатива
перекиси. Японские ученые выделили из древесного гриба Basidiomycete
ceriporiopsis фермент, который разрушает краситель волос меланин. Он
образуется в грибах благодаря специальному гену. Ученые решили выделить
этот ген и встроить его в традиционный объект биохимиков — кишечную
палочку. Если у них дело пойдет, можно будет таким образом производить
обесцвечивающий и абсолютно безвредный фермент в товарных количествах.
Поскольку дамы и некоторые
мужчины красят не только волосы, скажем пару слов и о красках для век,
бровей, губ и всего лица. В древних трактатах арабских и индийских
хроникеров содержатся сведения о косметических пристрастиях красавиц еще
первого тысячелетия новой эры. Например, богатым девицам и замужним
дамам ничего не стоило заказать растолочь в порошок недешевую бирюзу и
потом подкрашивать этим порошком веки в голубой цвет. В наше время эту
моду переняли те самые некоторые мужчины, о которых упоминается в начале
абзаца, но думаю, что бирюзу они сейчас не используют. В современных
тенях для век присутствуют недорогие синтетические красители, хотя
продают их за большие, ничем не оправданные деньги — мода, знаете ли. А
бирюза — это природный фосфат меди и алюминия CuAl6(PO4)4 × 4H2O.
Брови дамы красили природным сурьмяным блеском (антимонитом) Sb2S3
красивого свинцово-серого цвета с сильным металлическим блеском черного
цвета. Вообще-то природный антимонит используют для получения сурьмы, и
в этом случае совершенно не важно, что многие месторождения антимонита
являются одновременно месторождениями минералов, содержащих ртуть. Но
если часто «сурьмить брови» антимонитом, содержащим соединения ртути, то
можно и отравиться, ртутные отравления очень серьезны. Заодно выразим
недоумение по поводу знаменитого стихотворения Бориса Пастернака
«Свидание». В этом стихотворении имеются строчки
Как будто бы железом,
Обмокнутым в сурьму,
Тебя вели нарезом
По сердцу моему.
Понятно, что анализировать стихи с
калькулятором наперевес вроде бы нельзя, но в данном случае Борис
Леонидович позволяет себе уж такую отчаянную бессмыслицу, что вмешаться
просто необходимо. Сурьма — твердый полуметалл с металлическим блеском,
обмакнуть в нее ничего невозможно, да и зачем? Ну да ладно, имеется в
виду, вероятно, жидкая краска для бровей на основе сульфида сурьмы Sb2S3.
В нее железный гвоздь, наверное, можно и обмакнуть. Но опять-таки —
зачем? Отравить? В смысле так сильно влюбился персонаж стихотворения,
что прямо-таки отравился? Соединения сурьмы действительно ядовиты, но
зачем здесь этот гвоздь? Впрочем, стихотворение прекрасное, включая даже
и эти четыре строчки. |