Четверг, 21.11.2024, 22:41                                                                    ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ    ПОРТАЛ
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

З  В  О  Н  О  К   НА   У  Р  О  К

Было бы желание - найдешь на сайте знания!

Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | 

НАГЛЯДНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ОФОРМЛЕНИЯ СТЕНДОВ  РАБОТА С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ
МЕНЮ САЙТА

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРА В ШКОЛЕ

ЕГЭ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

ВЕЛИКИЕ ПИСАТЕЛИ

ИЗУЧЕНИЕ ТВОРЧЕСТВА
   ГОГОЛЯ


50 КНИГ ИЗМЕНИВШИХ
   ЛИТЕРАТУРУ


ТРЕНИНГИ "ТВОРЧЕСКАЯ
   ЛАБОРАТОРИЯ УЧИТЕЛЯ
    ЛИТЕРАТУРЫ"


ТЕМАТИЧЕСКОЕ
   ОЦЕНИВАНИЕ ПО
   ЛИТЕРАТУРЕ В 11 КЛАССЕ


ОЛИМПИАДА ПО
   ЛИТЕРАТУРЕ. 10 КЛАСС


ЛИТЕРАТУРНЫЕ РЕБУСЫ
   ПО ТВОРЧЕСТВУ ПОЭТОВ
   СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА


ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ

ТЕМАТИЧЕСКИЕ КАРТОЧКИ
   ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


КАК УЧИТЬ АНГЛИЙСКИЕ
   СЛОВА ЭФФЕКТИВНО


АНГЛИЙСКИЕ ВРЕМЕНА В
   ТЕКСТАХ И УПРАЖНЕНИЯХ


РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ
   ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


200 АНГЛИЙСКИЙ ВЫРАЖЕНИЙ.
   ТЕХНИКА ЗАПОМИНАНИЯ


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ В
   ФОРМАТЕ ЕГЭ ПО
   АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ТИПОВЫЕ ВАРИАНТЫ
   ЗАДАНИЙ ЕГЭ ПО
   АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ГРАММАТИКА
   ИСПАНСКОГО ЯЗЫКА


ФРАНЦУЗСКИЙ ЯЗЫК

ФРАНЦУЗСКИЕ СЛОВА.
   ВИЗУАЛЬНОЕ
   ЗАПОМИНАНИЕ


ГРАММАТИКА
   ФРАНЦУЗСКОГО ЯЗЫКА


ВНУТРИШКОЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ
   ПО ФРАНЦУЗСКОМУ ЯЗЫКУ


ИСТОРИЯ В ШКОЛЕ

БИОЛОГИЯ В ШКОЛЕ

МАТЕМАТИКА В ШКОЛЕ

ФИЗИКА В ШКОЛЕ

ХИМИЯ В ШКОЛЕ

Категории раздела
ИСТОРИЯ ХИМИИ [58]
ХИМИЯ - ЭТО ИНТЕРЕСНО [124]
МИР, СОЗДАННЫЙ ХИМИКАМИ [52]
ШКОЛЬНИКАМ О ПРЕВРАЩЕНИИ ЭЛЕМЕНТОВ [25]
ЗАНИМАТЕЛЬНО О ХИМИИ [107]
СТИХОТВОРЕНИЯ К УРОКАМ ХИМИИ [12]

Статистика

Онлайн всего: 81
Гостей: 81
Пользователей: 0
Форма входа


Главная » Статьи » УВЛЕКАТЕЛЬНАЯ ХИМИЯ » ХИМИЯ - ЭТО ИНТЕРЕСНО

ОТ МОЛЕКУЛ К КЛЕТКАМ

Для правильной работы систем клет­ки необходима их чёткая органи­зация. Поэтому природа придумала хитрый механизм, который позволя­ет управлять процессом группировки молекул.

Обычные ковалентные связи для объединения макромолекул не подхо­дят, ведь атомы, связанные ковалентной связью, становятся частями одной молекулы. Если представить организа­цию макромолекул в клетке с помо­щью ковалентных связей, получится, что клетка — одна гигантская макро­молекула! Кроме того, ковалентные связи слишком прочны — настоя­щий «стальной трос». Для огромных неповоротливых громадин вроде бел­ков или нуклеиновых кислот нужно нечто совсем иное — подобие тонкой рыболовной сети. Такая «сеть» на­дёжно удержит молекулы вместе и одновременно предоставит им не­которую свободу, необходимую для выполнения их функции.

Сеть, объединяющая две макромо­лекулы, образуется потому, что ковалентно связанные атомы способны взаимодействовать с близлежащими атомами в пределах одной и той же либо разных молекул. Эти взаимодей­ствия значительно слабее, чем ковалентные связи, и название у них соответствующее — слабые взаимо­действия. В биомолекулах различают три типа слабых взаимодействий — водородные связи, ионные взаимо­действия и вандерваальсовы силы (см. статью «Химическая связь»).

Ещё одно важное слабое взаимо­действие обусловлено не столько при­родой сближенных атомов, сколько пространственной структурой воды. У этого уникального вещества слиш­ком упорядоченная для жидкости структура, поддерживаемая водород­ными связями. Когда в такую отлажен­ную систему внедряются чужерод­ные объекты — неполярные группы атомов, которые в изобилии содер­жатся во многих биомолекулах, водо­родные связи нарушаются. Это край­не невыгодно с термодинамической точки зрения. Чтобы избежать значительного проигрыша в энергии, оста­ётся один выход — собрать чужерод­ные неполярные остатки в одну куч­ку и уменьшить таким образом их соприкосновение с молекулами воды. В итоге получается, что неполярные остатки, попадая в воду, стремятся держаться вместе и образуют контак­ты друг с другом, а не с молекулами воды. Эти контакты называются гид­рофобными (от греч. «гидор» — «во­да» и «фобос» — «страх») взаимодей­ствиями.

Слабые взаимодействия вопреки своему названию наделены сильной властью. Они определяют, как различ­ные участки молекул располагаются друг относительно друга. В результа­те слабых взаимодействий за счёт участия в них огромного количества атомов формируются устойчивые структуры. Одну или две связи, конеч­но, легко разорвать, но с возникнове­нием множества связей прочность взаимодействия существенно по­вышается.

Большое число контактов между атомами взаимодействующих моле­кул определяется тем, что их поверх­ности соответствуют друг другу. Ко­нечно, когда речь идёт о маленьких молекулах, например о молекуле во­ды, слово «поверхность» не совсем уместно. Но на уровне макромолеку­лы поверхность становится важней­шим понятием. Все крупные молеку­лы свёрнуты в пространстве так, что часть групп остаётся снаружи, а часть «смотрит внутрь». От того, какие груп­пы находятся на поверхности, очень сильно зависят свойства всей макро­молекулы.

Чтобы взаимодействие двух мак­ромолекул было прочным, их по­верхности должны быть, как гово­рят учёные, комплементарны (от лат. complementum — «дополнение»). Предположим, что на поверхности одной молекулы имеется выступ, на­пример метильная группа СН3. Тогда взаимодействующая с ней молекула должна иметь соответствующее углуб­ление на своей поверхности. Если по­верхность одной молекулы заряжена положительно, то на поверхности другой должен быть отрицательный заряд. Таким образом, две молекулы с комплементарными поверхностями стремятся к взаимодейсгвию, в то вре­мя как молекулы, не содержащие комплементарных поверхностей, не обра­зуют контактов. Выдающийся учёный Джеймс Дьюи Уотсон (родился в 1928 г.), лауреат Нобелевской пре­мии, один из авторов самого важного открытия в молекулярной биологии — пространственной структуры ДНК, назвал это явление принципом изби­рательной «слипаемости» молекул. В научной литературе более распро­странено другое название — принцип структурной комплементарности. Это важнейший принцип, которому подчиняются все взаимодействия в клетке. Он лежит в основе самосбор­ки многих структур клетки.

Итак, макромолекулы с подходя­щими «формами» распознают друг друга и стремятся к объединению. На­пример, молекулы белков и липидов могут ассоциировать, образуя липопротеиды. Эти комплексы присутст­вуют в плазме крови млекопитаю­щих и выполняют транспортные функции — осуществляют перенос ве­ществ в организме. При объеди­нении нуклеиновых кислот и белков в комплекс образу­ются сложные по строе­нию нуклеопротеиды (от лат. nucleus — «ядро»), вы­полняющие различные био­логические функции. Один из их наиболее широко распро­странённых классов — вирусы.

Есть среди нуклеопротеидов и та­кие, без которых трудно представить живую клетку. Это рибосомы — ком­плексы, состоящие приблизительно из 55—100 различных белковых мо­лекул и нескольких молекул РНК (см. статью «Экспрессия генов»). Рибосо­мы играют важнейшую роль — на них происходит сборка новых белков в клетке. Это уникальное изобретение природы, основной атрибут жизни. Ведь жизнь начинается там, где кипит синтез белка!

Комплексы макромолекул — дале­ко не последний уровень организации клетки. Они объединяются в отдель­ные структуры — клеточные органеллы: ядра, митохондрии, хлоропласты и т. п. Различные компоненты клеточ­ных органелл также объединяются друг с другом в основном при помо­щи нековалентных взаимодействий


Гидрофобные взаимодействия.


Строение липидного бислоя. Липиды прячут свои неполярные «хвосты» (радикалы жирных кислот), в результате чего и образуется бислой.


Несмотря на своё название, слабые взаимодействия играют очень важную роль в биохимии.

Категория: ХИМИЯ - ЭТО ИНТЕРЕСНО | Добавил: admin (01.07.2012)
Просмотров: 1206 | Теги: Методическая копилка для педагогов, дидактический материал по химии, занимательная хи, дополнительный материал по химии, изучаем химию, к урокам химии | Рейтинг: 5.0/1
Поиск

ИНФОРМАТИКА В ШКОЛЕ

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   ПРОФЕССОРА ФОРТРАНА


ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   ШКОЛЬНИКА "КОМПЬЮТЕР"


ПРАКТИКУМ ПО
   МОДЕЛИРОВАНИЮ.
   7-9 КЛАССЫ


РЕШЕНИЕ ТИПОВЫХ ЗАДАЧ
   ПО ПРОГРАММИРОВАНИЮ
   НА ЯЗЫКЕ PASCAL


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ
   ПО ИНФОРМАТИКЕ


ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ
   РАБОТЫ ПО
   ИНФОРМАТИКЕ. 11 КЛАСС


ГЕОГРАФИЯ В ШКОЛЕ

ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ
   ЭНЦИКЛОПЕДИЯ


ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
   ГЕОГРАФИЯ


ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   ГЕОГРАФИЯ РОССИИ


СПРАВОЧНИК ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ
   ПО ГЕОГРАФИИ


ЗАГАДКИ ТОПОНИМИКИ

ФИТОГЕОГРАФИЯ ДЛЯ
   ШКОЛЬНИКОВ


РУССКИЕ
   ПУТЕШЕСТВЕННИКИ


ПЕРВООТКРЫВАТЕЛИ

ГЕОГРАФИЯ ЧУДЕС

СОКРОВИЩА ЗЕМЛИ

МОРЯ И ОКЕАНЫ

ВУЛКАНЫ

СТИХИЙНЫЕ БЕДСТВИЯ

ЗАГАДКИ МАТЕРИКОВ И
   ОКЕАНОВ


ЗНАКОМЬТЕСЬ: ЕВРОПА

ЗНАКОМЬТЕСЬ: АФРИКА

ПОГОДА. ЧТО, КАК И
   ПОЧЕМУ?


ШКОЛЬНИКАМ О
   СЕВЕРНОМ СИЯНИИ


ГЕОГРАФИЯ.
   ЗЕМЛЕВЕДЕНИЕ. 6 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ
   ПО ГЕОГРАФИИ


ТИПОВЫЕ ВАРИАНТЫ
   КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ
   В ФОРМАТЕ ЕГЭ


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ
   ПО ГЕОГРАФИИ


АСТРОНОМИЯ В ШКОЛЕ

КАРТОЧКИ ПО
   АСТРОНОМИИ


ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   ШКОЛЬНИКА "КОСМОС И
   ВСЕЛЕННАЯ"


ЗАДАЧИ ДЛЯ ОЛИМПИАДЫ
   ПО АСТРОНОМИИ. 10-11 КЛАССЫ
   КЛАССЫ"


ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ
   ПО АСТРОНОМИИ


ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

ИНТЕРЕСНОЕ
   ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЕ


ЧЕЛОВЕКОВЕДЕНИЕ
   ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ


РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО
   ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ.
   8 КЛАСС


ТЕМАТИЧЕСКИЕ
   КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ
   ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ.
   8 КЛАСС


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ

ТИПОВЫЕ ТЕСТЫ В
   ФОРМАТЕ ЕГЭ


ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ
   УЧИТЕЛЯ


ХРИСТИАНСТВО

ЖИТИЯ СВЯТЫХ
    В КАРТИНКАХ


ПУТЕВОДИТЕЛЬ ПО МИРОВОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЕ

БОГИ ОЛИМПА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
   МИФОЛОГИЯ


РУССКИЕ НАРОДНЫЕ
   ПРОМЫСЛЫ


ШКОЛЬНИКАМ О МУЗЕЯХ

СКУЛЬПТУРА

ЧУДЕСА СВЕТА

ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ
   МОСКВЫ


ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ
   САНКТ-ПЕТЕРБУРГА



ИЗО В ШКОЛЕ

ОСНОВЫ РИСУНКА ДЛЯ
   УЧЕНИКОВ 5-8 КЛАССОВ


УРОКИ ПОШАГОВОГО
   РИСОВАНИЯ


РУССКИЕ ЖИВОПИСЦЫ


ФИЗКУЛЬТУРА В ШКОЛЕ

Я УЧИТЕЛЬ ФИЗКУЛЬТУРЫ

ИСТОРИЯ ОЛИМПИЙСКИХ
   ИГР


УРОКИ КУЛЬТУРЫ
   ЗДОРОВЬЯ


УПРАЖНЕНИЯ И ИГРЫ
   С МЯЧОМ


УРОКИ ФУТБОЛА

АТЛЕТИЧЕСКАЯ
   ГИМНАСТИКА


ЛЕЧЕБНАЯ ФИЗКУЛЬТУРА
   В СПЕЦИАЛЬНОЙ ГРУППЕ


УПРАЖНЕНИЯ НА
   РАСТЯЖКУ


АТЛЕТИЗМ БЕЗ ЖЕЛЕЗА


ТЕХНОЛОГИЯ В ШКОЛЕ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО
   ТЕХНОЛОГИИ ДЛЯ
   ДЕВОЧЕК. 6 КЛАСС


УРОКИ КУЛИНАРИИ В
   5 КЛАССЕ


КАРТОЧКИ ДЛЯ
    ОПРОСА ПО ТЕХНОЛОГИИ. 5 КЛАСС


ПРАКТИКУМ ПО
   СЛЕСАРНЫМ РАБОТАМ


ВЫПИЛИВАНИЕ ИЗ ФАНЕРЫ


ЭРУДИТ-КОМПАНИЯ

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ

АФОРИЗМЫ

АФОРИЗМЫ ОБ
   ОБРАЗОВАНИИ


АФОРИЗМЫ ОБ УЧИТЕЛЕ
   И УЧЕНИКЕ


Яндекс.Метрика Copyright MyCorp © 2024 Рейтинг@Mail.ru