Четверг, 21.11.2024, 22:38                                                                    ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ    ПОРТАЛ
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

З  В  О  Н  О  К   НА   У  Р  О  К

Было бы желание - найдешь на сайте знания!

Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | 

НАГЛЯДНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ОФОРМЛЕНИЯ СТЕНДОВ  РАБОТА С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ
МЕНЮ САЙТА

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРА В ШКОЛЕ

ЕГЭ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

ВЕЛИКИЕ ПИСАТЕЛИ

ИЗУЧЕНИЕ ТВОРЧЕСТВА
   ГОГОЛЯ


50 КНИГ ИЗМЕНИВШИХ
   ЛИТЕРАТУРУ


ТРЕНИНГИ "ТВОРЧЕСКАЯ
   ЛАБОРАТОРИЯ УЧИТЕЛЯ
    ЛИТЕРАТУРЫ"


ТЕМАТИЧЕСКОЕ
   ОЦЕНИВАНИЕ ПО
   ЛИТЕРАТУРЕ В 11 КЛАССЕ


ОЛИМПИАДА ПО
   ЛИТЕРАТУРЕ. 10 КЛАСС


ЛИТЕРАТУРНЫЕ РЕБУСЫ
   ПО ТВОРЧЕСТВУ ПОЭТОВ
   СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА


ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ

ТЕМАТИЧЕСКИЕ КАРТОЧКИ
   ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


КАК УЧИТЬ АНГЛИЙСКИЕ
   СЛОВА ЭФФЕКТИВНО


АНГЛИЙСКИЕ ВРЕМЕНА В
   ТЕКСТАХ И УПРАЖНЕНИЯХ


РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ
   ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


200 АНГЛИЙСКИЙ ВЫРАЖЕНИЙ.
   ТЕХНИКА ЗАПОМИНАНИЯ


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ В
   ФОРМАТЕ ЕГЭ ПО
   АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ТИПОВЫЕ ВАРИАНТЫ
   ЗАДАНИЙ ЕГЭ ПО
   АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ГРАММАТИКА
   ИСПАНСКОГО ЯЗЫКА


ФРАНЦУЗСКИЙ ЯЗЫК

ФРАНЦУЗСКИЕ СЛОВА.
   ВИЗУАЛЬНОЕ
   ЗАПОМИНАНИЕ


ГРАММАТИКА
   ФРАНЦУЗСКОГО ЯЗЫКА


ВНУТРИШКОЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ
   ПО ФРАНЦУЗСКОМУ ЯЗЫКУ


ИСТОРИЯ В ШКОЛЕ

БИОЛОГИЯ В ШКОЛЕ

МАТЕМАТИКА В ШКОЛЕ

ФИЗИКА В ШКОЛЕ

ХИМИЯ В ШКОЛЕ

Категории раздела
ИСТОРИЯ ХИМИИ [58]
ХИМИЯ - ЭТО ИНТЕРЕСНО [124]
МИР, СОЗДАННЫЙ ХИМИКАМИ [52]
ШКОЛЬНИКАМ О ПРЕВРАЩЕНИИ ЭЛЕМЕНТОВ [25]
ЗАНИМАТЕЛЬНО О ХИМИИ [107]
СТИХОТВОРЕНИЯ К УРОКАМ ХИМИИ [12]

Статистика

Онлайн всего: 81
Гостей: 81
Пользователей: 0
Форма входа


Главная » Статьи » УВЛЕКАТЕЛЬНАЯ ХИМИЯ » ХИМИЯ - ЭТО ИНТЕРЕСНО

КЛЕТКА — ХИМИЧЕСКИЙ РЕАКТОР

В процессе промышленного получе­ния химических веществ очень час­то требуются высокие температура и давление. А иногда нужны особые ус­ловия, например присутствие силь­ных кислот или щелочей, а то и во­все электрические разряды. И это для получения какой-нибудь простой молекулы, в которую атомы не хотят так просто объединяться! А в живой клетке каждую секунду протекают сотни и тысячи всевозможных хими­ческих реакций. И происходит это в исключительно «мягких», как говорят химики, условиях: при температуре всего лишь в несколько десятков гра­дусов по Цельсию, атмосферном дав­лении и в нейтральной среде. Конеч­но, «жёстких» условий, свойственных промышленным процессам, хрупкие и нестабильные молекулы, из которых построены компоненты клеток, не выдержали бы. И тем не менее, как же клеткам удаётся проводить хими­ческие реакции, не прибегая к высо­ким температуре и давлению?

 Работа «химической лаборатории» клеток возможна только благодаря тому, что они содержат уникальные катализаторы, которые могут значи­тельно ускорять химические реакции. Это особые катализаторы — белковые молекулы, называемые ферментами.

Процветание различных форм жизни в значительной степени объясняется тем, что клетки способны образовы­вать большое количество ферментов. Ферменты не только обеспечивают протекание реакций в «мягких» усло­виях. Главное, что в их присутствии сложные многостадийные реакции могут происходить мгновенно.

Другая поразительная особенность «химической лаборатории» клетки — её стабильность. Казалось бы, если все реакции в клетке так тесно связаны между собой, то при малейшем сбое работа крошечной «химической ла­боратории» должна быть полностью парализована. На самом деле этого не происходит. Клетке удаётся при­спосабливаться к внешним условиям, управляя деятельностью собствен­ных ферментов.

Часто клетка использует простой, но изящный способ. Сам по себе ак­тивный центр фермента, где проис­ходит превращение субстрата, пред­ставляет собой очень небольшой участок молекулы. Однако молекулы продукта реакции, присоединившие­ся к различным участкам молекулы фермента, способны так изменить её форму, что субстрат уже не будет с ней связываться.

Этот механизм называется принци­пом обратной связи. Он напоминает работу терморегулятора в нагрева­тельной системе: когда температура превышает заданный предел, регуля­тор прекращает нагревание. Принцип обратной связи действует почти мгно­венно и, что очень важно, является об­ратимым: когда продукта становится мало, фермент снова «включается». Ча­ще всего так регулируется работа ферментов, которые находятся в на­чале последовательности реакций. Если «отключается» первый фермент, вся стоящая за ним последователь­ность реакций тоже «отдыхает». Таким образом, один продукт может блоки­ровать совокупность химических пре­вращений.

Если требуется продолжительное (от нескольких минут до нескольких часов) изменение активности фер­мента, клетка пускает в ход совершен­но другие механизмы. В этом случае к некоторым аминокислотным остат­кам фермента «привешивается» фос­фатная группа. Она несёт отрицатель­ный заряд, и если рядом с ней в молекуле фермента окажется отрица­тельно заряженный остаток амино­кислоты, одноимённо заряженные группы будут отталкиваться. Чтобы избежать этого невыгодного состоя­ния, молекула фермента должна при­нять другую форму — такую, в кото­рой уже нет места для субстрата. В результате из-за присоединения всего лишь одной фосфатной группы фермент теряет свою активность.

Комбинации различных механиз­мов регулирования деятельности ферментов могут вызывать сильные и длительные изменения «древа хими­ческих реакций», протекающих в клетке. «Включая» и «выключая» ак­тивность определённых ферментов, клетка направляет химические реак­ции по нужному ей пути. Так, глюко­за обычно используется в организме для получения энергии, которая вы­деляется при расщеплении молекул этого моносахарида. В некоторых условиях, например, после сильных физических нагрузок, организму не­обходимо восстановить запасы глю­козы. В таких случаях происходит пе­реключение с расщепления глюкозы на её синтез. И основную роль здесь играют ферменты, отвечающие в клет­ке за превращения углеводов

В процессе промышленного получе­ния химических веществ очень час­то требуются высокие температура и давление. А иногда нужны особые ус­ловия, например присутствие силь­ных кислот или щелочей, а то и во­все электрические разряды. И это для получения какой-нибудь простой молекулы, в которую атомы не хотят так просто объединяться! А в живой клетке каждую секунду протекают сотни и тысячи всевозможных хими­ческих реакций. И происходит это в исключительно «мягких», как говорят химики, условиях: при температуре всего лишь в несколько десятков гра­дусов по Цельсию, атмосферном дав­лении и в нейтральной среде. Конеч­но, «жёстких» условий, свойственных промышленным процессам, хрупкие и нестабильные молекулы, из которых построены компоненты клеток, не выдержали бы. И тем не менее, как же клеткам удаётся проводить хими­ческие реакции, не прибегая к высо­ким температуре и давлению?

Работа «химической лаборатории» клеток возможна только благодаря тому, что они содержат уникальные катализаторы, которые могут значи­тельно ускорять химические реакции. Это особые катализаторы — белковые молекулы, называемые ферментами.

Процветание различных форм жизни в значительной степени объясняется тем, что клетки способны образовы­вать большое количество ферментов. Ферменты не только обеспечивают протекание реакций в «мягких» усло­виях. Главное, что в их присутствии сложные многостадийные реакции могут происходить мгновенно.

Другая поразительная особенность «химической лаборатории» клетки — её стабильность. Казалось бы, если все реакции в клетке так тесно связаны между собой, то при малейшем сбое работа крошечной «химической ла­боратории» должна быть полностью парализована. На самом деле этого не происходит. Клетке удаётся при­спосабливаться к внешним условиям, управляя деятельностью собствен­ных ферментов.

Часто клетка использует простой, но изящный способ. Сам по себе ак­тивный центр фермента, где проис­ходит превращение субстрата, пред­ставляет собой очень небольшой участок молекулы. Однако молекулы продукта реакции, присоединившие­ся к различным участкам молекулы фермента, способны так изменить её форму, что субстрат уже не будет с ней связываться.

Этот механизм называется принци­пом обратной связи. Он напоминает работу терморегулятора в нагрева­тельной системе: когда температура превышает заданный предел, регуля­тор прекращает нагревание. Принцип обратной связи действует почти мгно­венно и, что очень важно, является об­ратимым: когда продукта становится мало, фермент снова «включается». Ча­ще всего так регулируется работа ферментов, которые находятся в на­чале последовательности реакций. Если «отключается» первый фермент, вся стоящая за ним последователь­ность реакций тоже «отдыхает». Таким образом, один продукт может блоки­ровать совокупность химических пре­вращений.

Если требуется продолжительное (от нескольких минут до нескольких часов) изменение активности фер­мента, клетка пускает в ход совершен­но другие механизмы. В этом случае к некоторым аминокислотным остат­кам фермента «привешивается» фос­фатная группа. Она несёт отрицатель­ный заряд, и если рядом с ней в молекуле фермента окажется отрица­тельно заряженный остаток амино­кислоты, одноимённо заряженные группы будут отталкиваться. Чтобы избежать этого невыгодного состоя­ния, молекула фермента должна при­нять другую форму — такую, в кото­рой уже нет места для субстрата. В результате из-за присоединения всего лишь одной фосфатной группы фермент теряет свою активность.

Комбинации различных механиз­мов регулирования деятельности ферментов могут вызывать сильные и длительные изменения «древа хими­ческих реакций», протекающих в клетке. «Включая» и «выключая» ак­тивность определённых ферментов, клетка направляет химические реак­ции по нужному ей пути. Так, глюко­за обычно используется в организме для получения энергии, которая вы­деляется при расщеплении молекул этого моносахарида. В некоторых условиях, например, после сильных физических нагрузок, организму не­обходимо восстановить запасы глю­козы. В таких случаях происходит пе­реключение с расщепления глюкозы на её синтез. И основную роль здесь играют ферменты, отвечающие в клет­ке за превращения углеводов


Пара танцоров-профессионалов — яркий пример комплементарности.


Фрагмент вируса табачной мозаики

Категория: ХИМИЯ - ЭТО ИНТЕРЕСНО | Добавил: admin (01.07.2012)
Просмотров: 1262 | Теги: Методическая копилка для педагогов, дидактический материал по химии, занимательная хи, дополнительный материал по химии, изучаем химию, к урокам химии | Рейтинг: 5.0/1
Поиск

ИНФОРМАТИКА В ШКОЛЕ

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   ПРОФЕССОРА ФОРТРАНА


ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   ШКОЛЬНИКА "КОМПЬЮТЕР"


ПРАКТИКУМ ПО
   МОДЕЛИРОВАНИЮ.
   7-9 КЛАССЫ


РЕШЕНИЕ ТИПОВЫХ ЗАДАЧ
   ПО ПРОГРАММИРОВАНИЮ
   НА ЯЗЫКЕ PASCAL


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ
   ПО ИНФОРМАТИКЕ


ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ
   РАБОТЫ ПО
   ИНФОРМАТИКЕ. 11 КЛАСС


ГЕОГРАФИЯ В ШКОЛЕ

ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ
   ЭНЦИКЛОПЕДИЯ


ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
   ГЕОГРАФИЯ


ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   ГЕОГРАФИЯ РОССИИ


СПРАВОЧНИК ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ
   ПО ГЕОГРАФИИ


ЗАГАДКИ ТОПОНИМИКИ

ФИТОГЕОГРАФИЯ ДЛЯ
   ШКОЛЬНИКОВ


РУССКИЕ
   ПУТЕШЕСТВЕННИКИ


ПЕРВООТКРЫВАТЕЛИ

ГЕОГРАФИЯ ЧУДЕС

СОКРОВИЩА ЗЕМЛИ

МОРЯ И ОКЕАНЫ

ВУЛКАНЫ

СТИХИЙНЫЕ БЕДСТВИЯ

ЗАГАДКИ МАТЕРИКОВ И
   ОКЕАНОВ


ЗНАКОМЬТЕСЬ: ЕВРОПА

ЗНАКОМЬТЕСЬ: АФРИКА

ПОГОДА. ЧТО, КАК И
   ПОЧЕМУ?


ШКОЛЬНИКАМ О
   СЕВЕРНОМ СИЯНИИ


ГЕОГРАФИЯ.
   ЗЕМЛЕВЕДЕНИЕ. 6 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ
   ПО ГЕОГРАФИИ


ТИПОВЫЕ ВАРИАНТЫ
   КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ
   В ФОРМАТЕ ЕГЭ


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ
   ПО ГЕОГРАФИИ


АСТРОНОМИЯ В ШКОЛЕ

КАРТОЧКИ ПО
   АСТРОНОМИИ


ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   ШКОЛЬНИКА "КОСМОС И
   ВСЕЛЕННАЯ"


ЗАДАЧИ ДЛЯ ОЛИМПИАДЫ
   ПО АСТРОНОМИИ. 10-11 КЛАССЫ
   КЛАССЫ"


ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ
   ПО АСТРОНОМИИ


ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

ИНТЕРЕСНОЕ
   ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЕ


ЧЕЛОВЕКОВЕДЕНИЕ
   ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ


РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО
   ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ.
   8 КЛАСС


ТЕМАТИЧЕСКИЕ
   КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ
   ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ.
   8 КЛАСС


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ

ТИПОВЫЕ ТЕСТЫ В
   ФОРМАТЕ ЕГЭ


ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ
   УЧИТЕЛЯ


ХРИСТИАНСТВО

ЖИТИЯ СВЯТЫХ
    В КАРТИНКАХ


ПУТЕВОДИТЕЛЬ ПО МИРОВОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЕ

БОГИ ОЛИМПА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
   МИФОЛОГИЯ


РУССКИЕ НАРОДНЫЕ
   ПРОМЫСЛЫ


ШКОЛЬНИКАМ О МУЗЕЯХ

СКУЛЬПТУРА

ЧУДЕСА СВЕТА

ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ
   МОСКВЫ


ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ
   САНКТ-ПЕТЕРБУРГА



ИЗО В ШКОЛЕ

ОСНОВЫ РИСУНКА ДЛЯ
   УЧЕНИКОВ 5-8 КЛАССОВ


УРОКИ ПОШАГОВОГО
   РИСОВАНИЯ


РУССКИЕ ЖИВОПИСЦЫ


ФИЗКУЛЬТУРА В ШКОЛЕ

Я УЧИТЕЛЬ ФИЗКУЛЬТУРЫ

ИСТОРИЯ ОЛИМПИЙСКИХ
   ИГР


УРОКИ КУЛЬТУРЫ
   ЗДОРОВЬЯ


УПРАЖНЕНИЯ И ИГРЫ
   С МЯЧОМ


УРОКИ ФУТБОЛА

АТЛЕТИЧЕСКАЯ
   ГИМНАСТИКА


ЛЕЧЕБНАЯ ФИЗКУЛЬТУРА
   В СПЕЦИАЛЬНОЙ ГРУППЕ


УПРАЖНЕНИЯ НА
   РАСТЯЖКУ


АТЛЕТИЗМ БЕЗ ЖЕЛЕЗА


ТЕХНОЛОГИЯ В ШКОЛЕ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО
   ТЕХНОЛОГИИ ДЛЯ
   ДЕВОЧЕК. 6 КЛАСС


УРОКИ КУЛИНАРИИ В
   5 КЛАССЕ


КАРТОЧКИ ДЛЯ
    ОПРОСА ПО ТЕХНОЛОГИИ. 5 КЛАСС


ПРАКТИКУМ ПО
   СЛЕСАРНЫМ РАБОТАМ


ВЫПИЛИВАНИЕ ИЗ ФАНЕРЫ


ЭРУДИТ-КОМПАНИЯ

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ

АФОРИЗМЫ

АФОРИЗМЫ ОБ
   ОБРАЗОВАНИИ


АФОРИЗМЫ ОБ УЧИТЕЛЕ
   И УЧЕНИКЕ


Яндекс.Метрика Copyright MyCorp © 2024 Рейтинг@Mail.ru