На передаче электронов молекуле кислорода «приключения»
глюкозы в клетке заканчиваются. Из каждой образовавшейся при распаде глюкозы
молекулы НАД•Н получаются три молекулы АТФ, а из каждой молекулы ФАД•Н2
— две молекулы АТФ. Всего одна молекула глюкозы даёт клетке десять молекул
НАД•Н и две молекулы ФАД•Н2. Если учесть, что при распаде глюкозы
до углекислого газа синтезировались ещё четыре АТФ, всего образуется 38 молекул
АТФ на одну молекулу глюкозы (4+10•3+2•2).
«Доход» аэробной клетки от одной молекулы глюкозы.
Аэробная клетка запасает 1163 кДж свободной энергии
(30,6•38) с одного моля глюкозы. А выделяется за счёт окисления кислородом
одного моля глюкозы около 2850 кДж. Значит, КПД «аэробной машины» по
вырабатыванию энергии равен примерно 40%
(1163: 2850•100%). КПД
«анаэробной машины», в которой всё заканчивается на стадии гликолиза,
составляет приблизительно 30% -верхний предел бензинового двигателя
внутреннего сгорания. КПД 40% характерен для более экономичных дизельных
двигателей. Так что можно сказать, что в анаэробах действуют природные
«бензиновые двигатели», а в аэробах — природные «дизели». Но главное достижение
природы, создавшей после анаэробов аэробные организмы, совсем не в этом. Благодаря
дыханию организм извлекает из одного и того же количества глюкозы почти в 20
раз больше энергии, чем при брожении! |